
Межконтинентальная крылатая ракета с турбореактивным движком SM-62 Snark была разработана компанией «Northrop Corporation General Electric». По американской систематизации тех пор - «беспилотный бомбардировщик» (pilotless bomber). Единственная когда-либо принятая на вооружение межконтинентальная крылатая ракета. Состояла на вооружении ВВС США с 1958 по 1961 год (практически, боевое дежурство несла только в 1961 году) и скоро была списана из-за морального устаревания. Работы над программкой крылатых ракет большой дальности начались в 1946 году. В разработке находились два проекта, нареченные в честь персонажей Льюиса Кэррола - дозвуковой самолёт-снаряд MX775A «Snark» и сверхзвуковой MX775B «Boojum». Малый энтузиазм со стороны ВВС к программке, обусловленный недоверием управления к беспилотным бомбовозам, чуть не привёл к её закрытию в том же году, но благодаря вмешательству Джона Нортропа и грядущего первого начальника ВВС Карла Спаатца программка была спасена.
Межконтинентальная крылатая ракета SM-62 Snark была выполнена по схеме «бесхвостка» с высокорасположенным стреловидным крылом. Снаружи ракета SM-62 Snark была похожа на реактивный истребитель со стреловидным крылом с углом стреловидности 45°. Длина ракеты составляла 20,47 метра при размахе крыла 12,88 метра и стартовой массе 21 839 кг (27200 кг с учётом массы стартовых ускорителей). В хвостовой части ракеты располагался маршевый турбореактивный движок J-57 компании «Пратт-Уитни», обеспечивавший дозвуковую скорость полёта. Радиус деяния ракеты составлял около 10180 км при средней скорости 1050 км/ч. Потолок достигал 17000 метров, что было уже недостаточно по меркам тех пор, чтоб являться неуязвимой для средств ПВО и перехватчиков. Теоретическое КВО составляло около 2,4 км, но на практике таких результатов изредка удавалось достигнуть (меньшее отклонение на испытаниях составило 7,5 км) По мере надобности система управления могла выполнить противозенитный манёвр на угол до 90° с следующим возвращением на курс Запоминающее устройство ракеты могло хранить в памяти до 8 заблаговременно запрограммированных маневров.

Система управления ракеты была базирована на астрокоррекции, с предельным отклонением от курса до 120 км. Комплекс управления состоял из 3 телескопов, закрепляемых на соответственных звёздах. Эта часть конструкции была одной из самых сложных и ненадёжных, и подавляющее большая часть отказов ракет было связано конкретно с блоком астровизирования. Была запасная система радиокомандного управления, используемая только на маленьких расстояниях. Головная часть ракеты была отделяемой (для проведения атаки цели на сверхзвуковой скорости) и снаряжалась 4-мегатонной боевой частью W39. При приближении к расчётной цели на 80 км ракета переходила в режим разгона на высоте до 18 км и поблизости цели происходило отделение головной части с помощью пиропатронов, которая продолжала полёт к цели по баллистической линии движения. Основной корпус ракеты при всем этом разрушался, создавая скопление радиоконтрастных осколков, маскирующих полёт боевой части от средств обнаружения. Мощность боевой части в определённой мере компенсировала низкую точность ракеты.
Старт ракеты SM-62 Snark осуществлялся с лёгкой подвижной буксируемой тягачом платформы, имевшей маленькой угол наклона к горизонту. Для взлета использовались два пороховых ускорителя, работавшие в течение 4 секунд. В этом было одно из немногих преимуществ «Снарка» над МБР запускавшихся тогда только со стационарных пусковых установок. Система управления снаряда могла вывести его на цель даже при очень сильном отклонении от точки старта. Увлекательной особенностью ракеты являлась возможность (при условии отмены боевого задания) приведения её к аэродрому и приземления для повторного использования. Из-за отсутствия шасси, для посадки ракеты подходили только очень ровненькие аэродромы, как, к примеру, Скид Стрип на базе ВВС на мысе Канаверал.

Ракета SM-62 Snark летала практически с той же скоростью, что и нынешний ему стратегический бомбовоз B-52. По мере надобности он мог совершить до 8 поворотов (противозенитных маневров), но все их было надо заложить в систему бортового управления до старта. По мере надобности SM-62 Snark можно было возвратить и даже высадить на брюхо на идеально ровненькой ВПП. Но, в отличие от B-52, он не мог маневрировать, ставить активные и пассивные помехи радиолокаторам ПВО и использовать кормовую артиллерийскую установку. Зато стоимость SM-62 Snark была в 20 раз меньше цены B-52. Лётные тесты SM-62 Snark велись с 1951 по 1961 год. А в январе 1958 года 702-е авиационное крыло, имевшее на вооружении 36 ракет SM-62 Snark, было введено в состав ВВС США. Практически же на боевом дежурстве SM-62 Snark состоял 1-ые 8 месяцев 1961 года. Интересно, что в декабре 1956 года связь с запущенной из Флориды ракетой SM-62 Snark была потеряна, а в 1982 году её корпус нашли в тропических зарослях Бразилии.
В случае войны ракеты SM-62 Snark должны были через арктическую зону поражать объекты второстепенной значимости в глубине местности СССР. В отличие от пилотируемых бомбардировщиков B-47 и B-52, SM-62 не нуждался в самолётах-заправщиках, был наименее зависим от погодных критерий. Также крылатые ракеты SM-62 Snark были еще дешевле и в силу малых размеров существенно труднее обнаруживалась радарами даже при сплошном радарном покрытии. В схожем рассмотрении, применение его в качестве вспомогательного средства для ударов по второстепенным объектам было оправдано, с учётом недочетов радарного покрытия Сибири посреди 1950-х годов. В июне 1961 г . президент Кеннеди отдал приказ снять с вооружения SM-62 Snark, назвав комплекс «анахронизмом».
Необходимо подчеркнуть, что SM-62 Snark был первой межконтинентальной крылатой ракетой, также единственной в мире межконтинентальной дозвуковой ракетой. И единственной межконтинентальной ракетой, состоявшей на боевом дежурстве, по последней мере, до июня 2018 г.
Источник: dogswar.ru