
Проект многоцелевого океанского самолета-амфибии всеаэродромного базирования А-150 был разработан в 1965 г. Эта многоцелевая машина предназначалась для поиска и ликвидирования подводных лодок противника в далекой океанской зоне (в вариантах с системой РГБ и с опускаемой Угасал) для постановки мин и радиогидроакустических буев длительного деяния с бортовым запоминающим устройством типа «Яуза» (в габаритах авиабомб ФАБ-1000 и ФАБ-1500), далекой фото- и радиотехнической разведки в море, проведения поисково-спасательных и десантно-транспортных операций, борьбы с надводными кораблями. Кроме этих задач планировалось сделать на его базе самолет-заправщик.
Амфибия могла бы отыскать применение в народном хозяйстве при транспортировке срочных грузов и для совместной работы с рыболовецкими флотилиями. А-150 мог эксплуатироваться с грунтовых аэродромов с прочностью грунта 4-6 кг/см с бетонных ВПП длиной 600-800 м, также с воды при волнении моря до 4-5 баллов. В Арктике допускалось внедрение ледовых аэродромов. Для заслуги таких взлетно-посадочных черт на самолет предполагалось установить аналогично Бе-26 кроме 4 маршевых еще 1 2 подъемных ТРД РД 36-35П. Для обеспечения малых издержек времени на подготовку самолета к выполнению той либо другой задачки предусматривалось внедрение съемных контейнеров общим объемом 30 м укомплектованных разным оборудованием под определенную задачку. Их подвешивали в 2-ух отсеках центроплана крыла, где предусматривались надлежащие разъемы электро- гидро- и пневмопроводки. Часть оборудования располагалась в кабине экипажа и заменялась вкупе с контейнерами.
Десантно-транспортная амфибия А-150ТД отличалась по проекту от базисного варианта увеличенными габаритами лодки (длина 49,2 м, ширина 4,8 м) и отчасти модифицированными обводами центроплана. Заместо 12 подъемных движков ПД) предполагалось установить 16 ТРД РД-36-35П (в варианте с вертикальной посадкой - 32 подъемных мотора). При всем этом масса конструкции увеличивалась на 6600 кг. Размеры грузового отсека самолета приравнивались 32x3,5x3,4 м, наибольшая грузоподъемность достигала 30 т. Как в случае с ЛЛ-600 и Бе-26 работы по А-150 предстоящего развития не получили.
Самолет-амфибия А-150 спроектирован по схеме «бесхвостка» с треугольным крылом. В силовую схему заложили принцип неопасно разрушающейся конструкции, т. е. разрушение отдельных силовых частей не должно было привести к разрушению самолета. Экипаж самолета состоял из 5 человек - командира, второго пилота, штурмана, оператора РЛС и оператора Угасал. Лодка амфибии состояла из 4 частей: носовой части с гермокабиной экипажа, промежной части с отсеком для крепления подъемных движков, средней часть с кессоном центроплана и хвостовой части с оперением. Непотопляемость обеспечивалась делением лодки на 6 водонепроницаемых отсеков.

Крыло многолонжеронной конструкции состояло из последующих частей: кессона центроплана, 2-ух отъемных консолей, носков центроплана и консолей с каналами противообледенительной системы, хвостовиков центроплана и консолей, элевонов, подкрыльных щитков. На консолях устанавливались поддерживающие подкрыльевые поплавки. Вертикальное оперение трехлонжеронной конструкции. Разъем вертикального оперения проходил по палубе лодки. Руль направления, триммеры и сервокомпенсаторы имели обыденную конструкцию с жесткой обшивкой. Шасси - трехстоечное, с носовой управляемой стойкой. Главные стойки несли по четыре колеса и убирались против полета в центроплан крыла. Носовая стойка несла два колеса и убиралась по полету в отсек под кабиной экипажа.
Силовая установка амфибии А-150 состояла из 4 маршевых ТРД НК-8 и 12-ти подъемных ТРД РД 36-35П. НК-8 устанавливались попарно в мотогондолах на верхней поверхности консолей крыла. Для балансировки самолета на взлетно-посадочных режимах предусматривалось изменение вектора тяги в границах 0 ... -65° методом отличия реактивной струи вниз особыми створками. Подъемные движки РД 36-35П расположили по 6 с каждого борта лодки в носке центроплана впереди центра тяжести. Пуск ТРД НК-8 осуществлялся сжатым воздухом, поступающим от турбоагрегата ТА-41. Пуск ПД - сжатым воздухом, отбираемым от компрессора НК-8. Топливная система самолета состояла из 2-ух отдельных подсистем - правой и левой, обеспечивающих питание движков, расположенных соответственно на левой либо правой консоли крыла. Подсистемы были бы соединены меж собой краном кольцевания. Все горючее располагалось в крыле, заправка выполнялась через два топливоприемника на правой и левой консолях крыла.
Кроме стандартного для томного самолета радиоэлектронного оборудования на А-150 предусматривалась установка всеохватывающей системы далекой навигации «Полет» всеохватывающей противолодочной системы «Зубр» системы целеуказания «Успех» системы госопознавания, системы радиопротиводействия «Сирень». Оборонительное вооружение состояло из 2-ух артиллерийских установок АО-19 (носовой и кормовой) с боекомплектом на обе установки 2000 снарядов, в т. ч. с ИК-ловушками и дипольными отражателями.
Технические свойства А-150
Длина, м 49,8
Высота, м 12.8
Размах крылa, м 42
Площадь крыла, м 500
Наибольшая взлетная масса (вода), кг 150000
Наибольшая взлетная масса (суша), кг170000
Наибольший припас горючего (суша), кг 100000
Наибольший припас горючего (вода), кг 80000
Наибольшая нужная нагрузка, кг 5000
Силовая установка:
Маршевые движки 4xТРД НК-8
Тяга, кг 4х9500
Подъемные двигатели 12хТРД РД-36-35П
Тяга, кг 12x3700
Крейсерская скорость, км/ч 900
Посадочная скорость, км/ч 137
Практический потолок, м 15000
Дальность полета с наибольшим припасом горючего, км 11750
Длительность полета, ч 10,3
Экипаж, чел. 5
Источник: dogswar.ru