
Огромные морские охотники проекта 122бис - это модернизированный вариант охотника выполненный в ЦКБ-51 под управлением головного конструктора А.В. Кунаховича. На них были учтены все недочеты, выявленные при эксплуатации кораблей прошлых вариантов. Организация постройки огромных охотников осуществлялась поточно-позиционным способом, что позволяло сдавать флоту раз в год по 25-30 кораблей. Такая поточная линия по постройке кораблей являлась первой в нашей стране. Устанавливались новое вооружение и новые средства целеуказания и опознавания. Строились корабли на заводе "Красноватый металлист" №340 в Зеленодольске. Головной корабль вошёл в строй ВМФ в 1947 году. Всего выстроено кораблей с 1947 г. по 1955 г. - более 200 единиц.
Вооружение кораблей проекта 122бис состояло из:
- 1 одноствольного 85-мм всеприменимого орудия 90-К с длинноватой ствола 52 калибра, размещенного на баке. Орудие оснащалось броневым щитом. Заряжание орудия ручное из кранца первых выстрелов. Боезапас включал 211 выстрелов, подача выстрелов из погреба боезапаса осуществлялаь вручную. Расчёт орудия включал 7 человек. Скорострельность установки до 18 выстрелов/мин, а живучесть ствола составляла 1600 выстрелов. Продувание ствола отсутствовало. Угол вертикального наведения от -5 до +85°, а горизонтального до 120°. Исходная скорость снаряда 800 м/с, дальность стрельбы до 15,5 км, а досягаемость по высоте - 10,5 км. Масса установки 5300 кг.
- 2 одноствольных 37-мм зенитных автоматов 70-К с длинноватой ствола 67 калибров, расположенных в диаметральной плоскости в кормовой части. Эти установки не располагали противоосколочными щитами и электроприводами наводки. Орудия имели воздушное остывание стволов, а обойма для зенитки состояла из 5 снарядов. Расчёт орудия включал 6 человек. Скорострельность автомата позволяла сделать 150 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°. Исходная скорость снаряда 875 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Масса орудия составила 1 350 кг.
- 3 спаренных 12,7-мм пулемётных установок 2М-1 с длинноватой ствола 84,25 калибра, которые распологались две побортно в средней части и одна на банкете перед боевой рубкой. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при исходной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов на ствол после этого требуется остывание. Расчёт установки включал 1 человека. Установки имели систему ручного управления с кольцевым оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
- 2 реактивных бомбомётов РБУ с 4 направляющими рельсами, размещённых на баке побортно, которые работали от ПУСБ из рубки. РБУ крепились к палубе под углом бездвижно и наведение на цель производилось фактически самим кораблём. Дальность стрельбы РБУ составляла от 260 до 300 метров за счет неизменяемого угла возвышения пусковой установки. Радиус поражения цели бомбой РБМ - до 5 метров, а скорость погружения до 3,2 м/с. На самом деле дела РБМ представляла собой обыденную малую бомбу БМ-1 с гидростатическим взрывателем К-3, к которой пристыковывалась хвостовая часть от реактивного снаряда PC-132.
- 2 бомбосбрасывателей в корме с 12 глубинными бомбами ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и поперечнике 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
- 2 штоковых бомбомётов БМБ-1, расположенных в корме побортно. Боезапас включал 18 глубинных бомб ББ-1.
- 16 якорных мин КБ-3 в перегруз и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, малый минный интервал 35 метров, большая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение приравнивалось 10-20 минуткам, точность установки на данное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
Корабли проекта 122бис оснащались гирокомпасом, гидроакустической станцией (Угасал) "Тамир-10", РЛС обнаружения "Гюйс-1М", размагничивающим устройством (РУ), дымаппаратурой ДА-3 либо дымовыми шашками МДШ. Угасал «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в границах 4-5°.

РЛС «Гюйс-1М» предназначалась для обнаружения надводных и воздушных целей и выдачи целеуказания системам управления стрельбой артиллерии всеприменимого и зенитного калибров малых кораблей. Станция работала в метровом спектре волн с мощью излучения 80 кВт и обеспечивала радиальный и секторный поиск, также слежение за целью с определением дистанции, собственного курсового угла и пеленга. Две антенны типа «волновой канал» располагались на мачте, излучение и прием могли выполняться как на обе антенны, работавшие синфазно, так и на одну. Главные блоки РЛС весом 174 кг располагались на палубе корабля. Дальность обнаружения станцией цели типа крейсер составляла до 11 км, эсминца - до 8 км, тральщика - до 6,5 км, а ошибки определения азимута – 1,5°, дальности – 92,5 метра. РУ предназначалось для защиты от неконтактных донных магнитных и индукционных мин. Обмотки РУ производились кабелем СРМ по каждой обмотке пропускается неизменный ток такового направления и таковой величины, чтоб создаваемое им магнитное поле было равно и обратно ориентировано одной из составляющих магнитного поля корабля.
Корабли проекта 122бис оснащались дымаппаратурой ДА-3, которая монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая при помощи сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу. Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке употребляется жесткая дымовая смесь на базе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая заавесь добивается 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
Тактико-технические данные БМО проекта 122бис
Экипаж: 41 человек (5 офицеров)
Водоизмещение: стандартное 289 тонн, полное 325 тонн.
Длина большая: 51,7 метра
Длина по КВЛ: 49,5 метра
Ширина большая: 6,55 метра
Ширина по КВЛ: 6,2 метра
Высота борта на миделе: 3,6 метра
Высота борта у форштевня: 5 метров
Высота борта у транца: 4,2 метра
Осадка по корпусу: 2,19 метра
Силовая установка: 3 дизеля 9Д по 1100 л.с., 3 винта ФШ, 1 руль
Электроэнергетическая система: 3 дизель-генератора ДГ по 25 кВт, неизменный ток 220 В
Скорость хода: полная 20 узлов, финансовая 12 узлов
Дальность плавания: 1600 миль при 12 узлах
Мореходность: 6-7 баллов
Автономность: 8 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 85-мм всеприменимое орудие 90-К, 2х1 37-мм автоматов 70-К, 3х2 12,7-мм пулемёта 2М-1
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомёта БМБ-1, 30 бомб ББ-1 2 реактивных бомбомёта РБУ, 16 бомб РБМ
минное: 16 мин КБ-3 в перегруз
противоминное: 1 размагничивающее устройство РУ
гидроакустическое: 1 Угасал "Тамир-10"
радиотехническое: 1 радиопередатчик "Бриз-ИП-2", 1 радиоприёмник "УС-2", 1 радиостанция "Рейд-И", 1 РЛС "Гюйс-1М"
навигационное: 2 127-мм магнитных компаса ГУ, лаг ГОМ-3, эхолот НЭЛ-3, 1 радиопеленгатор "Бурун-К", 1 гирокомпас
хим: дымаппаратура ДА-3 либо 10 дымовых шашек МДШ