Вернуться назад Распечатать

Малые охотники проекта 199 (СССР)

Малые охотники проекта 199 - спроектированы в ОКБ-5 под управлением головного конструктора П.Г. Гойнкиса в 1953 году и использовались для охраны аква района (ОВР). Катер стал первым послевоенным морским охотником с древесным корпусом, сделанным в корпусе огромного торпедного катера проекта 183. Строились катера проекта 199 на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде. Головной катер вошёл в строй флота в 1955 году. Всего выстроено катеров с 1955 г. по 1959 г. - 52 единицы. Корпус катера проекта 199 древесный с прямой транцевой кормой и уширенными обводами носовой части. Палуба ровная по всей длине катера. Посреди корпуса находилась бронированная боевая рубка с смотровыми окнами и открытым ходовым мостиком, толщина брони достигала 7 мм. Главные приборы управления катером выводились на открытый ходовой мостик. Для облегчения прохождения по внутренним аква путям, мачта катера была выполнена заваливающейся, что существенно уменьшало его габаритную высоту. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 8 отсеков: Форпик; Кубрик экипажа; Камбуз, кладовые провизии; Каюты офицеров и мичманов, бытовые помещения; Машинное отделение №1; Машинное отделение №2; Топливные цистерны; Артпогреб, румпельное отделение. При высочайшей скорости полного хода (доставшейся от ТКА) эти охотники обладали очень маленькой дальностью плавания на малых ходах, что было суровым недочетом, потому что поиск подводных лодок выполнялся конкретно на этих скоростях. Данный недочет был следствием глиссирующих обводов корпуса БТК проекта 183. Силовая установка механическая, четырёхвальная с 4-мя дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый с реверс-редукторами, которые обеспечивали фронтальный, задний и холостой ход при постоянном вращении коленчатого вала и передовали вращение на четыре трёхлопастных винта фиксированного шага. Назначенный ресурс мотора до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 1 700 об/мин. Скорость полного хода катера составляла 34 узла. Припас горючего доходил до 10,3 тонны. Большая часть устройств располагалось ниже ватерлинии, что увеличивало живучесть катера, а "подводный выброс" у движков уменьшал шум катера и обеспечивал скрытность действий, в особенности ночкой. Вооружение катеров проекта 199 состояло из: - 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинноватой ствола 79 калибров, расположенных одно на баке и одно в корме с боезапасом в 2000 выстрелов. Остывание стволов при стрельбе воздушное. При подмене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для остывания. Время остывания водой - более 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Исходная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления. - 1 бомбомёта БМБ-2, предназначеного для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1. - 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и поперечнике 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров. - 4 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, малый минный интервал 35 метров, большая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение приравнивалось 10-20 минуткам, точность установки на данное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды. Катера проекта 199 оснащались компасом, гидроакустической станцией (Угасал) "Тамир-10", РЛС обнаружения "Зарница", аппаратурой опознавания «Факел-М», авторулевым «Зубатка» и дымаппаратурой ДА-7. Угасал «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумолокации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в границах 4-5°. РЛС «Зарница», созданная для обнаружения надводных целей и низковато парящих самолетов. Станция сантиметрового спектра с мощью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна располагалась на мачте, а главные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (зависимо от курса полета). Наибольшая ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°. Дымаппаратура ДА-7 монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая при помощи сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу. Тактико-технические данные катеров проекта 199 Экипаж: 14 человек (2 офицера) Водоизмещение:  обычное 71 тонна, полное 83 тонны. Длина большая: 25,4 метра Длина по КВЛ: 25 метра Ширина большая: 6,2 метра Ширина по КВЛ: 5,2 метра Высота борта на миделе: 3,02 метра Осадка по корпусу: 1,45 метра Силовая установка: 4 дизеля М-50Ф по 1200 л.с.,4 винта ФШ, 3 руля Электроэнергетическая система: 1 автономный генератор 12,5 кВт, 4 подвесных генератора по 1 кВт Скорость хода: полная 34 узла, финансовая 14 узлов Дальность плавания: 600 миль при 14 узлах Мореходность: 6 баллов Автономность: 3 суток Вооружение:  . артиллерийское: 2х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомёта БМБ-2, 34 бомбы ББ-1 минное: 6 мин КБ-3 в перегруз гидроакустическое: 1 Угасал "Тамир-10" радиотехническое: 1 РЛС "Зарница", 1 радиостанция Р-607, аппаратура госопознавания "Факел-М" навигационное: 1 магнитный компас, лаг, авторулевой "Зубатка" хим: дымаппаратура ДА-7