Вернуться назад Распечатать

Подводные лодки проекта 877 «Палтус» (СССР)

Путь к дизель-электрическим подводным лодкам (ДЭПЛ) проекта 877 «Палтус» (по систематизации НАТО - «Kilo») и сделанным в его развитие субмаринам семейства 636 различных модификаций (по систематизации НАТО - «Improved Kilo»), начинался за длительное время до их сотворения. Стартовой точкой тут можно считать подводные лодки первого послевоенного поколения - разработанные конструкторами нынешнего Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» (ЦКБ МТ «Рубин», заходит в состав Объединенной судостроительной компании) дизель-электрические подводные лодки проектов 611 (по систематизации НАТО - «Zulu») и 613 (по систематизации НАТО - «Whiskey»). При этом последняя субмарина стала более успешной лодкой собственного времени и самой массовой в истории российского подводного судостроения - в общей трудности было выстроено 215 субмарин данного проекта в разных модификациях. На базе этих 2-ух типов подводных лодок несколько позднее русскими спецами в интересах российского Военно-Морского Флота (ВМФ) была спроектирована океанская субмарина второго поколения - дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 (по систематизации НАТО - «Foxtrot»), отличавшаяся для тех пор нынешним радиоэлектронным и очень массивным ударным вооружением. Ее предстоящим развитием стала дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б (по систематизации НАТО - «Tango»). Она также принадлежала к подводным лодкам второго поколения, но новенькая гидроакустика и массивное торпедное вооружение с новинкой тех пор - устройством резвого заряжания торпедных аппаратов и автоматической системой управления стрельбой существенно повысили боевые способности нового корабля. В итоге создание ДЭПЛ проекта 641Б явилось новым шагом в развитии российских неатомных, т.е. с обыкновенными главными энергетическими установками, подводных лодок и позволило потом сделать реальный рывок в подводном судостроении, приведший к возникновению субмарин проекта 877. Но в 70-е годы XX века военно-политическое управление (ВНР) входившего в золотую пору собственного существования Русского Союза пришло к выводу о необходимости пополнения российского ВМФ дизель-электрическими подводными лодками последнего поколения. Они должны были быть всеприменимыми, т.е. действовать равно удачно как против надводных кораблей, так и против подводных лодок противника, и малошумными; отличаться высочайшими подводными скоростью хода и дальностью плавания, также иметь самое совершенное радиоэлектронное и гидролокационное вооружение и новейшее ударное ракетное и торпедное орудие. Разработка нового корабля, которому был присвоен проектный номер 877 (шифр «Палтус», по систематизации НАТО - «Kilo»), была поручена коллективу конструкторов Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» во главе с Юрием Николаевичем Кормилициным, который приступил к ней в 1974 году. По российскей систематизации новенькая субмарина стала именоваться «большая дизель-электрическая подводная лодка». Броско, что у нас в стране и за рубежом ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» больше известны под заглавием «Варшавянка», приобретенным вследствие того, что, согласно союзническим планам, Москва подразумевала выстроить достаточно огромное количество таких субмарин для флотов стран-членов Организации Варшавского Контракта. В согласовании с приобретенным тактико-техническим заданием, многообещающая подводная лодка должна была гарантированно выходить победителем из «дуэльной ситуации» в противоборстве с хоть какой субмариной аналогичного класса, которая находилась на вооружении либо в разработке. Достигнуть этого предполагалось за счет рационального сочетания низкого уровня личных шумов, высочайшей дальности деяния имевшихся на субмарине средств обнаружения, также высочайшего быстродействия и значимой мощи корабельного комплекса вооружения, установленного на новейшей подлодке. При всем этом конструкторами в проект создаваемой подводной лодки вначале были заложены очень значимые модернизационные способности, что позволяло потом производить мероприятия по постепенному совершенствованию черт нашей «стальной акулы» и увеличению ее боевого потенциала. Скачком вперед в российском подводном судостроении стала основная энергоустановка новейшей подводной лодки - в ней был реализован принцип полного электродвижения: если дизель-электрические подлодки предшествующего поколения использовали электромоторы только для подводного хода, а в надводном положении прогуливались под дизелями, то на дизель-электрической подводной лодке проекта 877 «Палтус» и в подводном, и в надводном положении субмарина шла только под электромоторами (гребными электродвигателями). Последних в составе главной энергетической установки «Палтуса» было в общей трудности четыре: один главный электродвигатель ПГ-141 мощью 5500 л.с. (позднее - новый низкооборотный ПГ-165 мощью 5500 л.с.), один электродвигатель экономического хода ПГ-142 мощью 130 л.с. (потом - новы низкооборотный ПГ-166 мощью 190 л.с.) и два запасных электродвигателя ПГ-168 мощью по 102 л.c., которые работали на два запасных движителя так именуемого типа «винт в трубе» (маленькие гребные винты размещаются в полукольцевых тоннелях в кормовой части подлодки снутри ее легкого корпуса). Также в состав главной энергоустановки субмарины были включены два дизель-генератора ДЛ42МХ мощью по 1000 кВт (позднее изменены на два 30ДГ мощью по 1500 кВт) и аккумуляторная батарея. Особо необходимо отметить, что новенькая субмарина проекта 877 «Палтус» была выполнена создателем одновальной, что также стало определенным новаторством, а в качестве движителя было решено использовать шестилопастной гребной винт фиксированного шага (ВФШ) с пониженными оборотами (250 об/мин), что позволило создателю обеспечить кораблю очень малые уровни шумов. Понижению шумности содействовало и внедрение в конструкцию новейшей подлодки ряда новых разработок, таких, как установка большей части устройств на амортизаторах и применение на них вибропоглощающих покрытий, также сборка ряда устройств блоками на особенных платформах. Отличительной особенностью новейшей ДЭПЛ стал и ее внешний облик - если субмарины предшествующего поколения, дизель-электрические подводные лодки семейства 641/641Б, имели узенький длиннющий корпус, то на проекте 877 «Палтус» легкий корпус подлодки был выполнен веретенообразным и с круглой, как у атомных подводных лодок, формой носовой части. При этом для обеспечения корпусу будущей субмарины малого гидродинамического сопротивления создатель провел тесты нескольких его моделей на щитах и в опытовом бассейне, доведя форму корпуса нового подводного «охотника» до реального совершенства. Несколько же большее водоизмещение ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» по сопоставлению с забугорными «одноклассниками» из такого же временного периода (так, полное водоизмещение германской дизель-электрической подлодки «Тип 209» в надводном положении - около 1660 тонн, а в подводном - 1850 тонн) разъясняется необходимостью обеспечить ее неплохую надводную непотопляемость. Наши корабли, в отличие от западных, делятся не на две зоны спасения, а поотсечно: практически каждый отсек является отсеком-убежищем и даже в случае его полного затопления и затопления 2-ух прилегающих бортовых цистерн подлодка остается на плаву и почти всегда даже сумеет сохранить ход. В отличие от забугорных субмарин данного класса, живучесть которых - значительно ниже. Очередной особенностью ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» стал новый автоматический комплекс вооружения - установленные на подлодке, в ее носовой части 6 533-мм торпедных аппаратов предназначались для боевого внедрения по назначению разных торпед и мин, также обеспечивали выход личного состава подводных диверсионных сил со штатными средствами движения. В боекомплект «Варшавянки» очень можно были включать до 18 торпед разных типов, либо же до 24 морских мин, либо же их комбинацию в разных вариантах. Управление торпедными аппаратами - дистанционное, из головного командного пт подводной лодки: подготовка торпедных аппаратов к торпедной стрельбе, ввод данных о цели в торпеду, фактически торпедная стрельба, а после нее -перезарядка торпедного аппарата (аппаратов). Не считая того, защиту подлодки от средств воздушного нападения противника при ее нахождении в надводном положении обеспечивали переносные зенитные ракетные комплексы типа «Стрела-3» (потом - более новые варианты данного класса средств ПВО). Специально для новейшей подводной лодки была сотворена боевая информационно-управляющая система (БИУС), обозначение которой в разных источниках указывается как «Узел» либо «Лама» (последнее, возможно, является экспортным вариантом обозначения). Данная система была выполнена на базе ЭВМ МВУ-110 «Узел» и дозволила не считая решения навигационных задач обеспечить одновременное сопровождение 5 целей, в том числе 2-ух из них - в автоматическом режиме (другие три - в ручном режиме) с автоматической выработкой данных для выполнения торпедной стрельбы. 1-ая дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Палтус» - Б-248 - была заложена 16 марта 1980 года (по другим данным - в 1979 году) на Судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в дальневосточном Комсомольске-на-Амуре, который в текущее время носит заглавие ПАО «Амурский судостроительный завод» и заходит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» (АО «ОСК»). Субмарина была спущена на воду 12 сентября 1980 года и вошла в боевой состав флота 31 декабря 1980 года (дата подписания приемного акта). Ее служба оказалась, можно сказать, не лишенной рекорда - выведена из состава Военно-Морского Флота эта подлодка была исключительно в 2001 году, прослужив Родине, таким образом, более 2-ух 10-ов лет. Всего же на Далеком Востоке было выстроено 15 подводных лодок проекта 877 «Палтус». Серийно строились подводные лодки проекта 877 «Палтус» в разных модификациях также еще на 2-ух российских судостроительных предприятиях: - на Ленинградском Адмиралтейском объединении, в 1992 года перевоплощенном в ФГУП «Адмиралтейские верфи», а в текущее время носящем заглавие АО «Адмиралтейские верфи» и организационно входящем в состав АО «ОСК», - тут выстроено в общей трудности 11 подводных лодок проекта 877ЭКМ); - на горьковском Заводе «Красное Сормово» имени А.А. Жданова, который в наши деньки носит заглавие ПАО «Завод «Красное Сормово» и также заходит в состав компании АО «ОСК», - на этом предприятии в общей трудности было выстроено восемь подводных лодок проекта 877 и одна - проекта 877В с водометным движителем для ВМФ СССР, также две подлодки проекта 877Э и 6 - проекта 877ЭКМ для разных забугорных заказчиков, плюс еще одна субмарина была достроена на заводе уже по проекту 636М. Поставки дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус» на экспорт начались в '986 году. 1-ая субмарина, которая строилась по проекту 877Э, вошла в боевой состав ВМС Польши в том же году. Она до сего времени считается в боевом составе польских ВМС, но командование последних интенсивно изучает возможность закупки для ее подмены неатомных подводных лодок 1-го из западноевропейских проектантов (главные претенденты - французы и немцы). По проекту 877Э была построена еще одна субмарина - для ВМС Румынии, сейчас она считается в резерве и употребляется как учебно-тренировочный корабль. Ну, а потом на экспорт стали поставляться ДЭПЛ улучшенного проекта 877ЭКМ. В общей трудности военно-морским силам ряда забугорных государств в различные годы было поставлено 19 подлодок данного семейства в 2-ух базисных модификациях - проект 877Э и проект 877ЭКМ (часть последних строилась по проекту 08773). Особо отметим, что в протяжении всей собственной истории подлодки данного семейства повсевременно модернизировались и совершенствовались, также служили платформами для тесты силовых установок нового типа (водометный движитель на подлодке проекта 877В), различного корабельного оборудования и систем вооружения. В итоге в составе 877-го семейства появились последующие серийные и бывалые модификации (проекты) подлодок: 877ЛПМБ (подводная лодка Б-800 с семилопастным гребным винтом с саблевидными Г-образными лопастями из сплава «Аврора»), 877В (Б-871 с опытным водометным движителем), экспортные варианты 8773 и 877ЭКМ, также подвариант последней модификации - проект 08773, отличавшийся возможностью внедрения боевых средств встроенной ракетной системы «Club-S» (другое обозначение данного комплекса - «Калибр-ПЛЭ», он представляет собой экспортный вариант российского ракетного комплекса аналогичного предназначения «Калибр-ПЛ», который принят на вооружение ВМФ РФ). В некоторых источниках также упоминается проект 877М, к которому ряд военно-морских профессионалов относят последние восемь подводных лодок этого семейства, получивших увеличенный на одну шпацию корпус и главную энергетическую установку улучшенного состава. Самым совершенным из всего семейства подлодок проекта 877 стала большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 877ЭКМ, которая представляет собой эксклюзивный боевой корабль, имеющий равновесную систему вооружения и очень низкие характеристики шумности, также ее доделанный вариант - дизель-электрическая подводная лодка проекта 08773, вооруженная встроенной ракетной системой «Club-S» и отличающаяся рядом инноваций, благодаря которым субмарина по собственному боевому потенциалу приблизилась к подлодкам проекта 636. По оценке военно-морских профессионалов, ДЭПЛ проекта 877ЭКМ (08773) - это отлично зарекомендовавший себя на практике нынешний боевой корабль, имеющий массивное торпедное и ракетное вооружение, отличающийся низким уровнем шумности и разумной степенью автоматизации всех процессов управления, также, что важно, характеризующийся комфортабельными критериями обитаемости для экипажа и простотой в обеспечении его базирования и технического обслуживания. Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877ЭКМ создана для поражения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника, последующих одиночно либо в составе ордера, а субмарина проекта 08773 способна также наносить ракетные удары по разным целям. При всем этом спектр последних определяется составом боевых средств комплекса «Club-S», имеющихся на борту подводной лодки. Данная субмарина выполнена двухкорпусной, одновальной, с полным электродвижением. Отлично обтекаемая веретенообразная форма корпуса в купе с противогидролокационным, так именуемым «безэховым», покрытием и малошумным оборудованием обеспечивают уровень шумности ниже уровня шумности подводных лодок данного класса забугорной постройки. Крепкий корпус подводной лодки проекта 877ЭКМ разбит на 6 водонепроницаемых отсеков. В носовой части первого отсека размещаются 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, из которых может быть выполнение стрельбы торпедами разных типов (два бортовых торпедных аппарата употребляются для стрельбы телеуправляемыми торпедами), ракетами комплекса «Club-S» (два верхних торпедных аппарата) и постановка морских мин разных типов. При этом установленное на подводной лодке устройство резвого заряжания предоставляет личному составу возможность в течение практически нескольких минут автоматом создавать перезарядку торпедных аппаратов и их подготовку к выполнению последующей торпедной (ракетной) стрельбы. Наибольший боезапас - 18 торпед и/либо ракет (в том числе четыре ракеты комплекса «Club-S», к примеру противокорабельные 3М-54Э с дальностью стрельбы 220 км) либо 24 морские мины, либо их композиция - зависимо от текущей оперативно-тактической обстановки и возложенных на определенный корабль боевой задачки. В целях обеспечения обороны подводной лодки рассматриваемого проекта в надводном положении от атак средств воздушного нападения противника - низколетящими самолетами, вертолетами и разведывательно-ударными (ударными) беспилотными летательными аппаратами - на субмарине имеется переносной зенитный ракетный комплекс «Игла-1М», боезапас в 6 ракет для которого размещается в герметичном кранце, расположенном в огораживании выдвижных устройств. Основная энергетическая установка дизель-электрической подводной лодки проекта 877ЭКМ включает два дизель-генератора, один главный гребной электродвигатель, один электродвигатель экономического хода и два гребных электродвигателя запасного движения, также аккумуляторную батарею. Конструктивно боевые способности русских дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ возросли после того, как на них была установлена встроенная ракетная система «Club-S». Последняя в общем случае включает в собственный состав разный набор боевых средств, позволяющий наносить удары как по подводным лодкам и надводным кораблям противника, так и по размещенным в глубине вражеской местности наземным объектам. Отличительной особенностью большой подводной лодки проекта 877ЭКМ, вооруженной встроенной ракетной системой «Club-S» и снаряженной новыми многообещающими комплексами радиоэлектронного вооружения для обеспечения внедрения ракетной системы по назначению, является ее способность наносить ракетные удары на достаточно огромную дальность, оставаясь, таким образом, вовне зоны обнаружения и поражения корабельными средствами противника. Устанавливаемый на подводную лодку при всем этом компактный инерциальный навигационный комплекс обеспечивает кораблевождение и внедрение головного ударного и торпедного орудия без необходимости всплытия в надводное положение в течение 48 часов, а новенькая автоматическая боевая информационно-управляющая система позволяет обеспечить управление всеми видами орудия, в том числе ракетным, торпедными аппаратами и решение всех информационных и командирских задач. Как указывалось в материалах создателя, за счет принятия на вооружение комплекса противокорабельных крылатых ракет дальностью 220 км, входящих в состав встроенной ракетной системы «Club-S», значительно возрастает возможность выхода этой подводной лодки в атаку на высокоскоростные цели и возможность поражения подводных лодок и надводных кораблей противника. Плюс к тому за счет исключения необходимости делать прорыв полосы корабельного и авиационного сопротивления (противолодочной обороны) противника увеличивается боевая устойчивость подводной лодки при ответных действиях врага, а за счет исключения необходимости в форсировании районов, характеризующихся завышенной минной угрозой, возрастает степень безопасности субмарины при действиях поблизости побережья. При этом модернизированная таким образом подводная лодка, как указывается в материалах создателя, получает возможность нанесения ракетных ударов по целям с сильной объектовой защитой. В общей трудности для разных зарубежных заказчиков было выстроено 17 дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ, которые находятся на вооружении военно-морских сил ряда забугорных государств (Алжир, Индия, Иран и КНР). Не считая того, еще одна подводная лодка проекта 877ЭКМ, построенная на Заводе «Красное Сормово», была передана российскему Военно-Морскому Флоту и позднее ей было присвоено личное наименование «Дмитров». Тактико-технические свойства ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» Тип корабля - Многоцелевая ДЭПЛ Кодификация НАТО - «Kilo» Скорость (надводная) 10 узлов Скорость (подводная) 17-19 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 45 суток Экипаж 57 человек (в т. ч.12 офицеров) Водоизмещение надводное 2300 (2350) т Водоизмещение подводное 3040 (3100) т Длина большая (по КВЛ) 72,6 (73,8) м Ширина корпуса наиб. 9,9 м Средняя осадка (по КВЛ) 6,2 м Силовая установка - Дизель-электрическая с полным электродвижением: - 2 дизель-генератора по 1000-1500 КВт, - главный электродвигатель 4050-5500 л.с., - электродвигатель экономного хода мощью 190 л.с., - два запасных электродвигателя по 102 л.с., - один малошумный шестилопастный низкооборотный винт фиксированного шага, - 2 аккумуляторные батареи по 120 частей Минно-торпедное вооружение - 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед либо 24 мины Ракетное вооружение - РК «Калибр» на Б-187, «Club-S» модификация 08773 ПВО - ПЗРК «Стрела-3М», «Игла-1М», «Верба» 8 ЗУР.