
Сразу после окончания 2-ой мировой войны южноамериканское Управление стратегических служб (OSS либо Office of Strategic Services) - предшественник сегодняшнего Центрального разведывательного управления - производило очень масштабную программку с целью исследования доставшихся янки в качестве трофеев разных образцов вооружения, военной техники и оборудования, на предмет возможной способности их использования в интересах американских спецслужб. В том числе заморские «рыцари плаща и кинжала» проводили насыщенные тесты и разных сверхмалых подводных лодок противника, попавших тем либо другим образом в их руки. Посреди них оказалась и одна совсем исправная сверхмалая подводная лодка типа «Зеехунд», с тактическим номером U-5075, которая была доставлена на местность США в 1945 году и после длительных скитаний отыскала свое пристанище в экспозиции Музея военного судостроения США в городке Куинси, штат Массачусетс (United States Naval Shipbuilding Museum).
Вобщем, по неким другим данным, на местность Соединенных Штатов было доставлено как минимум два либо три «Зеехунда», но следы других на текущий момент исследователями обнаружены пока не были. Но на этом америкосы не тормознули, но в дело сейчас вступили уже военные мореплаватели, которых тоже очень очень заинтересовывало такое «чудо-оружие», как сверхмалые субмарины. А именно, летом 1950 года на местность военно-морской базы ВМС США Норфолк прибыла английская сверхмалая подводная лодка типа «X» с тактическим номером XE7. Это была мини-субмарина типа «XE» - улучшенный вариант мини-подлодок типа «X». Английская сверхмалютка прошла в Америке насыщенную программку опытнейшей эксплуатации.

Не считая того, с целью исследования продуктивности и правильной организации системы противолодочной и противодиверсионной обороны портов, военно-морских баз и пт базирования Военно-морских сил США на восточном побережье страны южноамериканское военно-морское командование использовало трофейные мини-субмарины типа «Зеехунд», взятые, как на данный момент принято гласить, «в лизинг» у французских Военно-морских сил. В последнем случае командование ВМС США в 1953 году направило командованию ВМС Франции запрос насчет способности откомандирования на недолговременное время в распоряжение Пентагона 2-ух сверхмалых подлодок типа «Зеехунд», находившихся в боевом составе ВМС Франции. Париж ответил согласием и выделил янки сверхмалые подводные лодки S-622 и S-623. В течение 2-ух лет экипажи взятых «во временное пользование» мини-подлодок типа «Зеехунд» проводили учебные торпедные атаки, при этом они все оказались, к вящему удивлению командования американских Военно-морских сил, успешными! Германская сверхмалая подводная лодка была охарактеризована как «единственный тип сверхмалой подводной лодки, который серьезно строился для германского флота».
По результатам оценки испытаний, проведенных с внедрением сверхмалюток различного типа, южноамериканскими спецами было изготовлено два принципиальных вывода:
- во-1-х, система безопасности портов страны и даже военно-морских баз и пт базирования американских Военно-морских сил была признана никуда не пригодной и добивалась суровой переработки, в особенности в свете наметившегося потрясающего противоборства с бывшим партнером по антигитлеровской коалиции - Русским Союзом;
- во-2-х, было установлено, что данный вид военно-морской техники, а конкретно сверхмалые подводные лодки, имеет очень высочайший боевой потенциал, вследствие чего просит к себе более пристального внимания и заслуживает принятия на вооружение Военно-морских сил США.
После анализа конструктивных особенностей германских сверхмалых подводных лодок типа «Зеехунд», также обобщения результатов достаточно масштабной опытнейшей эксплуатации данных мини-подлодок силами особых операций Военно-морских сил США и американской Военно-морской разведкой, командование Военно-морских сил Соединенных Штатов в итоге пришло к полностью закономерному выводу о необходимости предстоящего продолжения работ в данной области и сотворения эталона военно-морской техники подобного класса, но уже вполне государственной разработки и постройки. С этой целью проектным организациям было выдано тактико-техническое задание на создание опытнейшей сверхмалой подводной лодки специального предназначения, которую надлежало спроектировать и выстроить, потом - подвергнуть всесторонним испытаниям, а потом - ввести в боевой состав южноамериканского флота. В итоге этой работы на свет и появилась 1-ая в истории ВМС США сверхмалая подводная лодка.
Многообещающая опытнейшая, либо как ее еще принято обозначать - экспериментальная, сверхмалая подводная лодка специального предназначения получила обозначение X-1. В качестве префикса к наименованию мини-субмарины применялась аббревиатура SS - от Submarine Studies, что можно перевести с британского как «исследования в области подводного кораблестроения» (в российском спец англо-русском морском словаре Submarine Studies переводится как «подводные исследования»). В таком обозначении был собственный смысл - предполагалось, что это экспериментальная подводная лодка, созданная для проведения разных исследовательских работ, а не для несения строевой службы. При всем этом следует особо отметить тот факт, что, так как сверхмалютка официально так и не вошла в боевой состав южноамериканского флота, то аббревиатура «USS» (United States Ship) к ней никогда официально не применялась, и если вы кое-где видите таковой факт, то знайте - это ошибка.

Заказ на постройку сверхмалой подводной лодки был выдан командованием американских Военно-морских сил 31 октября 1952 года, а 8 июня 1954 года 1-ая в истории ВМС США спец сверхмалютка была заложена на предприятии двигателестроительного подразделения известной в те годы промышленной компании «Fairchild Engine and Airplane Corporation». Судя по приводимым в забугорных источниках данным, потом мини-подлодка достраивалась на судоверфи «Jakobson Shipyard Inc.». Данная верфь в период с 1926-го по 1938 год размещалась в Бруклине, штат New-york (предприятие носило тогда заглавие «Jakobson & Petersen»), а в период с 1938-го по 1984 год - в местечке Ойстер-Бей, именитом тем, что тут в 1919 году погиб 26-й президент Соединенных Штатов Америки Теодор Рузвельт. Ойстер-Бей структурно заходит в состав города Ойстер-Бей - оба они размещены на южном побережье одноименного залива. В свою очередь залив Ойстер-Бей находится на северном побережье острова Лонг-Айленд в том же штате New-york.
При всем этом, что любопытно, в документах данной судоверфи информация по строительному номеру рассматриваемой нами сверхмалой подводной лодки X-1, как говорят забугорные исследователи, отсутствует: судя по всему, можно с большой толикой убежденности утверждать, что он ей и совсем не присваивался из-за изначальной «непонятности» этого типичного заказа. Через год, 7 сентября 1955 года, сверхмалая подводная лодка специального предназначения X-1 была спущена на воду в акватории судоверфи «Jakobson Shipyard Inc.», а 6 октября такого же года она была официально передана заказчику - Военно-морским силам Соединенных Штатов - в Нью-Лондоне, штат Коннектикут. 7 октября 1955 года сверхмалая субмарина X-1, находившаяся тогда под командованием лейтенанта Кевина Хэнлона, приступила к опытнейшей эксплуатации в составе американских Военно-морских сил. При всем этом подчеркну снова: в боевой состав южноамериканского флота сверхмалая подводная лодка X-1, как утверждается в американских источниках, официально так никогда и не вводилась, оставаясь все недолговременное время собственной службы чисто в опытнейшей эксплуатации.
В состав первого экипажа мини-субмарины X-1 вошли:
- коммандер Р.К. Маклин (CDR R. К. MacLean) - представитель командования 82-й дивизии подводных лодок ВМС США (COMSUBDIV 82), старший на борту;
- лейтенант Кевин Хэнлон - командир сверхмалой подводной лодки;
- главный старшина-моторист Чарльз Джонс (ENC Charles Jones);
- старшина 1-го класса - моторист Кеннет Эндрю (EN1 Kenneth Andrew);
- старшина 3-го класса - моторист Чарльз Аннэбл (EN3 Charles Annable);
- старшина 1-го класса - электрик Джек Роберте (ЕМ1 Jack Roberts).
Любопытно, что, невзирая на как бы высшую секретность работ и назначение сверхмалой подводной лодки X-1, ее постройка и тесты никак не были укрыты пеленой полной секретности, что вызвало к ней высочайший энтузиазм. В итоге уже в февральском номере пользующегося широкой известностью журнальчика «Popular Mechanics» за 1956 год, на страничке 124 появилась заметка «Военно-морские силы испытывают первую сверхмалую подводную лодку в качестве орудия близкого боя» (Navy Tests First Midget Submarine As Close-in Weapon), которая была посвящена экспериментальной мини-подлодке X-1 и содержала полностью благопристойную, судя по всему, даже никаким образом не ретушированную фотографию этого нового южноамериканского военно-морского «чудо-оружия». Посреди остального в заметке, а именно, указывалось, что постройка новейшей американской сверхмалютки осуществлялась «в авиационном ангаре», что, на взор создателя, полностью совершенно точно подтверждает приведенную выше информацию о том, что закладка и постройка сверхмалой подводной лодки велась в цехе в районе Дир-Парка, а достройка и спуск на воду производились потом на верфи «Jakobson Shipyard Inc.».
Особенности конструкции сверхмалой подводной лодки X-1
Опытнейшая сверхмалая подводная лодка специального предназначения X-1 имела последующие главные тактико-технические элементы:
- водоизмещение надводное - 31,5 тонны;
- водоизмещение подводное - 36,3 тонны;
- наибольшая масса полезной нагрузки - 2 тонны;
- главные размерения: длина - 49 футов 6 дюймов (около 15,09 метра), ширина - 7 футов (около 2,13 метра), осадка на миделе - 6 футов 2 дюйма (около 1,89 метра), наибольшая навигационная осадка - 7 футов (около 2,13 метра).
Штатный экипаж мини-субмарины X-1 включал 5 человек во главе с командиром (это был единственный офицер на подлодке), в дополнение к которым, по обнародованным в забугорной печати данным, на мини-подлодке могла располагаться особая диверсионно-разведывательная либо разведывательная группа в составе 4 либо 5 военнослужащих - боевые пловцы либо легководолазы. В этой связи, вобщем, необходимо подчеркнуть последующее. В американских источниках указывается, что во время испытаний мини-субмарины X-1 увеличенный до 6 человек экипаж практически чуть сумел поместиться на борту мини-подлодки. Потому где там же могли поместиться в общем случае аж 10 человек, другими словами приводимые в забугорных источниках экипаж и спецгруппа полного состава, да к тому же с вооружением и снаряжением, не совершенно понятно. Как представляется, данное утверждение является несколько гиперболизированным и, по последней мере, оно вызывает определенные сомнения. Нет предусмотренного для размещения доп спецгруппы места и на приведенной тут схеме рассматриваемой нами сверхмалютки.

Что все-таки касается вооружения, то оно на сверхмалой подводной лодке X-1 отсутствовало, исключая личное орудие и боевые средства военнослужащих спецгруппы. Корпус американской сверхмалютки имел отлично обтекаемую веретенообразную форму и собирался из нескольких секций. Практически на всем протяжении его высшей части была сооружена надстройка, в средней части которой имелась маленькая рубка - огораживание выдвижных устройств. Поближе к носу в корпусе мини-подлодки размещался входной лючок и прикрывавшая его конструкция, которая на ходу в надводном положении использовалась в качестве волноотбойного щитка (это отлично видно на фото). В нижней части корпуса подводной лодки X-1 был устроен типичный «горб», в средней части которого, судя по представленной тут схеме, размещались аккумуляторные батареи, тогда как его передняя часть использовалась в роли предохранительного, противоударного обтекателя, а задняя наполнялась водой.
Кормовое оперение сверхмалютки - крестообразное, с вертикальным и горизонтальным двухсекционными рулями и пятилопастным гребным винтом. Носовые горизонтальные рули сначало на мини-подлодке, судя по всему, отсутствовали. По последней мере, о них нигде не упоминается и их не видно ни на одной из фото первого периода существования сверхмалой подводной лодки X-1. Но потом маленькие носовые горизонтальные рули были установлены в носовой части надстройки, перед входным лючком на специально добавленной для этой цели конструкции. Снутри корпус мини-подлодки X-1 конструктивно разделялся на два отсека. 1-ый из отсеков был обитаемым. Тут размещались: шлюзовая камера (выход на правый борт), экипаж и спецгруппа (если она, естественно, вообщем могла погрузиться на эту мини-подлодку), также приборы управления субмариной. А именно, в носовом отсеке размещались приборы гидроакустической системы и/либо эхолота, пульт управления движением сверхмалой подводной лодки и управления работой главной энергетической установки, также оборудование системы кондиционирования воздуха.
В свою очередь 2-ой отсек - кормовой - был необитаемым и предназначался для размещения устройств силовой установки и другого корабельного оборудования. При всем этом после ремонта и модернизации передняя часть носового отсека с помощью платформы была разбита на два яруса: на нижнем находилась шлюзовая камера, а на верхнем - места для отдыха личного состава, аккумуляторная батарея, баллоны сжатого воздуха и кислородные баллоны. Сначало мини-субмарина X-1 имела комбинированную главную энергетическую установку на базе дизельного мотора, который в надводном положении работал на классическом дизельном горючем, а в подводном положении использовал двухкомпонентное горючее - обыденное и перекись водорода. Примененная на американской мини-подлодке основная энергоустановка представляла собой, таким образом, вариант известного мотора Вальтера, который был разработан германским инженером Хельмутом Вальтером.

Движок такового типа достался Военно-морским силам США в качестве трофея совместно с германской субмариной U-1406 проекта Тип XVIIB. Последняя была погружена 14 сентября 1945 года на борт транспортного судна «Shoemaker» и на последующий денек была выслана в Соединенные Штаты. Вобщем, были и некие отличия. Так, к примеру, в традиционном турбинном движке Вальтера в качестве энергоэлемента и окислителя использовалась концентрированная перекись водорода, которая под воздействием разных катализаторов - к примеру, пер-манганата натрия либо калия - распадалась с выделением значимого количества теплоты и образованием парогазовой консистенции с высочайшим содержанием кислорода и водяного пара. Парогазовая смесь потом поступала в камеру сжигания, куда также подавалось обычное жидкое горючее - происходила реакция горения, а образующаяся в итоге газовая смесь совершала работу в турбине и приводила в движение гребной винт. Отработанная газовая смесь направлялась в конденсатор - конденсировавшаяся вода и углекислый газ удалялись за борт подлодки.
В свою очередь, на американской сверхмалой подводной лодке X-1 был установлен не турбинный, как на трофейной германской субмарине U-1406, а дизельный движок, доделанный для работы под водой с применением перекиси водорода. В данном случае после разложения перекиси водорода приобретенная парогазовая смесь подавалась в камеру сжигания, куда также подавалось стандартное жидкое горючее. Приобретенная смесь поступала на входной коллектор дизеля, тогда как приобретенные в итоге обработки выхлопных газов вода и углекислый газ удалялись за борт.Припас перекиси водорода хранился на сверхмалой подводной лодке в специальной мягенькой цистерне емкостью около 1514 л.. Она была сделана из поливинил-хлорида и размещалась в носовой оконечности крепкого корпуса сверхмалой подводной лодки. Также на американской мини-субмарине были установлены, как ранее говорилось выше, аккумуляторная батарея и питаемый ею запасный электромотор. Последний был нужен на случай трагедии главной энергоустановки, но это очень не воспрепядствовало бы и в обыкновенном случае, так как в 1-ое время американским спецам просто никак не удалось сделать нормальную работу главной энергоустановки X-1.
Вобщем, экспериментальная энергоустановка в итоге длительное время на мини-субмарине не выдержала. Вышло это уже после окончания цикла испытаний, начатых в феврале 1957 года в акватории Портсмутской военно-морской верфи (Portsmouth Naval Shipyard). Дело в том, что 20 мая 1957 года на сверхмалой подлодке произошла суровая трагедия, вызванная взрывом припасов перекиси водорода и приведшая к значимым разрушениям носовой части мини-субмарины. Только чудом тогда удалось обойти человечьих жертв. Но по результатам расследования южноамериканскими адмиралами было принято решение переоборудовать X-1 под новейшую главную энергетическую установку. В конечном итоге она стала классической - дизель-электрической. Позднее один из флотских офицеров, принимавших роль в программке испытаний новейшей сверхмалой подводной лодки X-1, отмечал, что «самым принципиальным выводом, изготовленным в итоге данной экспериментальной программки, стало то, что на боевом корабле ни при каких обстоятельствах не следует допускать концентрации огромного количества нестабильной перекиси водорода». Трудно поспорить с таким суровым выводом.
Командование американских Военно-морских сил использовало сверхмалую подводную лодку X-1 в качестве опытнейшего корабля в целях исследования способности использования субмарин данного класса для решения задач борьбы с подводными диверсионными силами и средствами потенциального противника, сначала - русскими подводными диверсантами, которых на Западе, а в особенности в Соединенных Штатах, страшились как огня. В главном южноамериканскими спецами изучалась способность таковой подводной лодки обеспечивать эффективную охрану собственных военно-морских баз, пт базирования флота и портов, также решать задачки по борьбе с групповыми подводными носителями и мини-субмаринами противника. Экспериментальная сверхмалая подводная лодка X-1 использовалась также и для решения задач учебно-боевой подготовки личного состава диверсионных и противодиверсионных подразделений южноамериканского военного флота. Потом южноамериканские военные спецы провели ряд испытаний и исследовательских учений, которые посодействовали им более точно найти все положительные особенности, также недочеты данного эталона военно-морской техники специального предназначения.
2 декабря 1957 года сверхмалая подводная лодка X-1, серьезно пострадавшая после упомянутого выше взрыва перекиси водорода, была выведена из опытнейшей эксплуатации американских Военно-морских сил и сразу поставлена на ремонт и модернизацию. В процессе воплощения данных работ, не считая фактически ремонта (а чинить было что - взрывом разворотило практически всю носовую часть мини-подлодки), были проведены и работы по модернизации мини-субмарины. А именно, спецами в это время была выполнена установка на подлодку дизель-электрической главной энергоустановки. А потом мини-субмарина X-1 была поставлена на долгосрочную консервацию - в пт базирования флота в городке Филадельфия, штат Пенсильвания. В этой связи американским адмиралам даже пришлось взять «в лизинг» у англичан их новейшую сверхмалую подлодку X53 «Sprat» (в переводе с британского - «Килька» либо «Шпрот»). Это была 3-я мини-субмарина типа «Stickleback» (в переводе с британского - «Колюшка») - улучшенного варианта узнаваемых английских сверхмалюток типа XE времен 2-ой мировой воны.
Вобщем, уже в декабре 1960 года сверхмалая подводная лодка X-1 была доставлена в Аннаполис, штат Мэриленд, где ее вновь ввели в первую линию и передали 6-й дивизии подводных лодок (Submarine Squadron 6). Сейчас сверхмалютка была приписана к базе малых плавсредств (Small Craft Facility), которая организационно заходила в состав Командования Военно-морских сил в зоне реки Северн, которое время от времени также обозначается как Командование Военно-морских сил «Северн-Ривер». В собственной «второй жизни» сверхмалая подводная лодка X-1 использовалась в экспериментальных целях в районе Чесапикского залива. Тут сверхмалютка под конкретным контролем профессионалов Военно-морской исследовательской лаборатории (Naval Research Laboratory) - 1-го из научно-исследовательских подразделений Военно-морских сил США - учавствовала в достаточно широкомасштабной программке разных испытаний.
Посреди них можно отметить, к примеру, тесты на определение нрава конфигураций морской воды в определенном районе в итоге прохождения в нем подводной лодки: оценивались пигментация, мутность и коэффициент поверхностного натяжения воды, также - в некоторых опытах - производился микробиологический анализ проб воды. При всем этом спецы данной лаборатории производили наблюдение за эволюциями мини-субмарины со специальной платформы, установленной под пересекающим Чесапикский залив авто мостом. Совсем сверхмалая подводная лодка специального предназначения X-1 была выведена из эксплуатации по решению командования Военно-морских сил Соединенных Штатов 16 февраля 1973 года, а 26 апреля такого же года -передана на баланс Военно-морского исследовательского и конструкторского центра судостроения в городке Аннаполис (Naval Ship Research and Development Center).
Ну, a в будущем году, 9 июля, было получено разрешение включить мини-субмарину X-1 как экспонат исторической направленности в состав музейной экспозиции Центра научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Военно-морских сил США в области судостроения (Naval Ship Research and Development Center). Данная экспозиция территориально была организована на местности Военно-морского комплекса «Норт-Северн» (US Navy North Severn Complex), который, в свою очередь, размещался около отлично известного всему военно-морскому обществу города Аннаполиса, что в штате Мэриленд. Вобщем, позднее экспериментальная сверхмалютка X-1 в очередной раз сменила свое место прописки. И в итоге эта эксклюзивная маленькая подводная лодка отыскала свое последнее пристанище в открытой экспозиции Музея и библиотеки подводных сил Военно-морских сил США (Submarine Force Library and Museum).
Данный музейный комплекс размещается в городке Гротон, что в штате Коннектикут, а его основным и более известным экспонатом является 1-ая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» (USS Nautilus; SSN-571). Время от времени музей в связи с этим обстоятельством даже называют не по другому как Исторический корабль «Наутилус» и Музей и библиотека подводных сил Военно-морских сил США (Historic Ship Nautilus & Submarine Force Library and Museum). Экспериментальная сверхмалая подводная лодка X-1 была передана Музею и библиотеке подводных сил Военно-морских сил США в апреле 2001 года, и с того времени она вместе с другими увлекательными эталонами военно-морской техники южноамериканского и забугорного происхождения находится там бессменно в составе открытой экспозиции, представляя собой объект неизменного высочайшего энтузиазма со стороны гостей. Равно как и еще несколько других увлекательных и редчайших образцов американских и забугорных сверхмалых подводных лодок и групповых подводных носителей, которые были в различное время включены в состав экспозиции этого большого музейного комплекса.
Источник: dogswar.ru