Вернуться назад Распечатать

Разведывательный вертолет OH-58A Kiowa (США)

Многоцелевой вертолёт Bell OH-58 Kiowa разрабатывался с 1961 г. как легкий разведывательный вертолет второго поколения. В 1960 г. армия США объявила конкурс проектов на новый вертолет с требованиями обеспечения способностей эвакуации покалеченых, ближней авиационной поддержки войск, наблюдения, фоторазведки и транспортировки грузов, также непременное наличие 4 посадочных мест, полезной нагрузки в 181 кг и крейсерской скорости около 193 км/ч. Проекты представили компании «Белл», «Хиллер» и «Хьюз». Им было заказано по 5 опытнейших образцов для сравнительной оценки. По результатам последовавших испытаний в 1965 г. для серийного производства в качестве легкого вертолета наблюдения (LOH) был избран вертолет компании «Хьюз» HO-6 (позже OH-6A).

Но OH-6A оказался недостаточно применимым для эксплуатации в армейских подразделениях и на вновь организованном конкурсе наилучшим был признан вертолет OH-4 компании «Белл», которая выстроила новый опытнейший экземпляр под обозначением Модель 206А «Джет Рейнджер». Он в первый раз поднялся в воздух 10 января 1966 г., а 20 октября 1966 г. получил сертификат летной годности, после этого был запущен в массовое создание для коммерческих потребителей. Не считая того, он строился компанией «Агуста» в Италии.

Вертолет «Джет Рейнджер» был подобен опытнейшему экземпляру OH-4A (до этого HO-4), кроме модифицированного фюзеляжа, в каком сейчас располагалось 5 человек. Он продолжал находиться в массовом создании в 1989 г. в Канаде как Модель 206В «Джет Рейнджер» III.

В 1967 г. вновь был объявлен конкурс на легкий вертолет наблюдения, и 8 марта 1968 г. вертолет Модель 206А компании «Белл» был объявлен его победителем и, получив обозначение OH-58A Kiowa, начал выполняться серийно. К концу 1973 г. было поставлено около 2200 этих машин. OH-58A Kiowa отличался от «Джет Рейнджер» огромным поперечником несущего винта, маленькими переменами во внутренней сборке и установкой военного электрического оборудования. Поставки начались 23 мая 1969 г. Из сначало заказанных 2200 машин для армии США 74 вертолета под обозначением COH-58A (позже CH-136) с декабря 1971 г. поставлялись канадским ВВС. В январе 1974 г. был заключен доп договор с армией США на 74 машины.

По исследовательскому договору с армией США единственный вертолет OH-58A Kiowa был обустроен более массивным турбовальным движком Аллисон Т63-А-720 мощью 313 кВт/420 л.с. и усовершенствованным фонарем кабины с плоскими стеклами. Он получил обозначение OH-58C; в предстоящем еще два вертолета OH-58A Kiowa были преобразованы в OH-58C. В итоге испытаний в марте 1978 г. началась серийная модернизация 275 машин OH-58A Kiowa в усовершенствованный вариант OH-58C.

Другие варианты включали 12 машин OH-58B, схожих OH-58A. поставленных австрийским ВВС в 1976 г., ВМС США получили 40 вертолетов TH-57A «Си Рейнджер». Эти последние аппараты являлись учебно-тренировочными с двойным управлением. Они представляли собой в целом штатский вариант 206А «Джет Рейнджер» с электрическим оборудованием ВМС США. Учебно-тренировочный вертолет для армии США TH-67 «Крик» является вариантом 206В-3 «Джет Рейнджер» с одним ГТД 250-C20JN. Кабина оборудована для размещения инструктора и 2-ух курсантов (один рядом с инструктором, 2-ой на заднем сидение).

Вертолет OH-58D Kiowa на базе вертолета Модель 406 с четырехлопастным несущим винтом является производным от вертолета OH-58A Kiowa и предназначен для обеспечения армии США усиленным разведывательным вертолетом. Отличающийся вынесенной над втулкой несущего винта оптической системой наблюдения с лазерным целеуказателем в сферическом обтекателе, он имеет движок Аллисон 250-C30R мощью на валу 485 кВт/650 л.с. 1-ый экземпляр поднялся в воздух 6 октября 1983 г., а всего армия США заказала 507 таких машин. В сентябре 1983 году в воздух в первый раз поднялась модификация OH-58D Kiowa Warrior, сделанная по программке AHIP (Army Helicopter Improvement Program) и способная вести разведку при помощи радиоэлектронных средств, укрываясь за предметами на местности (деревьями, строениями, буграми и т.д.), летать в режиме огибания рельефа местности на высотах до 15 м. Вертолет AH-58D Kiowa Warrior, обустроен вооружением в состав которого входят ПТУР AGM-114 Hellfire, до 4 ракет класса "воздух-воздух" Stinger, 2-4 блока с 7 неуправляемыми авиационными ракетами FFAR каждый и пулемет калибра 12,7 мм. Вертолет действует в главном с парой вертолетов AH-64A Apache и производит поиск бронетехники, целеуказание и подсветку объектов для наведения ПТУР, запущенных с других вертолетов из укрытий. К концу 1989 г. общее число построенных компанией «Белл» вертолетов Модель 206 превышало 7000 машин.

Для Саудовской Аравии в 1984 г. разработан облегченный вариант MH-58D под заглавием «Комбат Скаут» с облегченным составом оборудования, ПТУР «Тоу» и прицельной системой «Гелитоу» сверху фюзеляжа заместо надвтулочного прицела.

Вертолет OH-58D Kiowa выполнен по одновинтовой схеме, с управляющим винтом, одним газотурбинным движком и лыжным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, выполнен с внедрением дюралевых сплавов. Кабина имеет двери с каждой стороны фюзеляжа, снабжена системой отопления и вентиляции, сидения летчика и второго летчика-наблюдателя установлены рядом. В задней части кабины расположены блоки электрического оборудования. Конусообразная хвостовая опора полумонококовой конструкции. С правой стороны балки крепится стабилизатор и вертикальное оперение, с левой — установлен управляющий винт.

Несущей винт четырехлопастный, с упругим креплением лопастей. Они выполнены из стекловолокна и имеют прямоугольную форму в плане с сужающейся законцовкой, предвидено их складывание. Система несущего винта обеспечивает более действенное управление на режиме самовращения и на максимально малых высотах полета. Лопасти и втулка могут противостоять действию пуль калибра 12,7 мм. Тормоз несущего винта отсутствует. Управляющий винт поперечником 1,65 м, с лопастями из стекловолокна. Система управления несущим и управляющим винтами гидравлическая, бустерная. Имеется система увеличения стойкости и маневренности вертолета.

Горизонтальное оперение прямое, неуправляемое, с перевернутым профилем. Вертикальное оперение состоит из верхней и нижней секций, имеющих стреловидность по фронтальной кромке. Шасси лыжное.

Турбовальный движок со свободной турбиной размещен в высшей части фюзеляжа за пилоном несущего винта. Составная конструкция мотора упрощает техническое сервис. Горючее расположено в самоуплотняющемся протектированном баке емкостью 399 л, который установлен в задней части кабины.

Электрическое оборудование включает 5 связных приемопередатчиков, систему передачи данных и шифратор речевых сигналов, доплеровскую РЛС, бескарданную инерциальную навигационную систему. Оборудование обеспечивает зрительный полет в хоть какое время суток. Прицел в сферическом обтекателе над втулкой несущего винта с линией прицеливания на 0,82 м выше плоскости вращения винта обеспечивает слежение за передвигающимися целями на расстоянии до 16 км. Он имеет лазерный целеуказатель-дальномер, телевизионную камеру и ИК-систему ночного видения в фронтальной полусфере. Система передачи данных обеспечивает выдачу инфы по цели в течение 6 секунд на наземный пункт управления либо боевой вертолет AH-64 «Апач».

Стандартное вооружение включает турельную установку М-27 с пулеметом «Миниган» калибра 7,62 мм. Для защиты от вертолетов противника предусматривается установка 2-ух УР «Stinger» класса « воздух-воздух ».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства 0H-58D Экипаж, чел. 1-2 Скорость, км/ч: максимальная 222 крейсерская 204 Потолок, м: статический 3415 динамический 4115 Дальность перегоночная, км 555 Масса, кг: наибольшая взлетная 2360 обычная взлетная 2040 пустого вертолета 1380 Габариты вертолета, м: поперечник несущего винта 10,67 длина 10,48 высота 3,93 Движок: ГТД Allison 250-C30R, л.с. 650