
Базисные тральщики проект 257 - Технический проект производился в 2-ух вариантах: проект 257Д с корпусом из древесной породы, проект 257М с корпусом из маломагнитной стали. При рассмотрении технических проектов в 1958 г. для постройки был рекомендован вариант с древесным корпусом. Он и был утверждён 14 октября 1958 г. Строительство тральщиков проекта 257Д проводилось на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде (7) (в последствии завод "Алмаз"), на заводе №789 в г. Петрозаводске (8) и на заводе №602 в г. Владивостоке (5). Головной тральщик ТМ - 4 сдан ВМФ в декабре 1961 г. Всего выстроено тральщиков с 1961 г. по 1964 г. - 20 единиц.
Базисные тральщики проект 257Д - предусматривалось при постройке применение новых технологий, основанных на широком использовании цельноклееных на базе эпоксидных смол древесных конструкций и нового типа крепежа. Корпус корабля древесный, использовалась древесная порода из сосны, проходящая подготовительную обработку и сушку, но без защитной пропитки древесной породы дезинфицирующими смесями, созданными для предотвращения разрушения корпусных конструкций дереворазрушающими грибами и морскими древоточцами, в особенности распространёнными в прибрежных водах Чёрного и Японского морей. Это разъяснялось сроками постройки тральщиков, также обнадёживающими плодами работ научно - исследовательских институтов по освоению стеклопластика как конструкционного материала, в большей степени удовлетворяющего всем требованиям, предъявляемым к корпусам противоминных кораблей.
Корпуса, надстройки и палубы оклеивались в несколько слоёв стеклопластиковым покрытием (стеклоткань, пропитанная эпоксидными смолами) для роста долговечности корпуса и обеспечения наилучшей его плотности. Двери, лючки и их комингсы, трапы, леерное огораживание, бессчетные кранцы производились из алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Фундаменты, механизмы, вооружение, устройства и оборудование изготавливались из маломагнитной стали Ю3. Тральщик имел протяжённый полубак занимавший 2/3 корпуса корабля и верхнюю палубу в корме. На верхней палубе размещалась тральная лебёдка с гидроприводом, две поворотные кран-балки расположенные побортно и тральный клюз.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 9 отсеков:
- Форпик, цепной ящик, малярная кладовая;
- Влажная кладовая, текстильная и механическая кладовая;
- Коридор № 1, офицерские каюты, гальюн офицеров, тамбур, кладовая сухой провизии, отсек ГЛС, шахта ПОУ;
- Коридор № 2, кубрик команды, гиропост, кают-компания, камбуз, радиорубка, пост Угасал, ПАУТ;
- Коридор № 3, машинное отделение, пост управления телевизионными искателями, раздевалка и душевая личного состава, погреб шнуровых зарядов (35 – 53 шп.);
- Коридор № 4, дизель-генераторное отделение, пост энергетики и живучести (ПЭЖ), гальюн личного состава, посудомойка, арсенал,
- Помещение вьюшки;
- Тральная кладовая;
- Румпельное отделение;
По расчётам корабль был должен оставаться на плаву при затоплении всех 2-ух смежных отсеков, сохраняя в наихудшем случае положительную остойчивость и высоту надводного борта более 0,5 м (Ннад.б. > 0,5 м ). Смерть корабля могла наступить при затоплении более трёх смежных отсеков, затоплено 3 смежных отсека в районе 45 шпангоута - транец. В конце концов благодаря малому водоизмещению, повышалась защищённость корабля от подрыва на минах с гидродинамическими взрывателями. Размагничивающее устройство (РУ) с системой автоматического регулирования содержало как общекорабельные обмотки (главную горизонтальную - ОШТ, курсовую батоксовую - КБ, курсовую шпангоутную - КШ), так и местные на главные более большие механизмы (ОШТ, КБ, КШ на основных движках, дизель-генераторах и вспомогательном котлоагрегате).
Тральные и палубные механизмы (лебёдка ЛВГ-1, вьюшка ВГ-1, кран-балки КБГ-1, якорно-швартовный шпиль ШГ-3) переведены на гидравлические приводы, что вместе с обеспечением снижения уровня физических полей корабля, позволило получить механизмы с огромным спектром плавной регулировки скоростей. Подача масла в гидравлическую систему палубных устройств выполнялась от 2-ух насосных агрегатов, состоящих из 3-х шестерёнчатых насосов НШ-46, приводимых во вращение от валов отбора мощи дизель-генераторов. Управляющая машина с гидравлическим приводом. Устанавливалась управляющая машина РГС-1 с системой управления "Альбатрос 21-11, предусматривающей обычной, следящий и автоматический режимы управления и два пера руля.
Силовая установка механическая, двухвальная, с расположением основных движков в одном машинном отделении. Главные движки два дизеля М870ФТК мощью по 1 200 л.с. каждый, работали на винты регулируемого шага ВР257. Изменение шага винта выполнялось гидравлической системой, подачу масла в которую производили насосные агрегаты, приводимые во вращение от валопровода через клиноременную передачу, что обеспечивало работу ВРШ и управление ими с местного поста в дизельгенераторном отделении даже при обестачивании корабля. Предусматривалось дистанционное управление из машинного отделения и поста энергетики и живучести, также с ГКП. Для отопления на корабле устанавливался один вспомогательный котел. Электроэнергетическая система переменного тока напряжением 380 В включала два дизель-генератора мощью по 100 кВт. Аварийное освещение в машинных отделениях производилось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В (врубалась автоматом контакторами при исчезновении напряжения в сети неизменного освещения). Для сети переносных ламп в трюмах и в сырых помещениях корабля для питания трансляции и киноустановки употреблялся переменный однофазовый ток напряжением 24 В от низковольтного агрегата-преобразователя.
Вооружение тральщиков проекта 257Д состояло:
- 1 спаренного 30-мм автомата АК-230М с длинноватой ствола 71,3 калибра, размещенного на баке. Скорострельность установки составляла 1000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Исходная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после этого требуется остывание в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После чего требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему удаленного управления от ПУС "Колонка".
- 1 буксируемого телевизионного искателя мин ИТ-3, для обнаружения и систематизации донных мин по сигналу телевизионного изображения. Искатель трёхканальный употребляется на глубинах от 10 до 60 метров при скорости буксировки до 6 узлов и имеет ширину полосы поиска до 30 метров.
- 1 буксируемого электро-магнитного искателя-уничтожителя мин ИУ-2, для обнаружения донных мин с металлическими корпусами и поражения мин, найденных также телевизионным искателем ИТ-3. Может работать в режиме обозначения и ликвидирования найденных мин. Обнаружение мин делается при помощи поисковых частей, буксируемых за кормой тральщика на отстоянии 2,5 - 4 м от грунта. Обнаруженные искателем мины обозначаются буями-обозначателями либо подрываются особыми бомбами, буксируемыми в кассетах обозначения. Искатель-уничтожитель имел ширину захвата до 18 метров и глубину деяния от 5 до 60 метров при скорости траления до 6 узлов. Управление искателем-уничтожителем выполнялось по 2 каналам корабельной аппаратурой (пульты управления, наблюдения и контроля).
- 8-12 мин.
Эта техника испытывалась и отрабатывалась сразу с постройкой тральщиков и оказалась недостаточно действенной вследствие низкой избирательной возможности, очень зависимой от гидрологии района и степени засорённости акватории. Всё это определяло низкую производительность при обследовании миноопасных районов. Такое состояние дела принудило находить пути увеличения продуктивности тральщиков. На тральщике устанавливались РЛС госопознавания "Нихром", РЛС навигации "Дон", Угасал миноискания МГ-69 "Лань". РЛС навигации "Дон" 3 - сантиметрового спектра волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при радиальном обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС располагается на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1957 году.
Угасал миноискания МГ-69 "Лань", предназначалась для поиска якорных мин впереди по курсу корабля. Антенна Угасал, размещалась в подъёмно-опускном устройстве ПОУ-18. Станция обеспечивала систематизацию цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 200 метров при секторе обзора от 30° до 180°, определение координат найденных целей с точностью по дальности до 4 метров и по курсовому углу до 2°, при скорости поиска до 6 узлов.
Тактико-технические данные БТЩ проект 257Д
Экипаж: 40 человек (3 офицера, 4 мичмана)
Водоизмещение: стандартное 246 тонн, полное 260 тонн
Длина большая: 40,5 метра
Ширина большая: 7,7 метра
Осадка: 2,08 метра
Силовая установка: 2 дизеля М870 по 1200 л.с., 2 винта регулируемого шага ВР-257, 2 руля
Электроэнергетическая система: 2 ДГ по 100 кВт, переменный ток 380 В
Скорость хода: полный 14 узлов, экономический 10 узлов, траления 6 узлов
Дальность плавания: 1000 миль при 10 узлах
Автономность: 5 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 1х2 30-мм автомат АК-230М с ПУС "Колонка"
противоминное: 1 буксируемый телевизионный искатель ИТ-3, 1 буксируемый эл.-маг. искатель-уничтожитель ИУ-2
минное: 8-12 мин
гидроакустическое: 1 Угасал миноискания МГ-69 "Лань"
радиотехническое: 1 РЛС госопознавания "Нихром", инфракрасная ночного видения «Хмель», электрооптическая ночного видения МЭ5 («Тромбон»).
навигационное: 1 НРЛС "Дон", гирокомпас «Гиря МК-1», эхолот НЭЛ-5, 2 магнитных компаса, 1 радиопеленгатор АРП-50Р
хим: 1 устройство хим разведки ВПХР, химкомплекты КЗИ-2, ранцевые приборы дезактивации, 4 дымовые шашки ДШМ-60,
для аварийной партий противогазы ИП-46