
Атомные подводные лодки типа Thresher/Permit class - серия из 14 ударных подводных лодок, находившихся на вооружении в ВМС Соединенных Штатов с начала 1960-х годов до 1996 года. После смерти головной лодки SSN-593 «Thresher», всю серию стали именовать по имени 2-ой АПЛ - USS «Permit». В 1956 году, по инициативе начальника штаба ВМС США адмирала Арли Берка, Комитетом по подводной войне (Committee on Undersea Warfare) Государственной академии был начат исследовательский проект «Нобска». В итоге были сделаны несколько типов глубоководных сверхмалошумных подводных лодок с гидроакустическими станциями далекого деяния.
Одним из таких типов были атомные подводные лодки типа Thresher/Permit class (SSN - Ship Submarine Nuclear - «подводный атомный корабль»), созданные для борьбы с русскими субмаринами и предназначенные для подмены устаревших подлодок типа Skipjack class. Заказ на изготовка первой лодки серии получила Портсмутская верфь 15 января 1958 года. Закладка АПЛ «Thresher» свершилась 28 мая 1958-го. Спуск на воду - 9 июля 1960 года, введена в строй 3 августа 1961-го под командованием коммандера Дина Л. Эйзена. Другие 13 АПЛ были заложены с июля 1959 по апрель 1961 года и вошли в строй в 1962-1967 годах. Не считая Портсмутской верфи АПЛ этой серии строили: Военно-морская верфь Мар-Айленд (шт. Калифорния), «Ingalls Shipbuilding» (шт. Миссисипи), «Newport News Shipbuilding» и подразделение «General Dynamics» - компанией «Electric Boat».
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Атомные подводные лодки типа Thresher/Permit class имели атомный реактор S5W, уже показавший свои плюсы на подлодках типа Skipjack class. Конструкция новейшей субмарины была конструктивно переработана. USS «Thresher» имел в носовом отсеке огромную сферическую гидроакустическую станцию (Угасал). Торпедные аппараты были расположены у миделя, в центральной части корпуса, - по два аппарата с каждого борта, под углом к продольной оси лодки (как у лодок типа USS Tullibee и Sturgeon class). Такое размещение гидролокатора было хорошим для обнаружения целей на большенном расстоянии. Горизонтальные рули расположили на огораживании рубки, чтоб обеспечить наилучшие условия работы гидроакустической аппаратуры, расположенной в носу подлодки. АПЛ типа Thresher class имели самую небольшую рубку посреди американских лодок. Это снижало сопротивление воды, позволяя достигать в подводном положении скорости в 33 узла.
Но малая рубка создавала проблемы в размещении перископов и мачт с сенсорами. Не считая того, затрудняла управление в надводном положении при сильном волнении. Потому на последних АПЛ этого типа рубка была увеличена. Сначало на эти субмарины устанавливался пятилопастной винт. Но из-за его взаимодействия с турбулентным следом от рубки и рулей глубины появлялся доп шум. Делему решили, заменив гребной винт на семилопастной. Правда, это понизило скорость до 28-29 узлов. Как и на подлодках «Skipjack», на АПЛ типа Thresher/Permit class использовали сталь завышенной прочности - HY-80 (с пределом текучести 56-60 кг/ мм), но усовершенствование конструкции корпуса позволило прирастить испытательную глубину погружения до 400 м.
АКУСТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
В носовом отсеке размещалась Угасал AN/BQQ-2. AN/BQR, которая позволяла достигать точности обнаружения цели 0,1 и выдавать целеуказания при торпедных атаках. Дальность обнаружения дизельной ПЛ составляла 15-20 миль. При модернизации лодок в конце 1970-х годов Угасал поменяли на BQQ-5 с новыми сильными сенсорами обнаружения низких частот. Сначало лодки вооружались противолодочными торпедами Mk.37. В конце 1960-х их поменяли на более совершенные Mk.48. Были добавлены ядерные противолодочные ракеты UUM-44 SUBROC (в конце 1970-х годов замененные противокорабельными ракетами UGM-84 Harpoon).
СЛУЖБА

Лодки типа Thresher/Permit class несли службу в почти всех морях мирового океана в течение 30 лет - с 1961 по начало 1990-х годов. Служба АПЛ была отмечена несколькими инцидентами. Так, 10 мая 1962 года, за две недели до ввода в строй ВМФ США, 2-ая лодка проекта - USS Permit (SSN-594) - в районе островов Фараллон столкнулась с грузовым судном «Гавайен Ситизен». 10 апреля 1963 года АПЛ SSN-593 «Thresher» погибла в море в 350 км к востоку от мыса Кейп-Код при проведении глубоководных погружений. Целью погружения была проверка прочности корпуса на предельных для лодки глубинах (360 м). На субмарине находилось 16 офицеров, 96 членов экипажа и 17 штатских инженеров, наблюдающих за способностью к работе ее устройств во время погружений. Лодка не смогла выплыть из-за остановки реактора, стала неконтролируемо погружаться и была раздавлена давлением на глубине 760 м. Корпус лодки распался на 6 огромных частей и погрузился на дно на глубину 2560 м. Расследование смерти АПЛ SSN-593 «Thresher» выявило множественные случаи нарушения технологии при изготовлении, использования некондиционных материалов, отвратительного контроля свойства и даже возможных предумышленных диверсий на американских верфях. Из-за найденных в процессе доп проверок изъянов в оборудовании и низкого свойства работ был задержан ввод в строй 31 атомной подводной лодки, находившихся тогда в постройке.
15 ноября 1969 года в Баренцевом море вышло столкновение на глубине около 61 м АПЛ USS Gato (SSN-615) с русской лодкой К-19. USS Gato (SSN-615) была первой атомной подводной лодкой, обогнувшей Южную Америку, пройдя Магелланов пролив, и первой прошедшей через Панамский канал. С 1988 по 1996 год все лодки (не считая погибшей SSN-593 «Thresher») были списаны и переработаны по программке утилизации атомных судов.
Технические свойства АПЛ Thresher/Permit class
Экипаж, чел.: 112
Водоизмещение, т:
- надводное: 3210
- подводное: 3420
Размерения, м:
- длина: 85
- ширина: 9,8
- осадка: 7,9
ГЭУ: реактор с водяным остыванием под давлением «Westinghouse» S5W PWR, две паровые турбины мощью 11,2 МВт
Скорость, узлов:
- надводная: 15
- подводная: 28
Глубина погружения, м: рабочая: 400
Вооружение:
- 4 х 533-мм торпедных аппарата с противолодочными торпедами Mk.48
- 4-6 противолодочных ракет UUM-44 SUBROC либо четыре ракеты UGM-84 Harpoon с подводным стартом