
Проект китайского главного боевого танка Prototype 122 до сего времени остается малоизвестным и порождает огромное количество легенд. В фаворитных СМИ этот танк неверно именуют «WZ-122», что по сути является неприемлимым заглавием. Самый реальный WZ-122 - это более поздний средний танк Type 80, который появился практически через 10 лет после проекта Prototype 122. Но Type 80 - это практически 5-й экспериментальный эталон танка проекта Prototype 122, при этом самый зрелый и надежный. Чтоб прояснить обширно распространенное заблуждение о китайской наземной технике, нужно разъяснить значение префикса «WZ-». «WZ-» - это аббревиатура инициалов китайской транскрипции латинскими знаками «Weapon Equipment» (Wu qì zhuāng bèi), и это заводское, а не армейское обозначение военной техники.
Не все бывалые эталоны могли получить обозначение «WZ-», а только те, которые прошли тесты и были признаны применимыми для серийного производства. Все же, эти машины все еще были бы отвергнуты армией, независимо от разрешения правительственных комиссий. Отсюда и такие танки, как WZ-132, получившие приставку «WZ-», но так и не имевшие шанса на вооружении китайской армии. Меж тем, танки с приставкой «WZ-» либо без нее непременно различные, но имеют тот же самый источник происхождения, как проект Prototype 122 и WZ-122.
Чтоб узнать происхождение танка проект Prototype 122 (WZ-122), мы не можем не упомянуть о появлении китайско-советского конфликта в 1969 году. Русский Т-62, оккупированный в Чжэньбао на полуострове Даманский, вызвал панику у китайских властей. Type 59 (китайская версия Т-54А) сразу был признан устаревшим, и требования к конструкции были соответственно приведены в соответствие с Т-62. Первой попыткой соответствовать заявленным требованиям стал танк Type 69 (WZ-121) со 100-мм гладкоствольной пушкой, но он вышел более чем плохой. Пушка слабая, а другие составляющие ненамного лучше, чем на уникальном Type 59. В целом танк Type 69 (WZ-121) считается применимым, но его свойства были недостаточные чтоб составить конкурентнсть русским Т-62, тогда появилась необходимость в совсем новеньком танке.
Завод 617 в Баотоу принял заказ, как и ожидалось, так как другого завода, способного проектировать танки, в Китае в то время не было. Будучи побочным продуктом трагической китайской культурной революции, технические свойства первого проекта Prototype 122 были очень гиперболизированы, а реальные способности китайской танковой индустрии не соответствовали требованиям. Первую конструкцию танка Prototype 122 (WZ-122) обычно именуют «тройной гидросистемой» (triple-hydro), потому что он имеет гидравлическую коробку, гидропневматическую подвеску и гидроассистирующее управление.
|
|
1-ый эталон опытнейшего танка Prototype 122 (WZ-122) имеет цельнолитую башню с установленной в ней 120-мм гладкоствольной пушкой. Заимствование русских технологий с самого начала не заладилось, сначала не выходило организовать серийный выпуск копий русских 115-мм гладкоствольных орудий У-5ТС. В качестве подмены установили 120-мм гладкоствольную пушку на 122 имеет длину ствола 5,75м, что неописуемо близко к пушке У-5ТС. Она имеет исходную скорость 1610 м/с и может пробивать 120-мм RHA, установленный под углом 65°, с 1000 м при дульном давлении 330 МПа. Любопытно, что танк 122 (WZ-122) - самый 1-ый в мире танк, использующий 120-мм гладкоствольную пушку. От пуска ПТУР через ствол пришлось отрешиться из-за отсутствия в КНР соответственных боеприпасов. Это вынудило дополнительно смонтировать по 2 ракетные установки с каждой стороны башни стреляющие ПТУР. Также китайская индустрия не смогла сделать выпуск 20-мм зенитной автоматической пушки. В качестве кандидатуры на крыше башни установили спаренную 12,7-мм пулеметную установку.

Сборку 2-ух опытнейших экземпляров окончили в январе 1971 года. Форма корпуса фактически стопроцентно копировала Т-62, только надгусеничные полки превратили в ящики из броневой стали. Верхний лобовой лист корпуса получил больший наклон, а обводы лобовой части башни имели более пологую форму. Танк получил гидропневматическую подвеску с изменяемым клиренсом, также гидравлические передачи. Дальше новенькая машина в течение 2-ух лет, до 1973 года подвергалась испытаниям, в процессе которых прошла около 3000 км. Основным итогом стали выводы о очень низкой надежности фактически всех новых узлов и агрегатов. Маленький технологический уровень китайской индустрии тех пор не сумел правильно «воплотить в металле» задумки конструкторов, так что шансы быть принятым на вооружение у первого эталона Prototype 122 (WZ-122) на сто процентов отсутствовали.
Логично, что китайцы так и не не смогли запустить в массовое создание гидропневматическую подвеску и гидротрансформатор. Тогда китайские конструкторы пошли на компромисс по примеру опытнейшего эталона русского танка с механической коробкой «Объект 252», и в итоге появился 2-ой макет танка Prototype 122 «triple-mechanical» (тройная механика), на котором установили механические коробку и торсионную подвеску. Не считая того, 122-я «тройка-механика» сохранила огромную часть конструкции самой первой начальной «тройки-гидро», в том числе форму корпуса, силовую установку, башню. Но у него появилась новенькая 120-мм пушка с другим дульным тормозом, которая зрительно так похожа на 115-мм пушку У-5ТС, что этот танк обычно путают с каким-либо тиражируемым Т-62. Но её четкие технические свойства до сего времени остаются засекреченными, так как эта самая пушка установлена на самоходной противотанковой установке Type 89. К огорчению, отсутствие новых частей в конструкции и ненадежность, опять сделало этот танк обыденным. Данный проект так стремительно отклонили, что на танк даже не установили ракетные установки ПТУР. После закрытия программки один экземпляр Prototype 1221 (WZ-122-1) в опытнейшем порядке переоборудовали в машину артиллерийских наблюдателей, после этого он занял место в экспозиции музея в Пекине. А вот экземпляр WZ-122 в полуразобранном виде продолжает находиться на задворках музея.

К тому времени, когда 2-ой проект Prototype 1222 (WZ-122-2) был отклонен, китайские власти уже серьезно волновались о русском нападении на Китай с севера. В итоге исследования проекта Prototype 122, мощи завода 617 были воспроизведены и перенесены в более южный город Лоян, который похож на китайский вариант Челябинска, но только меньше и наименее известен как промышленный город. Открытие новейшей фабрики в Лояне вышло в апреле 1970 года, потому фабрика была названа в ее честь. Завод 704 вернул отработанную конструкцию «тройки-механики» и ввел на новеньком танке механический автомат заряжания. По сопоставлению с «тройкой-механикой» в новейшей конструкции изменена форма задней части башни под автомат заряжания, который на самом деле является автоматическим вспомогательным механизмом заряжания, наподобие паркетника - что-то среднее по примеру французского AMX-50 и русского ИС-7. Автомат заряжания показал надежную работу, но оказалось что он не очень то и помогает из-за собственной медлительности. Также на танк 704 установили по две ракетные установки по краям башни.
|
|
По драматичности судьбы, это изделие завода 704 никогда не имело официального наименования, его обычно называли просто «танк 704» и нередко путали с «Объектом 704» ЧКЗ. На самом деле, это 3-ий проект танка Prototype 122, и тот, который до сего времени оставался наилучшим, но менее известен из-за высочайшей секретности. Танк 704 принято рассматривать как параллельный проект либо «вилку» танка Prototype 122, но он является той «недостающей» третьей версией проекта Prototype 122 (WZ-122-3). Он был снят с производства заводом 704 в связи с ценностью выпуска Type 59. Все же, главная ветвь разработки проекта Prototype 122 (WZ-122) осталась на Заводе 617.

Последующий проект танка Prototype 122 (WZ-122) можно именовать самым впечатляющим посреди всех выпусков построенных прототипов 122. Танк проекта Prototype 1224 (WZ-122-4) - это реактивация всего проекта после окончания китайской культурной революции. Запущенный заводом 617 в апреле 1978 года, танк Prototype 1224 (WZ-122-4) практически был попыткой подражать германскому Leopard 2, созданному для борьбы с русскими Т-72. Командующий китайской армией получил возможность посетить завод Krauss-Maffei посреди 1970-х годов, чтоб узреть Leopard 2, который еще даже не поступил на вооружение, и его очень поразила подвижность этого германского танка. И немцы, и китайцы желали, чтоб китайцы могли импортировать либо создавать Leopard 2 по лицензии, но Китай не мог себе этого позволить в конце 1970-х годов. Ограничивающим условием являлся не только лишь денежный бюджет, но также и уровень подготовки рабочих, которые также имеют решающее значение для процесса производства.
|
|
Непременно, танк Prototype 1224 (WZ-122-4) никогда толком не был на этом же уровне с Leopard 2, но он был безусловно уникален по тем временам, потому что смотрелся сказочным гибридом меж русскими танками и западными танками. Невзирая на то, что сварная башня принята на вооружение, на танк Prototype 1224 (WZ-122-4) никогда не устанавливалась композитная броня. В отличие от обыденных представлений о нем, в центре внимания и приоритета танка Prototype 1224 (WZ-122-4) не огневая мощь либо защита, а подвижность. На самом деле, это совсем новый испытательный щит для будущей оружейной платформы - новые движки, новое вооружение и новенькая броня. Увеличенный моторный отдел был разработан для германского мотора MTU MB-8V331 TC 41. Движок в главном соответствует техническим требованиям с гидротрансформатором разработки Завода 617 и двухдисковым планетарным редуктором, но его недочеты заключаются исключительно в габаритах и охлаждении. Чтоб преодолеть это, над движком установлены 2 циклопических вентилятора, которые очень препятствуют углу склонения пушки вспять. Танк Prototype 1224 (WZ-122-4) употребляет новое шасси с 12 опорными катками. Хоть танк Prototype 1224 и получил новейшую нынешнюю башню, но в качестве главного орудия на нем всё так же употребляется "древняя" 120-мм пушка, которая устанавливалась на 1-ые Prototype 122 "тройки-гидро". Невзирая на «западную» наружность, танк Prototype 1224 (WZ-122-4) как и раньше настолько же малогабаритен, как и обычные русские танки.

Оценка танка Prototype 1224 (WZ-122-4) завершилась отзывом «приемлемо, но неудовлетворительно». Потом последовали несколько новых модификаций с более либо наименее конструктивными переменами. Проекты танка Prototype 1226 и Prototype 1226F2 ничем не отличаются, не считая движков. В проекте Prototype 1226 употребляется дизельный движок 8V165 с завода 636, а в Prototype 1226F2 употребляется дизельный движок 12150ZL с завода 616. Оба этих мотора могли развивать мощность 986 л.с. И Prototype 1226, и Prototype 1226F2 используют 5-ступенчатую гидроавтоматическую коробку разработки Завода 617. Еще одна «ретроспективная» конструкция Prototype 1226 и Prototype 1226F2 - возврат гидропневматической подвески. Употребляется полуавтозагрузчик неведомого типа, но стволы орудий липовые, а орудия на Prototype 1226 и 1226F2 никогда не испытывались с реальными снарядами. Сейчас серия Prototype 1226 признана на испытаниях удовлетворительной, но не надежной.
|
|
Выработки всего проекта Prototype 122 (WZ-122) легли в базу более поздних китайских танков, а окончательным плодом этого проекта стал WZ-122, он же Type 80, 5-й и самый ограниченный вариант, произведенный в ноябре 1980 года. Любопытно, что он никогда не именовался танком «1225». Танк Type 80 соединяет внутри себя большой опыт серий Type 69 и Type 79 и становится первым шагом на пути к Type 96. Это 1-ый по-настоящему нынешний китайский танк, вобравший в себя гены из СССР, Германии и Англии, и 1-ая страничка Китайские главные боевые танки, также безупречное окончание проекта Prototype 122 (WZ-122). Весь проект растянулся на 11 лет, в нем участвовало более 20 заводов и институтов Китая, что кидало вызов силам китайских рабочих и ученых, и свидетельствовало о необыкновенном интересе поколения китайских танкостроителей в ту беспокойную, но славную эру.
Технические свойства WZ-122
Боевая масса, т 37,5 (в 1970 году)
Экипаж, чел 4
Главные размеры, мм
- длина с пушкой вперед 9335
- длина по корпусу 6630
- ширина 3300
- высота полная 2807
- высота по крыше башни 2395
- клиренс 430(наибольший)
Удельное давление на грунт, кг/см2 0,75
Бронирование, мм
- лоб корпуса 100
- борт корпуса 20-80
- лоб башни 240
- борт башни 150
- крыша 20
Вооружение (боезапас, выстр.)
- 120-мм гладкоствольная пушка - 1 (40)
- 7,62-мм пулемет Type 59-T - 1 (2500)
- 12,7-мм зенитный пулемет Type 54 - 2 (500)
- установки ПТУР - 4
Стабилизация вооружения двухплоскостная
Механизм заряжания ручной
Подвижность
- тип и марка мотора дизельный «12150L7BW»
- наибольшая мощность, л.с 580
- удельная мощность, л.с./т 15,68
- наибольшая скорость, км/ч 50
- емкость топливных баков (+в доп баках), л 960 (+400)
- припас хода (с доп баками), км 450 (650)
Преодолеваемые препятствия
- подъем, град 32
- наклон, град 30
- ров, м 2,85
- стена, м 0,8
- брод, м 1,4
Источник: dogswar.ru