
Посреди 1960-х годов Царские ВМС определили требования к новенькому фрегату, призванному поменять устаревающие корабли Leopard class (Type 41) and Salisbury class (Type 61). В первый раз за несколько десятилетий проектирование такового корабля военные поручили личной фирме. В таком решении был собственный резон - компания «Vosper» успела зарекомендовать себя на международном рынке как создатель нескольких типов корветов и фрегатов, превосходящих по заложенным в них техническим решениям корабли Царских ВМС. Новый фрегат был должен кооперировать внутри себя такие, казалось бы, несопоставимые характеристики, как дещевизна и применение самых нынешних образцов бортового оборудования и вооружения. Не считая того, корабль был должен стать симпатичным для обычных импортеров британской военно-морской техники - государств Азии и Южной Америки.
При разработке нового фрегата, получившего обозначение «Type 21», конструкторы «Vosper Thorneycroft» взяли за базу проекты фрегатов Mk.5, строившихся для Ирана, и Mk.7 - для Ливии. Но заместо комбинированной дизель-газотурбинной ЭУ, стоявшей на экспортных кораблях, на «Type 21» применили чисто газотурбинную - в составе турбин полного хода «Olympus» и крейсерского «Tyne». Такая ЭУ в первый раз появилась на этих кораблях и потом стала стандартной для эсминцев и фрегатов Царских ВМС. Силовая установка строилась по схеме COGOG (Combined Gas Or Gas), не предусматривавшей совместную работу турбин полного и крейсерского хода.

Состав вооружения предусматривался достаточно умеренным - на уровне фрегатов предыдущего поколения: 114-мм всеприменимая АУ (правда, не старенького эталона Mk.6, а новенькая, автоматическая, Mk.8), ЗРК ближней дальности GWS-24 Sea Cat (две трехзарядные пусковые установки) и противолодочный вертолет «Wasp». Для обеспечения неизменного базирования вертолета предусматривался ангар. А вот способности по контролю за окружающей обстановкой и применению орудия предполагалось значительно расширить за счет установки на фрегат компьютеризованной боевой информационно-управляющей системы CAAIS. Очертания фрегата «Type 21» напоминали огромную яхту. Они так отличались от соответствующих для кораблей предыдущего поколения «рубленых» обводов, что эти фрегаты за собственный стильный внешний облик получили прозвище «Порше». Договор на разработку рабочего проекта фрегата «Type 21» был подписан в марте 1969 года. Сразу был заказан и головной корабль, получивший заглавие F169 «Amazon». Постройку его производила верфь «Vosper Thorneycroft» в Вулстоне.
В состав флота F169 «Amazon» вошел 11 мая 1974-го. За ним последовали еще семь фрегатов: F170 «Antelope» и F172 «Ambuscade» пополнили флот в 1975-м, F173 «Arrow» - в 1976-м, F171 «Active», F174 «Alacrity» и F185 «Ardent» - в 1977-м и последний F185 «Avenger» - в 1978 гoдy. Постройку F170 «Antelope» и F171 «Active», как и головного корабля, производила компания «Vosper Thorneycroft», другие строились верфью «Ярроу» в Скоттстауне. Все фрегаты этого типа вошли в состав 4-й эскадры.
ВООРУЖЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ
Корабли типа Amazon class получили достаточно совершенный по тем временам комплекс средств радиоэлектроники: РЛС обнаружения воздушных целей типа 992Q, навигационный радар типа 978, две РЛС управления огнем типа 912, Угасал типов 184М и 162М. А вот состав вооружения вначале числился недостающим. Потому скоро после вступления в строй фрегаты подверглись модернизации, получив пусковые установки ПКР MM38 Exocet (перед надстройкой) и трехтрубные торпедные аппараты для противолодочных торпед. После принятия на вооружение нового палубного вертолета «Lynx» такие машины сменили на «Амазонах» устаревшие «Wasp». В конце концов, после Фолклендского конфликта уцелевшие корабли получили по две 20-мм артустановки для борьбы с низколетящими воздушными целями.
СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Более приметным эпизодом в карьере фрегатов Amazon class стала Фолклендская война. В ней участвовало семь кораблей этого типа (кроме находившегося в ремонте F169 «Amazon»). Корабли делали эскортные задачки, также оказывали огневую поддержку десанта. Два фрегата были потоплены аргентинскими штурмовиками A-4: F185 «Ardent» - 21 мая 1982 года, а F170 «Antelope» - 23 мая. В 1993-1994 годах все 6 уцелевших фрегатов были проданы Пакистану (в ВМС этой страны они известны как тип «Тарик»). Новые хозяева модернизировали корабли, сняв ПКРК MM38 Exocet и ЗРК GWS-24 Sea Cat и установив новые ракетные комплексы: три корабля получили по две четырехзарядные ПУ ПКРК «Гарпун», а три - по одной шестизарядной ПУ ЗРК LY-60N (китайского производства).
Главные свойства Amazon class
Водоизмещение
- 2750 (стандартное)
0 3250 (полное)
Длина 110 м (по ВЛ), 117 м (макс.)
Ширина 12,7 м
Осадка 5,8 м
Движки COGOG
2 Rolls-Royce Olympus TM3B
2 Rolls-Royce Tyne RM1C
Мощность 50 000 + 8500 л.с.
Движитель 2 винта
Скорость хода 32 узлов
Дальность плавания
- 4000 м.миль (17 уз.)
- 3500 (18 уз.)
- 1200 (30 уз.)
Экипаж 177 человек (13 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение 1 х РЛС Type 978
Радиолокационное вооружение
1 х РЛС Type 992Q НЛЦ
2 х РЛС Type 912 СУО
Радиоэлектронное вооружение Сонар Type 184M и 162M
Артиллерия 1 х 114-мм Vickers Mk 8
Зенитная артиллерия 2 х 20-мм Эрликон
Ракетное вооружение
4 х 1 MM38 Exocet
1 х 4 Sea Cat
Противолодочное вооружение 2 х 3 324-мм ТА STWS-1
Авиационная группа 1 вертолёт Wasp либо Lynx