
В 1987 году был отменен действовавший несколько десятилетий запрет на строительство больших подводных лодок для ВМС ФРГ. Это позволило приступить к проектированию субмарин последнего поколения. Разработку вели на базе проекта 210, по которому выстроили 6 лодок для Норвегии, и с внедрением ряда решений проекта 800, предназначенного для ВМС Израиля. Но принципным различием нового проекта, получившего номер 212, стало применение воздухонезависимой вспомогательной силовой установки, позволяющей значительно прирастить время пребывания субмарины под водой.
Подводные лодки проекта 212 имеет двухкорпусную конструкцию. Крепкий корпус выполнен из маломагнитной стали, легкий -из армированного стеклопластика. Крепкий корпус состоит из 2-ух секций различного поперечника: в носовой размещен экипаж и вооружение, в кормовой - энергетическая установка. Лодка снабжена рубочными рулями глубины и Х-образным хвостовым оперением, обеспечивающим неплохую маневренность. Силовая установка одновальная. Она включает дизельный движок (для надводного хода) и электромотор. Источником электроэнергии кроме обыденных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей служат девять протон-обменных топливных частей BZM 34, включающие цистерны с криогенным кислородом и емкости с гидридом металла (все размещены вовне крепкого корпуса).
Благодаря этому автономность субмарины в подводном положении добивается 18 суток. На лодках более поздней постройки (равно как и на экспортных проекта 214) заместо 9 частей BZM 34 использованы два более массивных BZM 120. Вооружение лодки состоит из 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом 12 торпед типов DM2A3 и DM2A4 (управляются по оптоволоконному кабелю). Субмарина оборудована автоматической системой боевого управления CSU 90, гидроакустическим комплексом ISUS 90-20, станцией радиотехнической разведки FL 1800 и радаром «Келвин Хьюз» 1007.
В 1994 году военно-морские силы Германии заказали консорциуму ARGE 212 (включает компании «Howaldtswerke-Deutsche Werft» и «Тиссен Нордзееверке») 1-ые четыре подлодки проекта 212. Но ввиду сложностей с доводкой воздухонезависмой энергетической установки постройку их удалось начать только 5 лет спустя. Лодки, получившие обозначения от U31 до U34, вошли в строй в 2005-2007 годах. В 2015 и 2016 годах флот пополнили еще две субмарины (U35 и U36). Правительство Германии подразумевает заказать еще две единицы, чтоб довести количество подлодок в собственном флоте до восьми. В 1996 году был подписан меморандум о взаимопонимании, касающийся постройки подлодок несколько модифицированного проекта 212А для ВМС Италии. Строительство их велось фактически наряду с германскими субмаринами, но не в Германии, а на верфи итальянского концерна «Финкантиери» в Муджано. «Сальваторе Тодаро» и «Шире» вошли в строй в 2006-2007 годах, а «Пьетро Венути» и «Ромео Ромей» - десятилетие спустя. Планируется постройка для ВМС Италии еще 2-ух лодок.
Специально для экспорта на базе проекта 212 разработали субмарину проекта 214. Она отличается увеличенной на 9 м длиной корпуса и возросшей до 12 000 миль дальностью хода, но лишена ряда частей оборудования, устанавливавшегося на лодках ВМС Германии и Италии. Первым заказчиком таких подлодок стала Греция, оформившая в 2000 году договор на постройку одной субмарины в Германии и еще 3-х - по лицензии на своей верфи. Но тесты головной подлодки «Папаниколис», начавшиеся в 2006 году, вскрыли бессчетные недочеты. Министерство обороны Греции даже намеревалось расторгнуть договор, но в итоге в 2010 году все-же приняло субмарину. В 2015-2016 годах в состав ВМС Греции вошли лодки «Пипинос», «Матрозос» и «Катсонис», построенные местной верфью «Хелленик Шипярд». Наладила постройку подлодок проекта 214 и Республика Корея.
В 2000 году ВМС этой страны заказали три субмарины, построенные компанией «Дэу» и вошедшие в строй в 2007-2009 годах. 2-ой заказ на 6 лодок, оформленный в 2008 году, разделили поровну меж верфями «Дэу» и «Хюндай». К истинному времени из этой партии принято четыре лодки, другие находятся в постройке. В 2010-2011 годах две субмарины германской постройки - «Арпао» и «Триденте» - пополнили состав ВМС Португалии. А в октябре 2015 года на верфи в г. Гельджюк заложена «Пири Рейс» - 1-ая из 6 лодок проекта 214, заказанных Турцией. Предстоящим развитием экспортных лодок стал проект 216, предлагавшийся ВМС Австралии, но проигравший конкурс французской разработке, также проект 218 - удлиненный до 70 м вариант с улучшенным оборудованием, заказанный ВМС Сингапура (две лодки должны войти в строй в 2021-2022 годах, а еще две - после 2024-го).
Технические свойства ДЭПЛ проета 212
Экипаж - 27 чел
Скорость (надводная) - 12 узлов
Скорость (подводная) - 20 узлов
Рабочая глубина погружения - 200 метров
Предельная глубина погружения - 350 метров
Автономность плавания - 30 суток
Водоизмещение надводное - 1450 тонн
Водоизмещение подводное - 1840 тонн
Длина большая (по КВЛ) - 56,3 метра
Ширина корпуса наиб. - 6,8 метра
Средняя осадка (по КВЛ) - 7 метров
Силовая установка - Дизель-электрическая, воздухонезависимая на топливных элементах, 2 серебряно-цинковые аккумуляторные батареи по 144 элемента)
Торпедно-минное вооружение
- 6 носовых ТА калибра 533 мм,
- 12 торпед типов DM-2A3 «Seehecht» и DM-2A4,
- до 24 донных и до 36 якорных мин заместо торпед
Ракетное вооружение - ПКР «Triton»