ArtGuns » Боеприпасы » Заряд разминирования ЗРП (СССР)

Заряд разминирования ЗРП (СССР)

30 июнь 2025, Понедельник
2
0
Для проделывания взрывным методом проходов-троп для пехоты в минных полях противника предназначаются заряды разминирования ЗРП и ЗР-150 (ЗРП - заряд разминирования переносной).

Устройство заряда разминирования ЗРП

Заряд ЗРП состоит из детонирующего кабеля реактивного мотора, соединительного троса, взрывателя тормозного шнура в футляре, анкера, пускового станка пускового устройства и портфеля для переноски. Детонирующий кабель служит для образования взрывным методом прохода-тропы. Кабель имеет гибкую многослойную оболочку из капроновой ленты с нитяной оплеткой и внешней оболочкой из целофана. Кабель оснащен взрывчатым веществом. На обоих концах кабеля закреплены втулки - головная и хвостовая. Головная втулка имеет пазы для защелки соединительного троса, а хвостовая - накидную гайку для соединения со взрывателем. Во втулки установлены доп детонаторы (тетриловые шашки). При хранении втулки закрыты колпачками. Реактивный движок служит для подачи детонирующего кабеля по воздуху на минное поле. Движок может иметь электронный метод пуска (Д-ЗРП-1) либо пиротехнический (Д-ЗРП-2). Корпус мотора имеет сферическую головную часть с резьбовым отверстием, в которое ввинчено воспламенительное устройство: свеча с пиропатроном - при электронном методе пуска либо запирающее устройство - при пиротехническом методе пуска. В хвостовую часть корпуса ввинчен сопловой блок, имеющий четыре сопловых отверстия и резьбовое гнездо для закрепления соединительного троса. Движок оснащен воспламенителем из дымного пороха и пороховым зарядом. Свеча имеет центральный контакт. Вторым контактом служит корпус. В запирающее устройство запрессован пороховой состав. После возгорания порохового заряда мотора запирающее устройство препятствует выходу пороховых газов через него. Реактивные движки, имеющие свечу, могут запускаться только электронным методом, а имеющие запирающее устройство - только пиротехническим методом от пускового устройства УП-60. Соединительный трос служит для соединения мотора с детонирующим кабелем и представляет собою металлической трос с втулками на концах. Втулка соединена с удлинителем, имеющим штифты и втулку с резьбой. Штифтами втулка вставляется в пазы центрального гнезда соплового блока мотора и закрепляется ввинчиванием втулки. Втулка имеет накидную гайку с защелкой. При завинчивании гайки защелка своим выступом заходит в паз на втулке детонирующего кабеля и не дает способности отсоединиться тросу от заряда в полете. В транспортном положении втулки закрыты пластмассовыми колпачками. Взрыватель служит для автоматического взрывания заряда после подачи его на минное поле. Взрыватель натяжного деяния имеет усилие срабатывания 35-85 кг и состоит из корпуса, вытяжного устройства с инерционным грузом и предохранительной чекой, ударника с пружиной капсюля-воспламенителя, втулки с пиротехническим замедлителем на 15-22 с (у взрывателей выпуска до 1974 г. замедлитель на 11-16 с), капсюля-детонатора ТАТ-1-Т и детонатора (шашка из упрессованного тетрила массой 9 г). При хранении на резьбу корпуса, служащую для соединения взрывателя с детонирующим кабелем, навинчен колпачок. Вытяжное устройство имеет вытяжную втулку, удлиненный шток с наковальней, шток и мембрану. Инерционный груз при наличии предохранительной чеки препятствует выдергиванию штока из отверстия в ударнике. При снятии предохранительной чеки пружина отводит инерционный груз от корпуса взрывателя. При пуске заряда инерционный груз ударяет по наковальне и этим вытаскивает шток, срывая медную мембрану. Шток высвобождает ударник, который под действием пружины накалывает капсюль-воспламенитель. От капсюля-воспламенителя зажигается пиротехнический замедлитель и после его сжигания форс огня передается на капсюль-детонатор, который, взрываясь вызывает взрыв детонатора и детонирующего кабеля. Тормозной шнур предназначен для торможения заряда в воздухе в конце полета в целях прямолинейной раскладки ряда на грунте, подтягивания заряда вспять и перекрытия им всей глубины минного поля. Тормозной шнур - капроновый, имеет длину 80 м и поперечник 4,1 мм. На концах шнура имеются петли. Одной петлей шнур соединяется со штоком взрывателя, а другой - с анкером. На концах тормозного шнура через каждые 10 м считая от петель, нанесены по три цветные метки. Тормозной шнур специальной петлевой укладкой уложен в железный футляр. Футляр состоит из 2-ух дюралевых крышек, вставленных одна в другую и скрепленных 3-мя пружинными скобами. Крышки имеют ребра жесткости и центральные отверстия для выхода шнура, закрытые резиновыми манжетами. Для удобства снятия манжет они имеют ленты. Анкер служит для закрепления хвостового конца тормозного шнура. Пусковой станок предназначен для придания направления полета реактивному движку. Корпус станка состоит из арматуры, залитой полистиролом. При помощи крышки и дна станок устанавливается под углом возвышения. Крышка и дно откидные и соединены с корпусом съемной чекой. К крышке прикреплены привязные ремни, которые служат для крепления станка к портфелю при установке заряда на пусковой позиции. Пусковой станок сразу служит упаковкой реактивного мотора, взрывателя, анкера, пускового устройства и соединительного троса, зачем в нем имеются надлежащие гнезда. Пусковое устройство служит для пуска реактивного мотора. Пусковое устройство УП-60 для пиротехнического метода пуска имеет замедление 50-83 с. В комплекте заряда имеются два пусковых устройства. Пусковое устройство для электронного метода пуска состоит из импульсной подрывной машинки ПМ-4 и соединительной полосы. Соединительная линия состоит из 2-ух проводов длиной по 15 м, смотанных в две бескорпусных катушки. На одном конце полосы на проводах имеется петля, концы проводов скручены вкупе и к ним припаян штекер, который крепится на свече мотора. Другие концы полосы присоединяются к машинке ПМ-4 Катушки помещены в коробку. Концы проводов выведены наверх, а штекер расположен снутри катушек. При резком нажатии - ударе ладонью по толкателю подрывной машинки ПМ-4 в импульсном генераторе индуктируется ЭДС и в электровзрывной цепи появляется ток, достаточный для возгорания пиропатрона. Заряды ЗРП выпуска до 1974 г. укомплектованы пусковым устройством с импульсным взрывателем ИМВ. Взрыватель ИМВ состоит из корпуса, в который вмонтированы: индукционная катушка, кольцевой магнит и якорь со стержнем. На корпус навинчена крышка с ударным механизмом, состоящим из бойка, с пружиной и чекой. При выдергивании чеки боек ударяет по стержню, который толкает якорь и разрывает магнитную цепь. В индукционной катушке индуктируется ЭДС, под действием которой но проводам на свечу с пиропатроном поступает импульс электронного тока и вызывает возгорание пиропатрона. Рюкзак - брезентовый, служит для упаковки, переноски и перевозки заряда. Он имеет прошивку с лентой для стягивания и завязывания заряда. На портфеле пришиты два кармашка, четыре пряжки и два плечевых ремня с наплечниками. В кармашки упаковываются соединительная линия от пускового устройства с ПМ-4, доп ремни (два стягивающих и один грузовой), применяемые при упаковке заряда в грузовой контейнер ГК-30-2 для парашютного десантирования заряда. Пряжки и плечевые ремни служат для переноски заряда за спиной и для крепления пускового станка к портфелю при установке заряда на пусковой позиции.

Принцип деяния заряда разминирования ЗРП

При пиротехническом методе пуска форс огня от пускового устройства УП-60 поджигает пороховой состав в запирающем устройстве и от него передается воспламенителю, а потом пороховому заряду мотора. При электронном методе пуска импульс электронного тока от подрывной машинки ПМ-4 либо взрывателя ИМВ поступает по соединительной полосы, присоединенной к свече мотора, и воспламеняет пиропатрон, от которого через воспламенитель поджигается пороховой заряд мотора. Пороховые газы, выходя через сопла, делают реактивную тягу и движок выходит из станка. Движок при движении выбирает из портфеля детонирующий кабель. После полной подборки детонирующего кабеля в итоге удара инерционного груза о наковальню штока приводится в действие взрыватель. Во взрывателе зажигается пиротехнический замедлитель. Заряд продолжает полет, вытягивает из футляра тормозной шнур, при всем этом происходит плавное торможение заряда в воздухе, его выпрямление и ограничивается дальность подачи. Заряд падает на землю. Через 15-22 с, считая с момента выхода заряда из портфеля, форс огня от пиротехнического замедлителя повлияет на капсюль-детонатор ТАТ-1-Т, который, взрываясь, вызывает взрыв детонатора взрывателя и детонирующего кабеля. При взрыве детонирующего кабеля от деяния ударной волны противопехотные мины срабатывают и в минном поле появляется проход-тропа, осью которого является ровик, образованный взрывом заряда.

Подготовка заряда ЗРП к пуску

Пусковая позиция выбирается на расстоянии 75 м от границы минного ноля при температуре окружающего воздуха от +50 до -20°С и на расстоянии 50 м при температуре от -20 до -40°С. Расстояния измеряются с точностью до 5 м при помощи трассировочного шнура либо черно-белой ленты из комплекта разминирования КР. При обозначенных расстояниях обеспечивается перекрытие зарядом минного поля глубиной 40 м. На месте подготовки заряда выравнивается площадка размером более 1х1 м. Зимой площадка очищается от снега. На участке меж пусковой позицией и минным полем допускается наличие кустарника и других предметов высотой менее 1,5 м. Уклон местности не должен превосходить: продольный ±15°, поперечный 5°. Скорость бокового либо встречного ветра во время запуска должна быть менее 4 м/с. Для подготовки заряда ЗРП к пуску нужно: - установить заряд на площадке в портфеле плечевыми ремнями в сторону, обратную подаче заряда; - развязать стягивающую ленту, вытащить из портфеля футляр с тормозным шнуром и пусковой станок, закатать края портфеля за бухту детонирующего кабеля; - вытащить из пускового станка чеки, открыть дно и крышку, из гнезд пускового станка извлечь взрыватель, движок, анкер, пусковое устройство и соединительный трос; - придать пусковому станку угол возвышения, зачем отбросить дно и крышку станка, проушину крышки воткнуть в отверстие дна и закрепить чекой, вынутой ранее (часть дна станка должна находиться под портфелем с бухтой); - установить пусковой станок сзади портфеля с детонирующим кабелем (со стороны пришивки плечевых носильных ремней), прикрепить станок к портфелю в 4 местах, зачем, пропустив носильные ремни накрест меж крышкой и корпусом пускового станка, накрепко затянуть их за огромные крепежные рамки. Ремни, имеющиеся на крышке пускового станка, по два совместно пропустить через пряжки с внутренней стороны и оборотным ходом затянуть; - воткнуть втулку соединительного троса в гнезде соплового блока мотора и закрепить движок в гнездо пускового станка так, чтоб соединительный трос находился в пазу гнезда под движком, а свободный конец троса с втулкой выступал из паза сверху станка; - развязать четыре ленты, стягивающие бухту детонирующего кабеля, и вытащить картонную прокладку из внутренней части бухты; - снять манжеты с футляра тормозного шнура, один копен шнура вытянуть на 10 м (до цветной метки) при подаче по схеме «а» и на 30 м (до третьей цветной метки) при подаче по схеме «б», а 2-ой - на 0,5-0,7 м; - положить футляр с тормозным шнуром впереди пускового станка и бухты на расстоянии 2-2,5 м так, чтоб маленький конец тормозного шнура находился сверху; - свинтить меж собой составные части анкера, анкер забить в грунт под углом 30-45° в сторону, обратную подаче заряда, на расстоянии 10 м сзади от пускового станка; - при подаче по схеме «а» десятиметровый конец тормозного шнура двойной петлей надеть на анкер и затянуть, а при подаче по схеме «б» двойную петлю сделать около 2-ой цветной метки; - соединить маленький конец тормозного шнура со взрывателем, зачем продеть петлю на конце тормозного шнура в отверстие на конце штока взрывателя, надеть ее на корпус взрывателя и затянуть вспять сзади наковальни штока; - соединить взрыватель с хвостовой втулкой детонирующего кабеля, навинтив накидную гайку до отказа; - снять 2-3 верхних внешних витка кабеля и хвостовую втулку со взрывателем положить на футляр с тормозным шнуром; - намотать накидную гайку втулки соединительного троса до отказа на головную втулку детонирующего кабеля, находящуюся в нижней части бухты кабеля; излишек соединительного троса уложить вовнутрь бухты; - произвести нацеливание заряда по оси намечаемого прохода передвижением пускового станка и бухты с зарядом, совместив продольную ось реактивного мотора с осью намечаемого прохода; - при электронном методе пуска мотора при помощи машинки ПМ-4 нужно снять крышку с коробки с соединительной линией, извлечь за петлю штекер, размотать провода, присоединить их концы к зажимам подрывной машинки и положить ее у анкера; при помощи съемной чеки закрепить провода на пусковом станке, продев чеку в ушки пускового станка и в петлю на проводах; - при электронном методе пуска мотора при помощи взрывателя ИМВ порвать имеющейся на каркасе нитью бумажную обертку, размотать провода на длину более 10 м и положить взрыватель ИМВ у анкера; на расстоянии 0,7-1 м от штекера на проводах свернуть петлю и при помощи съемной чеки закрепить провода на пусковом станке, продев ее в ушки пускового станка и в петлю на проводах; - снять предохранительную чеку со взрывателя заряда, проследив, чтоб меж инерционным грузом и наковальней был наибольший зазор (при отсутствии зазора меж инерционным грузом и наковальней взрыватель может не сработать); - надеть штекер соединительной полосы на свечу мотора; - при пиротехническом методе пуска мотора вывинтить пробку из запирающего устройства и ввинтить на ее место пусковое устройство УП-60. При наличии времени для расчета, производящего запуск заряда, около анкера отрываются окоп либо ячейки для стрельбы лежа.

Запуск заряда ЗРП

Для пиротехнического запуска заряда нужно: двинуть с корпуса терки железную гильзу до отказа, переломить корпус по ослабленному сечению и резким движением выдернуть терку за отломанную часть; отступить от заряда на расстояние более 10 м (к анкеру). Для запуска заряда электронным методом подойти к анкеру, перевести подрывную машинку ПМ-4 поворотом ручки на 90° в боевое положение (должны быть видны выступы, окрашенные в красноватый цвет), взять машинку в левую руку толкателем ввысь и правой рукою (ладонью) стукнуть но толкателю. При использовании пускового устройства со взрывателем ИМВ выдернуть чеку из взрывателя. После падения заряда на грунт его необходимо стремительно подтянуть за тормозной шнур на себя, выбрав 10 м шнура (до цветной метки). Время подтягивания не должно превосходить 12 с. При подтягивании заряд выпрямляется. Во время запуска заряда личный состав, расположенный вовне укрытий, должен находиться не поближе 100 м от места взрыва заряда. В случае отказа мотора делается повторный запуск после проверки надежности контакта штекера со свечой. При пуске пиротехническим методом заменяется пусковое устройство УП-60 и запуск также повторяется. Подходить к отказавшему заряду для подготовки его к повторному пуску нужно не ранее истечения 15 минут после первого запуска. Заряд, собранный и не поданный на минное поле, подлежит разборке. Разборка заряда делается в порядке, оборотном подготовке к пуску. Заряд, не взорвавшийся после запуска, разбирать воспрещается, он уничтожается не ранее чем через 15 минут после запуска взрывом затратного заряда ВВ, положенного на кабель в 1 м от взрывателя. Технические свойства зарядов ЗРП / ЗРП-150 Тип заряда - Удлиненный, однониточный из детонирующего кабеля ДКР-150 Общая масса комплекта, кг: - в упаковке - 45 / 75 - в портфеле для переноски  - 30 / 48 Длина детонирующего кабеля, м - 60 / 90 Масса ВВ на 1 пог. м детонирующего кабеля (A-IX-1), кг - 0,16 / 0,16 Метод подачи заряда на минное поле - По воздуху реактивным движком Дальность подачи, м: - при температуре от +50 до -20°С - 110-130 / 160 - при температуре от -20 до -40°С  - 90-110 / 160 Отличия при ветре до 4 м/с - До 20 м / До 10% дальности подачи Наибольшие склоны местности, допустимые при подаче заряда: - продольный - До 15° - поперечный  - До 5° Размеры прохода в минном поле из противопехотных мин типа ПМД-6 и ПМН, м: - ширина - Более 0,4 - длина - Более 40 / Более 80 Расчет - 2 человека Время подготовки заряда к пуску - До 5 минут / До 7 минут Температурный спектр внедрения - От -40 до +50°С

Источник: dogswar.ru

Обсудить

Возможно интересно:

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Здесь может быть ваша реклама!