Вернуться назад Распечатать

Большие десантные корабли проекта 1171 «Тапир» (СССР)

Корабли проекта 1171 (шифр «Тапир», а по систематизации НАТО - «Alligator» class) - серия из 14 огромных десантных кораблей (БДК) 4 модификаций, построенных в Русском Союзе в 1964-1975 годах. Огромные десантные корабли типа 1171 «Тапир» можно было использовать как для военных, так и для штатских целей, но из-за этого начальные свойства проекта были изменены. Корабль был должен: владеть высочайшей экономичностью, неплохими каютами для экипажа и сразу нести разноплановое вооружение и особое оборудование, владеть завышенной непотопляемостью, большой скоростью и использовать весь объем трюмов. Огромные десантные корабли проекта 1171 «Тапир» созданы для посадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым склоном дна (а плавающей техники - на воду) и для переброски морем войск и грузов. На корабле класса 1171 можно расположить 20 боевых танков либо 45 бронетранспортеров (либо боевых машин пехоты), либо 52 грузовых автомобиля (типа ЗИЛ-131). Численность десанта (зависимо от модификации корабля) составляет 313 либо 440 человек. Большой десантный корабль может перевозить до 1 000 т нужных грузов. На носу корабля находится десантная аппарель в виде раздвижных носовых и кормовых ворот. Корабль класса «Тапир» вооружен одной всеприменимой спаренной корабельной артиллерийской установкой (АУ) калибра 57-мм, 2-мя пусковыми установками реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Град-М» и двумя-тремя переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) «Стрела-3».

ИСТОРИЯ Сотворения

В конце 1950-х годов у русского военно-морского флота (ВМФ) появилась потребность в разработке огромного десантного корабля океанской зоны деяния. И в 1959 году управление ВМФ определило техническое задание (ленинградскому ЦКБ-50) на разработку БДК проекта 1171с тактико-техническими данными, сравнимыми с подобными данными западных десантных кораблей. Фактически сразу Министерство морского флота заказало сухогруз проекта 1173 с носовой аппарелью, который в военное время можно было бы использовать как десантный корабль. Оба проекта соединили в один под общим обозначением: проект 1171 «Тапир». Но Министерство морского флота решило отрешиться от «совместного» судна, так как его эксплуатация при настолько массивных движках (ВМФ требовалась скорость до 17 узлов) становилась невыгодной. Головной корабль проекта 1171 «Воронежский комсомолец» был заложен 5 февраля 1964 года, спущен на воду - 1 июля 1964-го, а принят в боевой состав флота - 18 августа 1966 года. Корабли проекта 1171 строились в Калиниграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» с 1964-го по 1975 год. Всего было выстроено 14 кораблей (из 15 задуманных) в 4 вариантах. Четыре БДК данной серии до сего времени служат на Черноморском и Тихоокеанском флотах Рф.

КОНСТРУКЦИЯ

Огромные десантные корабли проекта 1171 «Тапир» - это многопалубный корабль типа Ro-Ro с твиндеком (длина которого - 90 м, ширина - 9 м), проходящим по всей длине корабля, с развитой надстройкой, в какой расположены помещения управления кораблем, каюты экипажа и т. п. В верхней ее части размещается ходовой мостик, а на крыше - мачта с размещенными на ней антенными постами разных систем радиотехнического вооружения. Надстройка корабля размещается лишь на корме, где имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса (при швартовке кормой). Отсек для бронетехники находится в носовой части, там же имеется десантная аппарель (закрытая раздвижными вратами). Погрузка техники может осуществляться своим ходом через носовое либо кормовое посадочные устройства. В первом и в четвертом твиндеках размещены кубрики для размещения десанта. На судне имеются краны для погрузки грузов на верхнюю палубу либо в твиндек через лючки в верхней палубе. Основная энергетическая установка (ГЭУ) БДК содержит в себе два дизеля 58А суммарной мощью до 18 000 л. с., работающих на два гребных винта. ГЭУ расположена эшелонно в 2-ух бортовых отсеках. Корабль оборудован навигационной радиолокационной станцией (РЛС) «Дон» и средствами радиосвязи. Технические свойства БДК проекта 1171 «Тапир» Экипаж, чел.: до 70 Водоизмещение, т: - порожнее: 2760 - стандартное: 3040 - полное: 4650 Размерения, м: - длина: 113,1 - ширина: 15,6 - осадка:4,15 (6,15-при полной загрузке) ГЭУ: два дизеля М-58А общей мощью 18 000 л. с. Скорость хода, узлов: до 17 Дальность плавания, морских миль: 4800 (на 16 узлах) Автономность плавания, суток: 10-20 (зависимо от модификации БДК) Вооружение: 1 х 57-мм всеприменимая спаренная башенная АУ АК-725, 2 х 25-мм 2М-3М (на БДК мод. IV), 2 х 55-мм МРГ-1 «Огонек» (БДК «Николай Вилков»); 2 х РСЗО А-215 «Град-М» (160 неуправляемых ракет) (на мод. III и IV), 2-3 х ПЗРК «Стрела-3» (16-24 ракеты).