
Сначала 1956 года было принято постановление правительства о разработке модификации торпедного катера проекта 183 с дизелями М-503 - проект 183У. Работы велись в ЦКБ-5 (до 1956 года - СКБ-5) под управлением П.Г.Гойнкиса. В августе 1956 году технический проект был представлен на рассмотрение и 7 сентября 1956 года в эллинге завода № 5 свершилась закладка опытнейшего ТК-38 (зав. № 785). 29 мая 1957 года его спустили на воду. По собственному внешнему облику ТКА проекта 183У отличался от серийных катеров удлиненным на 1,8 м корпусом, наличием 4 торпедных аппаратов ТТКА-53А-1 и поболее высочайшей надстройкой. Обводы корпуса до 70 шп. на сто процентов соответствовали обводам серийного катера проекта 183, кормовая оконечность от 70 шп. до транца (76 шп.) была образована продолжением батоксов и ватерлиний. Полное водоизмещение катера составляло 92 т, обычное - 85 т.
Конструкция корпуса опытнейшего катера проекта 183У была несколько усилена по сопоставлению с серийными ТКА. Увеличение прочности производилось за счет роста толщины обшивки и палубы, также усиления набора как и у ТКА проекта 183ТК и МО проекта 199. Под опорами основных движков установили железные рамные шпангоуты. Общее размещение трюма в носовой и кормовой оконечностях на сто процентов соответствовало серийному катеру проекта 183. Механическая установка катера состояла из 2-ух дизелей М-503, которые обеспечивали катеру наивысшую скорость 47 уз. Любопытно отметить, что уменьшение количества дизелей с 4 до 2-ух не привело к уменьшению длины катера, потому что российская индустрия так и не смогла освоить изготовка угловой передачи.
Дизель-генератор ДГ-12,5 мощью 12,5 кВт и дизель-генератор-компрессор-помпа ДГКП-20-1 размещались в отсеке вспомогательных устройств. Там же, в первый раз на российских боевых катерах, располагался пост управления главными движками. В отличие от собственного предшественника, ТКА проекта 183У был вооружен 4-мя облегченными торпедными аппаратами ТТКА-53Л-1. Для управления торпедной стрельбой на катере была установлена ПУТС «Онега-4», которая заслуживает особенного разговора. К началу 1950-х годов большая часть российских ТКА оснащалось РАС общего обнаружения «Зарница». Станция предназначалась для обнаружения надводных целей и низколетящих самолетов и обеспечивала определение дальности до цели, пеленга цели и собственного курсового угла. При помощи «Зарницы» командир катера мог производить только «грубое» наведение катера на цель.
Для обеспечения прицельной стрельбы торпедами на российских ТКА употреблялся сделанный еще в годы войны прицел КЛН-1. Этот устройство представлял собой простой аналогово-механический вычислитель. На специальной шкале вручную устанавливалась скорость хода цели (приближенно), на диске со шкалой курсовых углов цели - ее курсовой угол, потом скорость хода торпеды. По этим данным определялся угол упреждения для стрельбы торпедами и угол встречи торпеды с целью (другими словами решался высокоскоростной торпедный треугольник). Прицел монтировался на ходовом мостике катера так, чтоб при установке всех шкал в нулевое положение его визирная линейка была ориентирована вдоль диаметральной плоскости катера.
При использовании КЛН-1 прицельная дальность стрельбы составляла 5-8 кб. Меж тем насыщенность кораблей возможного противника артиллерией различного калибра с радиолокационным наведением делала торпедную атаку с таких дистанций просто самоубийственной. Выход из создавшегося положения российским военно-морским спецам виделся сначала в оснащении ТКА. устройствами управления торпедной стрельбой (ПУТС) и торпедами, обустроенными устройством маневрирования (ПМ). Устройство маневрирования был сотворен в конце войны в Германии. Им комплектовались торпеды G-7a и G-7e. Первой российскей торпедой с ПМ стала 53-39ПМ, принятая на вооружение в 1949 году. В конце 1940-х годов была предпринята попытка сделать первую катерную систему ПУТС «Ока», но РЛС «Зарница» не обеспечивала ей требуемой точности определения координат цели, потому в марте 1951 года Совет Министров СССР решил о разработке новейшей всеприменимой РАС для ТКА.
1-ый опытнейший эталон новейшей станции, нареченной «Рея», предъявили на стендовые тесты сначала 1952 года. Муниципальные тесты этой РЛС вместе с ПУТС «Трос» проходили в конце такого же года на Балтийском море на ТКА проекта 183 (зав. № 502). Испытывались два варианта счетно-решающего устройства - механический и электромеханический. По результатам испытаний был принят электромеханический, потому что он позволял включить в систему ПУТС специальную следящую систему, связанную с РЛС «Рея». Также отмечалось, что электромеханический устройство более прост в воззвании, наименее трудоемок в изготовлении и вдвое дешевле, чем механический устройство.
В феврале-апреле 1953 года доделанная система ПУТС, получившая наименование «Онега», проходила всесторонние тесты. Их результаты проявили ее тактические достоинства по сопоставлению с обыденным прицелом: дистанция залпа возросла до 17-20 кб, количество торпед для 1-го попадания (на этой дистанции) уменьшилось в 3-3,5 раза, катер мог сближаться с целью под более острым курсовым углом, что уменьшало время нахождения под огнем. В то же самое время РЛС «Рея» обеспечивала только выдачу дальности до цели и курсового угла. Система имела значимый вес и габариты и еле-еле располагалась даже на ТКА проекта 183. 1-ый вариант «Онеги» начали устанавливать на серийных катерах проекта 183ТК начиная с 1956 года.
Посреди 1950-х годов ТТХ «Онеги» уже не удовлетворяли ВМФ, который добивался от индустрии сотворения системы, обеспечивающей автоматическое сопровождение цели, автоматическую выработку частей движения цели (скорости и курса), также выработку данных для стрельбы торпедами с ПМ при случайном маневрировании ТКА. Пожелания заказчика были отчасти реализованы в разработанной специально для ТКА проектов 183У и 206 ПУТС «Онега-4», которая производила все нужные данные для стрельбы маневрирующими торпедами. Устройство маневрирования позволял торпеде двигаться по сложным программным траекториям - длинноватому либо недлинному зигзагу. При таковой линии движения торпеда могла не один раз пересекать курс цели, что увеличивало возможность попадания.
«Онега-4» имела суровый недочет: если данные от РЛС «Рея» и гирокурсоуказателя «Градус» система получала автоматом, то своя скорость вводилась вручную. Так как точность показаний лага «Рейс-55» на огромных скоростях была неудовлетворительной (поправка достигала 5 %), скорость приходилось вводить исходя из показаний тахометров. Требовалось сделать новый лаг для быстроходных катеров и обеспечить автоматический ввод данных о скорости ТКА в систему ПУТС.
Не считая того, система «Онега» создавалась на базе электромеханических вычислительных устройств, на замену которым в конце 1950-х годов приходили аналоговые вычислительные машины. Таким образом, «Онега» и «Онега-4» морально устарели уже через пару лет после сотворения и не получили широкого распространения на российских ТКА. На замену им в 1959 году пришла всеохватывающая радиолокационная система MP-102 (« Баклан »), которая оказалось так успешной, что ее модификации устанавливались до середины 1980-х годов на ТКА проектов 206М и 206МЭ,. Артиллерийское вооружение катера осталось стандартным и состояло из 2-ух 25-мм АУ 2М-ЗМ.
Радиотехническое вооружение катера включало в себя РЛС «Рея», при этом кроме индикатора в штурманской рубке на ходовом мостике по левому борту был установлен выносной индикатор радиального обзора (ВИКО) и аппаратуры опознавания «Нихром» - ее антенна размещалась на защитном колпаке РЛС «Рея». Средства радиосвязи остались стандартными: радиостанции Р-607 (KB) и Р-609 (УКВ). Штурманское вооружение состояло из магнитного компаса КИ-11, гиромагнитного компаса ДКГМК-3, гироскопического курсоуказателя «Градус» и авторулевого «Самшит».
Катер проходил фабричные тесты с 20 июня по 24 декабря 1957 года. Во время испытаний, в главном, проверялась работа механической установки, которая была оценена как полностью удовлетворительная. 31 декабря 1957 года подписали приемный акт. Поражает поспешность, с которой проводились госиспытания (по сокращенной программке!) первого в российском флоте катера с дизелями последнего поколения. Вобщем, его судьба была заблаговременно предрешена. В согласовании с новейшей концепцией сотворения в СССР ракетно-ядерного океанского флота постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1958 года из состава ВМФ были исключены 240 «устаревших» кораблей и судов, из них 89 ТКА (в главном, не подфартило кораблям проектов М-123бис и 123К). К вновь проектируемым боевым кораблям предъявлялись жесткие требования по противоатомной защите: создание только закрытых боевых постов с системой вентиляции, работающей через фильтры-поглотители, установка фильтров-поглотителей на воздухоприемниках движков и системах вентиляции, установка системы дезактивации и другие конструктивные мероприятия. Очевидно, ТКА проекта 183У ни одному из требований противоатомной защиты не удовлетворял.
Можно с полным основанием утверждать, что в целом успешный ТКА проекта 183У пал жертвой концепции «глобальной ядерной войны». Хотя с 1945 года локальные вооруженные конфликты происходили (и происходят) с фатальным всепостоянством, в 1950-1960 годах в русском военном руководстве не появлялось и мысли о разработке новейшей боевой техники, «оптимизированной» для действий в таких конфликтах. Все это приводило к смешной ситуации, когда в 1960-е годы африканским и азиатским странам «социалистической ориентации» передавались ТКА проекта 206, с которых снимались элементы системы противоатомной защиты и устанавливалась еще более нужная в тропиках система кондиционирования.
Имевший высочайшие ТТЭ, обычный по конструкции, надежный в эксплуатации ТКА проекта 183У (либо его артиллерийский вариант) мог в протяжении 1960-х годов удачно поставляться странам, уже имевшим на вооружении ТКА проекта 183. В историю мирового судостроения катер проекта 183У вошел как 1-ый в мире боевой корабль со звездообразными дизелями и как пример успешной всеохватывающей модернизации базисного проекта. Предпосылки же, по которым этот катер остался в единственном экземпляре, не имели ничего общего с техникой.
создатель статьи: Апальков Ю.В.
Катера российского военного флота