
Проведению ОКР по созданию нового многообещающего среднего танка предшествовала глубочайшая подготовительная проработка направлений предстоящего развития танков. В период с 25 по 28 июля 1962 г. в ГК СМ СССР по ОТ было проведено совещание основных конструкторов танковых заводов, профессионалов научно-исследовательских организаций и КБ Муниципальных комитетов СМ СССР по оборонной технике, по радиоэлектронике и по электрической технике, также представителей МО СССР. В решении совещания было отмечено, что «на базе достигнутого уровня науки и техники (ракетостроения, приборостроения, средств автоматизации, противоатомной защиты и др.) представляется вероятным в текущее время приступить к разработке многообещающего танка, который по своим боевым свойствам и техническим чертам будет представлять предстоящий высококачественный скачек в танкостроении.
При успешном решении ряда проблемных вопросов таковой танк быть может сотворен за 4 года в весе среднего танка, с ракетным вооружением, с автоматической системой управления снарядом... Многообещающий танк будет трудноуязвим, потому что он будет иметь высоту менее 1600 мм (против 2300 мм и поболее у пушечных танков) с возможностью опускания на днище и самоокапывания... Танк будет иметь надежную противоатомную защиту..., коллективную защиту экипажа от хим и бактериологических средств поражения, а (при положительных результатах выполняемой НИР) также и активную защиту от ракет и кумулятивных снарядов».
Подготовительная компоновочная схема нового многообещающего танка, получившего обозначение «Объект 775», подверглась рассмотрению 22-24 октября 1962 г. в КБ Челябинского тракторного завода. Разработанная ЧТЗ (главный конструктор Исаков) компоновочная схема танка «Объект 775» представляла собой схему общей сборки танка с размещением экипажа в составе 2-ух человек (командир-оператор и механик-водитель) во вращающейся башне и кормовым расположением МТО. Для вооружения многообещающего танка был избран к разработке ПТУР «Рубин» калибра 125-мм с автоматической системой управления. На основании приобретенных результатов 12 января 1963 г. председатель ГК СМ СССР по ОТ Л.В. Смирнов и зам. министра обороны СССР Маршал Русского Союза В.Н. Чуйков обратились в СМ СССР с ходатайством о проведении ОКР по созданию многообещающего танка и комплексов ракетного вооружения для этого танка.
30 марта 1963 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была задана ОКР по созданию многообещающего танка массой 34-35 т, высотой 1500-1700 мм с комплексом управляемого и неуправляемого ракетного орудия с обеспечением наибольшей унификации с агрегатами разрабатываемого в Харькове среднего танка «Объект 432». Головными исполнителями работ были назначены: по танку в целом - ЧТЗ (главный конструктор П.П. Исаков); по ПТРК «Рубин» - СКБ ГК СМ СССР по ОТ (главный конструктор Б.Й. Шавырин); по ПТРК «Астра» - ОКБ-16 ГК СМ СССР по ОТ (главный конструктор А.Э. Нудельман); по комплексу неуправляемого реактивного
снаряда - НИИ-147 ГК СМ СССР по ОТ (управляющий работ A. Ганичев). Данным Постановлением ЧТЗ поручалось изготовка 2-ух опытнейших образцов для проведения промышленных испытаний в I квартале 1965 г. и 3-х опытнейших образцов (из них один с газотурбинным движком) для полигонно-войсковых испытаний в IV квартале 1965 г. Эскизный проект танка был представлен на рассмотрение НТС ГК СМ СССР по ОТ 14 января 1964 г.

В проекте танка «Объект 775» предлагалась традиционная схема общей сборки с размещением экипажа из 2-ух человек в корпусе и башне, с 2-мя вариациями установки управляемого орудия во вращающейся башне и с 2-мя вариациями МТО. Отделение управления находилось в носовой части корпуса. Особенностью его сборки являлось размещение механика-водителя полулежа (под углом наклона 45°) вдоль продольной оси машины. Над сидением механика-водителя размещался входной лючок, в крышке которого устанавливался дневной либо ночной бесподсветочный смотровой устройство «Беркут». За сидением в днище корпуса был предусмотрен лючок запасного выхода экипажа.
Боевое отделение было создано схожим для 2-ух вариантов установки управляемого орудия - ПТРК «Рубин» и ПТРК «Астра». Оно находилось в башне и cpeднeй части корпуса и в нем располагался командир-оператор. Сидение командира находилось с левой стороны боевого отделения в герметизированной кабине, обеспечивавшей командиру защиту от воздействия поражающих причин ядерного взрыва. При использовании ПТРК «Рубин» производилось автоматическое наведение ракеты, при использовании ПТРК «Астра» командир-оператор создавал ручную поправку полета ракеты для наведения на цель.
Для наблюдения у командира-оператора были установлены выдвижной панорамический перископ, обеспечивавший ему радиальный обзор, и три перископических смотровых устройства. При ведении огня из установленного орудия использовались перископический дневной прицел - устройство управления с независящей стабилизацией поля зрения в 2-ух плоскостях и пассивный ночной прицел. Согласно проекту ночной прицел был должен обеспечить возможность стрельбы на дальностях до 1500 м.
В фронтальной части башни размещались единая пусковая установка для управляемых ракет и неуправляемых реактивных снарядов и спаренный с ней 7.62-мм пулемет ПКТ Пусковая установка - безоткатная, закрытого типа. При использовании ПТРК «Рубин» в трубе были выполнены винтообразные нарезы для запуска НУPC, из которых четыре более глубочайших нареза использовались для запуска управляемой ракеты. При использовании ПТРК «Астра» в трубе имелись подобные винтообразные нарезы для НУPC и два продольных паза для запуска управляемой ракеты. На торцевой стороне казенника пусковой установки размещался механизм выброса поддонов, через лючок в крыше башни после приведения системы на угол заряжания и открытия клина затвора. В согласовании с требованиями в боекомплект танка должны были заходить 24 управляемых ракеты либо 48 НУPC, которые предполагалось расположить в механизме заряжания. В одной и той же ячейке (трубе) сборочного потока укладывалась либо одна управляемая ракета, либо два НУРС, так как длина НУРС была равна половине длины ракеты.
На основании материалов разработки комплексов «Рубин» и «Астра», беря во внимание технические достоинства и поболее высшую степень отработки конструкции, для предстоящей работы над управляемым орудием был избран комплекс «Рубин». Автоматическая система управления модернизированного комплекса «Рубин» обеспечивала более легкую работу оператора, чем система управления комплексом «Астра», где оператор вручную корректировал полет ракеты. Не считая того, комплекс «Рубин» обеспечивал более высшую возможность попадания ракетой в цель на дальностях от 600 до 1000 м, чем комплекс «Астра». Применительно к установке ПТРК «Рубин» боекомплект машины был ограничен 37 выстрелами (15 управляемых ракет и 22 НУРС), а калибр управляемой ракеты составлял 125 мм. Боекомплект к спаренному пулемету состоял из 2000 патронов.
Броневая зашита танка - противоснарядная, комбинированная, была разработана ЧТЗ вместе с филиалом ВНИИ-100. Согласно проекту она обеспечивала защиту от кумулятивных снарядов, пробивавших железную броневую плиту шириной 700 мм при курсовых углах ±20° по корпусу и ±40° по башне. Броневой корпус танка представлял собой сварную конструкцию с дифференцированным бронированием и большой конструктивной прочностью. Bepxний и нижний лобовые листы корпуса устанавливались под углом наклона от вертикали соответственно 78° и 53°. Для антирадиационной защиты употреблялся подбой из специального материала и в отдельных местах листовой свинец. Днище корпуса шириной 15 мм имело две выштамповки: под ВКУ и под сидением механика-водителя в отделении управления. Конструкция крыши МТО была таковой же, как у танка «Объект 432».
Источник: dogswar.ru