Вернуться назад Распечатать

Авианосец Type 001 «Liaoning» (Россия-Китай)

Когда в декабре 1985 года на стапеле Черноморского судостроительного завода был заложен очередной тяжкий авианесущий крейсер, никто даже во сне не мог представить, какая судьба ждет этот корабль. Корабль, получивший первоначальное заглавие «Рига», строился по проекту 1143.6, другими словами несколько откорректированному проекту 1143.5 «Кречет», по которому строился авианесущий крейсер «Тбилиси» (сегодняшний «Адмирал Флота Русского Союза Кузнецов»), Как и все прошлые русские корабли этого класса, они кооперировали авиационное вооружение с массивными ракетными ударными средствами, также имели развитые системы самообороны (противовоздушной и противолодочной). Основным же различием «Тбилиси» и «Риги» стало то, что их приспособили для базирования самолетов с обычным взлетом и посадкой (методом установки стартового трамплина и аэрофинишера) - на прошлых авианесущих крейсерах могли базироваться только воздушные суда вертикального взлета и посадки. Закладка «Риги» совпала по времени с началом кризиса в Русском Союзе, приведшего в итоге к распаду СССР 25 ноября 1988 года крейсер спустили на воду, а 19 июня 1990 года переименовали в «Варяг» - к тому времени уже было ясно, что балтийские республики навряд ли получится сохранить в составе СССР К моменту распада Русского Союза «Варяг» оставался в Николаеве, где достраивался на плаву. Степень технической готовности корабля составляла 67%. Но в 1992 году управление Русской Федерации отказалось от достройки «Варяга». Не был нужен авианосец и Украине. Но будущий покупатель нашелся фактически сразу - в том же 1992 году корабль посетила высокопоставленная китайская делегация, определившая, что «Варяг» находится в превосходном состоянии и представляет энтузиазм для ВМФ КНР Переговоры о продаже продолжались пару лет, завершившись в апреле 1998 года. Недостроенный авианесущий крейсер формально был продан личной фирме, заявившей о намерении переоборудовать его в плавучий развлекательный центр. Еще пару лет «Варяг» оставался в Николаеве - все никак не удавалось получить согласие турецкой стороны на буксировку его через проливы. В конце концов, 3 марта 2002 года корабль прибыл в Китай. В 2005 году его поставили к стене судостроительного завода в г. Далянь. Сейчас уже было ясно, что управление КНР намеревается достроить его конкретно как авианосец, а не использовать в качестве плавучего казино либо Диснейленда. Достройка заняла 6 лет. В конце концов, 10 августа 2011 года корабль, получивший заглавие «Liaoning» и бортовой номер «16», в первый раз вышел в море для ходовых испытаний. 25 сентября 2012 года корабль официально вошел в состав флота, а в ноябре такого же года на нем начались тесты палубных истребителей. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ Взяв за базу корпус и силовую установку бывшего «Варяга», китайские спецы значительно переработали проект, присвоив ему символический номер «001». В отличие от «Кречета», китайский корабль представляет собой традиционный авианосец - на нем отсутствует ударное ракетное вооружение, а средства самообороны сведены к минимуму. Корабль вооружен ЗРК ближней дальности HQ-10 (три 18-зарядные пусковые установки), также 3-мя мелкокалиберными зенитными артиллерийскими комплексами «тип 1130» (11-ствольные револьверные 30-мм автоматические пушки). Состав радиоэлектронного оборудования «Liaoningа» доподлинно неизвестен, но не подлежит сомнению, что он представлен эталонами китайского производства. Основным средством освещения воздушной и надводной обстановки является радар «тип 348» с 4-мя фазированными антенными решетками, установленными на стенах надстройки. АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ «Liaoning» унаследовал от «Варяга» систему взлета самолетов с применением трамплина и посадки с помощью аэрофинишера. В состав его авиагруппы входят истребители J-15 и вертолеты Z-18 (2-ух модификаций) и Z-9. Они все сделаны в Китае, но на базе забугорных образцов. Так, J-15 разработан на базе русского самолета Су-33 (в планер и силовую установку внесены малые конфигурации, а состав радиоэлектронного оборудования и вооружения на сто процентов обновлен). На «Liaoningе» предвидено базирование 2-ух эскадрилий J-15 (24 самолета). Тяжкий вертолет Z-18 является глубочайшей модернизацией Z-8, а тот, в свою очередь, - копией французского SA321 «Супер Фрелон». На «Liaoningе» базируются вертолеты 2-ух модификаций: противолодочные Z-18F (восемь единиц) и ДРЛО Z-18J (четыре). В конце концов, четыре легких поисково-спасательных вертолета Z-9C - это копии французских SA365 «Дофин 2». Тактико-технические свойства «Liaoningе» Полное водоизмещение, т: 67500 Размеры, м: - длина: 304,5 - ширина: 38 (по полетной палубе - 75) - осадка: 9 скорость, узлов: 29 дальность, миль: 8000 ГЭУ: паровые турбины ТВ-12-4 (4x50000 л. с.) Экипаж, чел.: 1960 Вооружение: авиационное: 24 самолета, 16 вертолетов; ракетное: 3х8 ПУЗРК HQ-10; артиллерийское; 3x11 20-мм артустановки «тип 1130»