Вернуться назад Распечатать

Палубный истребитель Vought F7U Cutlass (США)

Посреди 1946 г. ВМС США объявили конкурс на создание палубного истребителя с околозвуковой скоростью полета. В конкурсе приняли роль многие известные компании страны, но после их выбывания остались две компании: «Дуглас», со своим проектом «бесхвостки», воплотившимся потом на борт самолета F4D «Скайрэй», и «Chance Vought» с несколькими проектами (два - обычной схемы и два - «бесхвостой», при этом все имели по два, а то и три мотора). Победа досталась фирме «Chance Vought»: двухдвигательная сборка лучше однодвигательной. Два мотора обеспечивали относительно легкой машине не только лишь высшую скорость, скороподъемность, да и высшую энерговооруженность. К тому же при отказе 1-го мотора самолет имел возможность возвратиться на собственный авианосец, тогда как у однодвигательного самолёта таковой способности не оставалось.

Работа над самолётом, победившим в конкурсе, началась в августе 1945 г., скоро после того как конструкторы компании познакомились с германскими материалами по реактивным самолетам. За базу будущей машины был взят проект истребителя германской компании «Арадо» по схеме «бесхвостка». Для базирования на авианосце такая схема позволяла не только лишь уменьшить коэффициент лобового сопротивления, да и обеспечивала компактность такового самолёта.

27 июня 1947 г. Бюро по аэронавтике ВМС США выдало фирме «Chance Vought» заказ на постройку 2-ух опытнейших прототипов нового истребителя, получившего индекс F7U-1 и наименование «Cutlass» («Обоюдоострая абордажная сабля»). Это было изготовлено в согласовании с традициями компании давать своим самолетам наименование из обихода «джентльменов удачи». 1-ые макеты строились на заводе конторы в г. Стратфорд, штат Коннектикут. Самолет представлял собой непривычную конструкцию - стреловидное крыло с 2-мя высочайшими стреловидными килями, расположенными особенно - на полуразмахе крыла. Собранный самолет, весь укутанный брезентом, специально исказившим форму новой машины, был помещен на баржу и выслан по реке Патуксент на авиабазу ВМС. После наземных испытаний летчик-испытатель компании «Chance Vought» Роберт Бэйкер 29 сентября 1948 г. поднял макет в воздух. Тесты и доводка машины длилось более 5 лет. В конструкцию F7U Cutlass был заложен чрезвычайно высочайший коэффициент новизны, и потому полностью закономерно, что срок службы самолета оказался наименьшим, чем период его доводки.

Для войсковых испытаний на новеньком заводе конторы в г. Далласе было выпущено 14 предсерийных самолётов F7U-1 Cutlass. В процессе летных испытаний разбились 5 самолетов и погибли два летчика, в том числе и Р. Бэйкер. Практически все летные происшествия случались на режимах взлета либо посадки. Самолёт имел очень огромную дистанцию разбега и пробега, а отрыв фронтальной стойки шасси происходил на скорости 270-300 км/ч; набор высоты проходил вяло. В особенности небезопасными были полеты с авианосца. При катапультировании с палубы авианосца наблюдалась страшная тенденция к проседанию сразу после отрыва. В итоге чего два самолёта на испытаниях после взлета сделали нырок в воду. Летчики в таких случаях фонарь кабины держали открытым, а ремни не пристегивали. Из-за безуспешно спроектированного низкого фонаря кабины, при посадке из-за огромного угла атаки, летчикам вообщем не было видно полосы. Чтоб как-то совладать с неувязкой просадки во время взлета с авианосца, конструкторы применили на самолете телескопическую раздвижную переднюю стойку шасси, увеличив угол атаки с 9 до 14°. Проседание длилось, но уже не так небезопасно.

Построенные предсерийные машины так и не были приняты на вооружение. Две машины были переданы в состав показательной эскадрильи ВМС США «Блю Эйнджелс». Летчики эскадрильи, составляющие элиту морской авиации, отмечали красивые пилотажные способности «бесхвосток» и их высшую скороподъемность. Но у строевых летчиков F7U Cutlass не воспользовались особенной любовью, в связи с этим машины получили нелестные прозвища: «Фабрика вдов» и «Гатлэсс» («Рохля»). Самолёт с такими прозвищами все таки был признан первым в почти всех областях. 1-ая палубная «бесхвостка» со стреловидным крылом, 1-ый палубный носитель ракет «Спэроу», 1-ый палубный истребитель с форсированными движками, 1-ый флотский самолет, осуществивший прицельное бомбометание на трансзвуковой скорости. Всего истребителей F7U Cutlass всех модификаций было выстроено более 300. Некие воздушные суда в текущее время находятся в музеях США. Из-за собственной завышенной аварийности эти машины не переводились в резерв, а сразу отчаливали в металлолом. Если в период с 1954 по 1957 г. уровень аварийности в среднем по авиации флота составлял 9,2 варианта на 1000 летных часов, то применительно к F7U Cutlass - 17,8! С июля 1952 г. по август 1956 г. с самолетами этого типа случилось 78 летных происшествий, из которых более четверти закончились смертью летчиков. И все же самолет в воздушном бою на околозвуковых скоростях свободно «садился на хвост» «Фьюри» либо «Кугуару».

Истребитель F7U Cutlass - это моноплан со среднерасположенным крылом и двухкилевым хвостовым оперением, построенный по аэродинамической схеме "бесхвостка". Фюзеляж округлого сечения типа полумонокок. В носовой части фюзеляжа находится оборудованная катапультируемым сидением герметичная кабина летчика, блоки радиоэлектронного оборудования. Радиолокационная станция Мк.11 охлаждается набегающим потоком воздуха. На воздушных судах F7U-1 в нижней части фюзеляжа, конкретно за входами воздухопоглотителей, размещены тормозные щитки. Для облегчения посадки летчика в кабину в носовой части фюзеляжа находится раскладная стремянка. Фонарь кабины каплевидный сдвижной. Перед лобовым стеклом закреплен штырь-ориентир, облегчающий расчет посадки на палубу авианосца. В хвостовой части самолета установлен тормозной крюк. К катапульте самолет крепится с помощью бриделя. Шасси трехстоечное с носовым колесом. Носовая стойка шасси раздвижная. На первой модификации поворот самолета на земле осуществлялся раздельным торможением главных колес. На F7U-2 и F7U-3 передняя стойка управляемая. Механизм поворота гидравлический. Тормозной крюк V-образной формы закреплен в нижней части фюзеляжа.

Крыло самолета имеет стреловидность по фронтальной кромке 35. Механизация крыла состоит из предкрылков по всему размаху и злевонов. На задней кромке крыла, меж килями и фюзеляжем, имеются расщепляющиеся панели воздушных тормозов. На истребителях F7U-3 и F7U-3M установлены турбореактивные движки J46-WE-8B с форсажными камерами. В хвостовой части фюзеляжа обшивка двухслойная для прохода воздуха остывания форсажных камер. Горючее размещается в фюзеляжных и крыльевых топливных баках. Расходный бак находится за кабиной летчика, в средней части фюзеляжа. К пилонам центроплана самолета F7U-3M подвешиваются доп топливные баки емкостью 562 л каждый. А под фюзеляжем заместо пусковой установки неуправляемых ракет - топливный бак емкостью 760 л. Система управления истребителя - бустерная. Оборудование состоит из радиостанции, радиокомпаса, радиолокационного и оптического прицелов. На разведывательной модификации F7U-3P в носовой части фюзеляжа располагаются аэрофотоаппараты: два многообещающих и один панорамный.

Вооружение самолётов первой модификации F7U-1 - четыре пушки Мк.12 калибра 20 мм с боезапасом 180 снарядов на ствол, установленных в носовой части самолета под полом кабины летчика. На 2-ой модификации пушки вкупе с боеприпасами перенесены на верхнюю кромку воздухопоглотителей. Воздушные суда F7U-3, не считая пушечного вооружения, могут нести на 2-ух узлах наружной подвески бомбы и неуправляемые ракеты общей массой до 900 кг. Всепогодный перехватчик F7U-3M вооружен пушками, 4-мя управляемыми ракетами "Спарроу 1" и неуправляемыми ракетами в особом навесном контейнере. Емкость контейнера - 32 ракеты; ракеты парами (одна за другой) вставлены в 16 трубчатых направляющих. Стрельба ведется 2-мя залпами, прицеливание и вычисление угла упреждения делается при помощи радиолокационного прицела Мк.11. В полете передняя часть контейнера закрыта и автоматом раскрывается до стрельбы.

Модификации самолета: XF7U-l - предсерийный самолет с движками J34-WE-4 и пушечным вооружением; XF7U-3 - усовершенствованный вариант истребителя с более массивными движками J46-WE-8B. С установкой пушек в обечайках воздухопоглотителей и удлиненной носовой стойкой шасси; F7U-3M - истребитель, вооруженный ракетами «Спэрроу» и реактивными снарядами «Майти Маус» в выдвижном фюзеляжном магазине, с увеличенным припасом горючего; F7U-3R - самолет-разведчик с 3-мя фотоаппаратами в носовой части фюзеляжа.

Тактико-технические свойства самолета F7U-3 Экипаж, чел.  1 Движок, тип х кол. ТРДФ х 2 Марка, компания J46-WE-8B, «Вестингауз» Тяга: бесфорсажная, кгс  2040 форсажная, кгс  2720 Размах крыла, м  12,1 Длина самолета, м  13,5 Высота самолета, м  4,36 Площадь крыла, м   46,07 Масса: наибольшая взлетная, кг  14 353 Пустого самолета, кг   8260 Горючего во внутренних баках, кг   3680 Боевой нагрузки, кг   900 Наибольшая скорость на высоте, км/ч   1094 Наибольшая скорость у земли, км/ч   1120 Скороподъемность, м/с  63,5 Практический потолок, м   12 192 Наибольшая дальность, км  1200 Вооружение: число узлов наружной подвески 2 Пушечное число, калибр, мм Темко-Форд Мк.12 4x20 НУРС, число, калибр, мм  32x70 УР, число   4х AIM-7 «Спэрроу»