Вернуться назад Распечатать

Большой десантный корабль проекта 11711 (СССР)

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. устремившемуся в Мировой океан русскому Военно-морскому флоту потребовался принципно новый, большой и емкий танко-десантный корабль океанской зоны, способный решать задачки по посадке морского десанта на приморских флангах сухопутных фронтов и на побережье противника, удаленном от берегов СССР, также позволявший проводить операции по «оказанию военной помощи союзным и дружеским государствам». Таким кораблем стал большой десантный корабль (БДК) океанской зоны проекта 1171 (шифр «Тапир», обозначение по систематизации США/НАТО - «Аллигатор»), который значительно расширил способности десантных сил российского флота. Окончательный вариант технического проекта нового корабля был утвержден 14 февраля 1962 г., а головной корабль данного типа, БДК-10 (с 22 февраля 1967 г. - «Воронежский комсомолец», с 15 февраля 1992 г. - БДК-65, с 27 июля 2003 г - «Саратов»), под строительным №291 был заложен 5 февраля 1964 г. на стапеле судостроительного завода №820 (с 1966 г. - Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»). 1 июля такого же года он был спущен на воду и вошел в боевой состав русского флота 18 августа 1966 г. Всего в период с 1966-го по 1975 г. русский ВМФ получил 14 кораблей данного типа, 15-й корабль серии - «Николай Голубков» (строительный №305) - планировался к постройке, но достроен не был. Создатели проекта и другие участники проектирования и строительства первого российского десантного корабля океанской зоны получили Муниципальную премию СССР «Тапиры» либо, как их обозначили на Западе, «Аллигаторы», долгое время составляли ядро амфибийных (десантных) сил российского флота, зарекомендовав себя во время боевых служб и учений с самой лучшей стороны. По 5 кораблей считались в составе Тихоокеанского и Черноморского флотов, а еще по два - в составе Балтийского и Северного флотов. После распада Русского Союза один корабль достался ВМС Украины («Илья Азаров» - переименован в «Рiвно»), а другие БДК стали равномерно выводиться из боевого состава ВМФ Рф. На замену им должны придти огромные десантные корабли последнего поколения - проекта 11711, которые в лучшей степени соответствуют нынешним требованиям ведения войны на море. Вобщем, понимая значимость наличия в составе российского ВМФ десантных кораблей, способных делать задачки долгого плавания в далекой морской и океанской зонах и производить посадку сил и средств морского десанта на плав и оборудованное либо необорудованное побережье, также принимая во внимание тот факт, что разработка и серийная постройка БДК последнего поколения оказались подвержены значимой задержке, командование ВМФ Рф решило отложить вывод БДК проекта 1171 из боевого состава флота и продлить сроки их эксплуатации. В итоге в строю до сего времени остается даже головной - самый старенькый - корабль данного типа, «Саратов», ладно несущий службу в течение 67 лет! Всего же по состоянию на сентябрь 2016 г, в составе Военно-морского флота Рф имелось четыре корабля проекта 1171 («Саратов», «Орск», «Николай Фильченков» и «Николай Вилков»). Большой десантный корабль проекта 11711 создавался в целях обновления десантных сил ВМФ Рф и предназначен для решения широкого круга задач в военное и мирное время - посадка десанта на оборудованное и необорудованное побережье, содействие Сухопутным войскам в проведении операций на приморских флангах, перевозка морем грузов в ближней и далекой океанской зоне, включая грузы в контейнерах интернационального класса, также роль в миротворческих операциях и т.д. Корабль спроектирован в период с 1988 г по 2004 г. спецами санкт-петербургского Невского проектно-конструкторского бюро (ПКБ), создавшего главную массу российских кораблей данного подкласса, под управлением головного конструктора проекта В.Н. Суворова. В процессе его сотворения создателем были обширно применены новые кораблестроительные технологии, огромное внимание уделено внедрению сделанных в текущие годы новых конструкционных материалов, учитывались ежедневные условия боевой службы и эксплуатации, также вероятные способы внедрения в военное время и необходимость понижения заметности корабля по различным физическим полям. При проектировании БДК проекта 11711 учтены требования по перевозке многообещающего вооружения, также обеспечены комфортабельные условия обитаемости для экипажа и сил десанта. Большой десантный корабль проекта 11711 способен воплотить последующие методы посадки боевой и другой техники: конкретно на необорудованный сберегал при помощи носового высадочного устройства либо на плав как через носовую, так и через кормовую аппарель либо при помощи транспортно-десантного вертолета Ка-29. Кран-балка грузоподъемностью 15 т (кран типа Sormec M500/SA), расположенная меж пятиярусной носовой и четырехъярусной кормовой надстройками корабля, позволяет выгружать легкую технику и грузы на причальную стену либо на плавающие десантные средства, находящиеся под бортом БДК. Новаторством является новый неконтактный метод, который подразумевает внедрение инженерных понтонов, по типу тех, которые используют Сухопутные войска при форсировании аква препядствий. Из нескольких понтонов в достаточно недлинные сроки формируется наплавной мост, по которому томная и легкая техника может перемещаться от корабля к берегу и высаживаться конкретно на сберегал, имеющий уклон наименее 3 градусов. Таковой способ уже достаточно издавна употребляется военно-морскими силами забугорных стран, но в российском флоте использован в первый раз. Очередной отличительной особенностью нового огромного десантного корабля, в первый раз примененной в русском Военно-морском флоте, является возможность перевозки на верхней палубе 20-футовых морских контейнеров с хоть каким видом груза, выполненных по интернациональным эталонам и выгрузки их на плавсредства либо причальную стену. В мирное время корабль проекта 11711 способен будет производить их перевозку меж портами с контейнерными терминалами, что дозволит, таким образом, с большей продуктивностью завлекать корабли данного типа для решения разных небоевых задач в рамках гуманитарных либо миротворческих операций, участвовать в русском «северном завозе» и тому схожих мероприятиях. В этом более верно проявляется выполнение русскими конструкторами 1-го из главных требований современности - придание хоть какой технике универсальности и многозадачности. Большой десантный корабль проекта 11711 - двухвальный, двухпалубный, с баком, ютом, кормовым расположением машинного отделения, 2-мя надстройками и сквозным, от носа до кормы, десантным трюмом, в каком располагается подвижная боевая техника разного типа. Корпус и надстройка корабля - железные. Полное корабля - 6000 т, главные размерения: большая длина - 120,0 м, большая ширина - 16,5 м, осадка - 5,0 м. Экипаж корабля - 100 человек. Так как корабль проекта 11711 рассчитан на долгое патрулирование с десантом на борту (автономность корабля - до 30 суток), комфортабельному размещению личного состава морского десанта уделено немаловажное значение. Для размещения десанта предусмотрены многоместные каюты с трехъярусными кроватями, спортивный зал, также комфортные душевые и умывальники. Для обеспечения прогрева движков техники, находящейся на нижней палубе, предусмотрена особая система вентиляции. В кормовой надстройке корабля предусмотрен ангар на один вертолет Ка-29, но благодаря тому, что конструкция ангара имеет выдвижную часть в сторону вертолетной площадки, может быть базирование 2-ух вертолетов, хотя в данном случае внедрение второго вертолета при нахождении первого в воздухе будет затруднено. Соответствующей наружной отличительной особенностью огромного десантного корабля проекта 11711 является развитый бак с огромным извивом и возвышением над ватерлинией, конструкция и размеры которого обоснованы внедрением инженерных понтонов для нового неконтактного метода посадки, также применением носового гидродинамического обтекателя бульбового типа в подводной части корабля. Осадка корабля без груза составляет 4,6 м носом и 5,0 м кормой. Большой десантный корабль проекта 11711 способен принять на борт до 13 главных танков, стоящих на вооружении ВС Рф, гусеничную либо колесную легкую боевую бронированную технику разного типа - до 36 машин в габаритах боевой машины пехоты, также армейские грузовые автомобили и другие единицы техники в обозначенных габаритах. Погрузка техники на корабль производится 2-мя методами: хоть какой техники - без помощи других средством использования аппарелей, а легкой техники - к тому же с помощью портальных либо палубного грузового кранов через грузовой лючок в верхней палубе корабля. Численность личного состава десанта может составлять 300-380 военнослужащих с вооружением, амуницией и боеприпасами. Общая масса разных грузов, принимаемых на борт корабля, составляет до 1500 т. Следует особо отметить, что в процессе достройки головного корабля его проект трижды корректировался в части конфигурации состава вооружения, радиоэлектронных средств и конфигурации тактико-технических черт, а из-за недопоставки документации и контрагентского оборудования сроки готовности заказа не раз переносились. Так, к примеру, согласно начальному проекту, корабль планировалось вооружить новейшей 100-мм артиллерийской системой А-190М и 2-мя зенитно-артиллерийскими комплексами «Палаш», а для огневой поддержки десанта предусматривалось установить две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». В конечном итоге, но, из-за выдвинутого уже в процессе строительства требования экономии экономных средств и сокращения сроков строительства, состав вооружения был значительно сокращен и задачка по огневой поддержки десанта с корабля была снята. Установленное на сей день на корабль проекта 11711 вооружение содержит в себе две артиллерийские системы аналогичного предназначения и схожего калибра - носовую 30-мм артиллерийскую установку АК-630М-2 «Дуэт» и две кормовых 30-мм артиллерийские установки АК-630М с системой управления огнем 5П-10-03 «Ласка». При этом таковой состав вооружения не характерен для других кораблей ВМФ Рф и является быстрее компромиссом меж необходимостью и способностями гособорон-заказа. Предусмотренные проектом два 14,5мм многокалиберных пулемета в составе морских тумбовых пулеметных установок «Жало» и переносные зенитные ракетные комплексы на время ходовых испытаний не устанавливались. Основная энергетическая установка БДК проекта 11711 включает в собственный состав два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-3700 на базе дизеля 10Д49 с системой управления турбонаддувом СУТН-10060. Агрегаты работают каждый на собственный гребной винт фиксированного шага и обеспечивают кораблю скорость полного хода без груза до 18 узлов, а дальность плавания корабля скоростью 16 узлов добивается 3500 миль. Действенная мощность 1-го агрегата 5200 л.с. В каждом машинном отделении размещено по два вспомогательных дизель-генератора АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С. Один дизель-генератор обеспечивает все потребности корабельных потребителей в электроэнергии в стояночном режиме, а два дизель-генератора - гарантированное питание всех систем корабля в боевом режиме. Закладка головного корабля проекта 11711, строительный №01301, свершилась 23 декабря 2004 г. на стапеле ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Корабль получил заглавие «Иван Грен» в честь вице-адмирала Ивана Ивановича Грена - известного российского спеца по морской артиллерии. Корабль сначало предполагалось сдать заказчику в 2008-09 гг, но из-за задержек с финансированием и отсутствием у заказчика точных планов по вопросу предстоящего развития десантных сил флота, также в связи с многократной поправкой проекта работы по БДК «Иван Грен» шли со значимым отставанием от графика. В конечном итоге спуск головного корабля проекта 11711 на воду состоялся только 18 мая 2012 г, при всем этом было объявлено решение о строительстве серии из 6 схожих кораблей, но после закладки второго корабля, получившего имя «Петр Моргунов», серию уменьшили до 2-ух единиц. Решение о предстоящем строительстве подобных кораблей будет принято после проведения всесторонних испытаний головного корабля проекта. Также в 2003 г. была анонсирована разработка экспортного варианта огромного десантного корабля данного типа - БДК проекта 11711Э.