Вернуться назад Распечатать

Эскадренные миноносцы типа «Charles F. Adams» (США)

В 1950-е годы ВМС США начали активно осваивать ракетное вооружение. Ценность отдавался ЗРК как средству, способному лучше, чем зенитная артиллерия, защитить корабельные соединения от ударов реактивной авиации. 1-ые южноамериканские корабельные ЗРК RIM-8 «Talos» (большой дальности) и RIM-2 «Terrier» (средней) были достаточно габаритными, что вынуждало располагать их лишь на огромных кораблях, к примеру на крейсерах. Правда, в 1955 году была предпринята попытка оборудовать ЗРК RIM-2 «Terrier» эсминец DD-712 «Gyatt» (типа «Gearing»), но она оказалась неудачной. Потому ВМС инициировали разработку уменьшенного варианта RIM-2 «Terrier» - ЗРК RIM-24 Tartar, показавшегося в 1960 году. Его уже полностью можно было располагать на кораблях класса «эсминец». Наряду с разработкой RIM-24 Tartar велось и проектирование нового ракетного эсминца. За базу для нового корабля взяли проект обыденного артиллерийского эсминца USS Forrest Sherman (DDG-98) (18 таких кораблей вошли в состав ВМС США в 1957-1959 годах). От предшественника «Charles F. Adams» унаследовал корпус и силовую установку, а надстройка, вооружение и радиоэлектронное оборудование подверглись значимым изменениям. За счет сокращения артиллерии (заместо 3-х 127-мм артустановок на корабле осталось только две) было выкроено место для установки ЗРК. Пусковая установка зенитных ракет размещалась в кормовой оконечности, сзади кормовой 127-мм башни: это присваивало зенитным ракетам огромные углы обстрела, но ограничивало сектор огня артиллерии, что соответствовало новым ценностям в дизайне. Все 1-ые тринадцать кораблей серии (DDG-2 - DDG-14) были обустроены спаренной пусковой установкой Mk.11, для зенитных ракет близкого радиуса деяния RIM-24 Tartar. Установка перезаряжалась от 2-ух вертикальных подпалубных барабанов, вмещавших 40 две зенитные ракеты. Полный рабочий цикл установки составлял 18 секунд на каждый залп. Следующие 10 кораблей (DDG-15 - DDG-24) комплектовались однобалочной пусковой установкой Mk.13. Это пусковое устройство было изрядно более совсем, и обладало очень маленьким циклом перезарядки - один выстрел в 10 секунд. Боезапас состоял из сорока ракет в 2-ух кольцевых барабанах: наружный вмещал 24 ракеты, внутренний - 16. Кроме зенитных ракет, Mk.13 также могла употребляться для пуска ПКР RGM-84 «Harpoon». В 1970-х, все корабли обеих серий прошли перевооружение с ракет RIM-24 «Tartar» на более нынешние и действенные RIM-66 «Standard» SM-1MR. Наведение ракет производилось при помощи СУО Mk.74 GMLS и 2-ух радаров подсветки целей AN/SPG-51 на носовой и кормовой надстройке. Сразу могло сопровождаться менее 2-ух целей: количество сразу наводимых на цели ракет могло быть хоть каким. Вероятен был также обстрел надводных целей в границах прямой радиолокационной видимости. Система управления огнем не имела канала связи с автопилотом ракеты и добивалась непрерывного сопровождения цели лучом радара с момента пуска и до момента попадания, что делало ее более уязвимой для помех. Противолодочное вооружение состояло из восьмизарядной контейнерной пусковой установки Mk.112 для противолодочных ракето-торпед RUR-5 ASROC. Установка размещалась в центре корпуса, имела бортовые сектора обстрела и не была рассчитана на перезарядку в море. Она могла употребляться для поражения подводных лодок на дистанциях до 16-20 км., как обыкновенными легкими противолодочными торпедами, так и атомными глубинными зарядами W44, мощью до 10 килотонн. Дополняли противолодочное вооружение два 324-мм трехтрубных торпедных аппарата Mk.32, установленными побортно.  Артиллерийское вооружение состояло из 2-ух 127-миллиметровых 54-калиберных АУ Mk.42. Эти всеприменимые пушки были адаптированы для стрельбы как по воздушным, так и по надводным целям на дистанции до 23 км. Автоматическая система заряжания обеспечивала скорострельность до 40 выстр./мин. Наведение орудий производилось радаром управления огнём AN/SPG-53: на случай выхода такого из строя было предвидено аварийное ручное наведение через оптические визиры с помощью 2-ух наблюдательных куполов на крыше башни. Орудия могли вести огнь фугасными, осколочными зенитными и осветительными снарядами, также дальнобойными активно-реактивными выстрелами на дистанцию до 27000 метров. 1-ые три эсминца типа «Charles F. Adams» были заказаны в 1957 финансовом году. В следующие годы заказали еще 20 кораблей, получивших бортовые номера с DDG 2 до DDG 24 и наименования в честь выдающихся военных моряков либо политических деятелей, связанных с флотом (так, Чарльз Ф. Адаме в 1929-1933 годах был министром ВМС). К строительству эсминцев завлекли 6 верфей, по этому заказы были выполнены достаточно стремительно: все 23 корабля вошли в строй в 1960-1964 годах. В течение 30 лет эсминцы типа «Charles F. Adams» несли рутинную службу прохладной войны, сопровождая авианосные группы и выполняя другие задачки. В 1980-е годы планировалось модернизировать 10 кораблей, конструктивно обновив состав радиоэлектронного оборудования. Но ввиду высочайшей цены проекта (модернизация 1-го эсминца была сравнима со ценой нового фрегата типа «Oliver Hazard Perry») доработке подвергли только три корабля. С началом строительства новых эсминцев типа «Arleigh Burke» корабли типа «Charles F. Adams» выводились из боевого состава. Процесс этот начался в 1989 году, а в 1993-м был списан последний из них - «Goldsboro». Четыре корабля передали ВМС Греции, где они служили до 2003-2004 годов, другие сдали на слом либо потопили в качестве мишеней. В США выстроили 6 кораблей типа «Charles F. Adams» на экспорт. Три из них вошли в состав Царских австралийских ВМС: HMAS Perth (D29) и HMAS Hobart (D39) - в 1965 году, а HMAS Brisbane (D41) - в 1967-м. От необычного проекта они отличались австралийскими ПЛРК «Ikara» заместо южноамериканского ASROC. Корабли были списаны в 1999-2001 годах и затоплены в качестве объектов для дайвинга. Еще три эсминца выстроили для ВМС ФРГ: «Lutjens» и «Molders» - в 1969 году, а «Rommel» - в 1970-м. Они также уже списаны (1-ые два - в 2003 году, а «Rommel» - еще в 1998-м). Технические свойства «Charles F. Adams» Экипаж 310-333 Водоизмещение - 4526 тонн (полное), - 3277 тонн (стандартное) Длина 133,2 м. Ширина 14,3 м. Осадка 4,6 м (6,1 м по Угасал) Мощность 70 000 л. с. Движитель 2 х паровые турбины мощью 70 000 л.с. (52 000 кВт); 2 вала 4 котла на 1275 фунтов на квадратный дюйм (8790 кПа) Скорость хода 33 узла Дальность плавания 4500 миль (на 20 узлах) Радиолокационные системы обработки: 1 наземный поисковый радар AN/SPS-10 1 РЛС воздушного поиска AN/SPS-37 1 РЛС воздушного поиска 3D AN/SPS-39 2 РЛС управления огнем AN/SPG-51 Tartar 1 РЛС управления огнем пушки AN/SPG-53 1 AN/SQS-23 SONAR Вооружение Артиллерия 2x1 127-мм/54 АУ Mark 42 Ракетное вооружение - ПКР «Гарпун» - DDG-2—DDG-14: 1x2 ПУ Mk 11 - DDG-15 — DDG-24: 1x1 ПУ Mk 13 - (ЗУР «Tartar», позже ЗУР Standard SM-1) Противолодочное вооружение ПЛУР RUR-5 ASROC Минно-торпедное вооружение 2x3 324-мм ТА Mark 32