
Сразу с испытаниями Бе-6-2-АШ-73 согласно Постановлению СМ СССР №2051-803 от 12 июня 1948 г. разрабатывался и строился его вариант с усиленным вооружением, новым оборудованием и возможностью размещения на борту группы десантников. В документах ОКБ эта машина именовалась «гидросамолет транспортный и лазутчик Бе-6ТР». Параллельно на базе Бе-6ТР прорабатывался 3-ий вариант самолета - амфибия Бе-10 (1-ый самолет ОКБ с таким заглавием) главным различием которой было трехколесное убирающееся шасси.
Поздней осенью 1947 г закончилось строительство макета Бе-6ТР и с 10 по 13 декабря его придирчиво изучала макетная комиссия. В отличие от начального варианта, на самолете все пулеметы заменялись на 20-миллиметровые пушки Березина Б-20Э, устанавливалось новое особое оборудование и РЛС «Галс» с антенным блоком в носу лодки. Это заглавие фигурировало в документах макетной комиссии. Позднее его применили к трансляционной станции, установленной на первом Бе-6М. Не считая того, изменялась конструкция центроплана, хвостовой части лодки, фонарей кабины пилота и штурмана.
На несущие плоскости решили установить противообледенительную систему типа НИИРП. Чуток позднее, с учетом опыта полетов на первом Бе-6, основательно перекомпоновали кабину на Бе-6ТР изменив остекление, заместо аварийных бортовых дверей появились лючки в высшей части фонаря кабины. Экипаж возрос до восьми человек, так как в его состав вошел оператор РЛС.
Для уменьшения длины кабелей от антенны к главным блокам РЛС рабочее место оператора перенесли поближе к носовой части лодки. Бе-6ТР был закончен постройкой зимой 1949/50 гг и передан на фабричные летные тесты, которые проходили в Поти на базе 82 ОМДРАЭ ВВС ЧФ Отдельная морская далекая разведывательная авиационная эскадрилья) и в Таганроге. В отчете по результатам испытаний, утвержденном 31 августа 1950 г был изготовлен вывод, что самолет удовлетворяет предъявленным требованиям и быть может передан на муниципальные тесты. Правда, радиолокатор и запросчик госопознавания в полном объеме не испытывались, так как спецами такового профиля ОКБ Бериева в то время еще не располагало.
Техническое описание опытнейшего гидросамолета Бе-6ТР (транспортного и лазутчика)
Гидросамолет представлял собой цельнометаллическую летающую лодку со свободнонесущим крылом типа «чайка» и двухкилевым оперением. Он предназначался для далекой морской разведки, патрульной службы по охране побережья и коммуникаций, постановки минных заграждений, десантных и транспортных операций. Экипаж Бе-6ТР состоял из восьми человек: 2-ух летчиков, штурмана, оператора РЛС, борттехника, стрелка-радиста и 2-ух стрелков.

Фюзеляж - двухреданная лодка с плоскокилеватым днищем, со скуловыми туннелями в носовой части лодки. Для обеспечения непотопляемости лодка делилась водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков. В первом отсеке размещались кабины летчиков и штурмана. Тут же, в носовой части, располагались огневая установка и антенна радиолокатора ПСБН. Во 2-м отсеке (меж шпангоутами №7 и №11 находилось рабочее место борттехника, противопожарное оборудование и кабинный обогреватель. 3-ий отсек меж шпангоутами №11 и №15 предназначался для размещения десанта и грузов, тут же находилась кабина оператора РЛС. В отличие от Бе-6-2-АШ-73 имевшийся сначало в этом отсеке палубный лючок зашили. 4-ый отсек (меж шпангоутами №15 и №19) служил для размещения горючего.
5-ый отсек (меж шпангоутами №19 и №23 предназначался для крупногабаритных грузов либо размещения десанта. Не считая того, в нем вдоль бортов устанавливались кровати для отдыха экипажа, а при перебазировании самолета сюда укладывали перекатное шасси. В шестом отсеке меж шпангоутами №23 и №28) находились палубная и две бортовые огневые установки, штыревая антенна РЛС «Галс» радиостанция РСБ-5 рабочие места стрелка-радиста и стрелка. Седьмой отсек (меж шпангоутами №28 и №32 употреблялся для установки фотоаппарата АФА-33 и бытового оборудования самолета. В днище лодки меж шпангоутами №29 и №30 имелся круглый фотолюк. В восьмом отсеке меж шпангоутами №32 и №42 устанавливались аккумуляторные батареи, аварийный агрегат (двигатель внутреннего сгорания и аварийный электрогенератор для питания аппаратуры, сначала радиостанции, при нахождении самолета на плаву при выключенных движках) кабинные обогреватели и морское снаряжение. В отъемной части кормы лодки находилась кормовая пушечная установка и рабочее место стрелка.
Крыло - свободнонесущее, типа «чайка» трапециевидное в плане с округленными концами. Крыло кессонного типа состояло из 3-х частей: центроплана и 2-ух консолей. Крыло имело элероны с триммерами типа ЦАГИ и щелевые закрылки типа ЦАГИ состоящие из 6 отсеков четыре отсека размещены на центроплане два - на консолях крыла. Под консолями подвешивались неубирающиеся поплавки. Хвостовое оперение - свободнонесущее, двухкилевое. Стабилизатор и кили цельнометаллические, рули высоты и направления имеют железный каркас, железную обшивку носков и полотняную обшивку хвостовиков. Силовая установка состояла из 2-ух моторов АШ-73 без турбокомпрессоров. Они устанавливались в носке центроплана крыла и приводили во вращение четырехлопастные автоматические флюгируемые винты В-3БА-5. Горючее располагалось в 18 крыльевых и 2-ух фюзеляжных мягеньких протектированных топливных баках общей емкостью 12450 л. Крыльевые баки объединялись в группы по три бака. Заправка выполнялась через заливные горловины на лодочных баках и крыльевых баках. Два мягеньких маслобака общей емкостью 600 л. находились снутри мотогондол за противопожарной перегородкой.

Система пожаротушения - углекислотная, предназначалась для ликвидации пожара в мотогондолах. Емкость 2-ух баллонов, установленных в кабине борттехника, - 11,4 кг. Кислородное оборудование состояло из восьми двенадцатилитровых баллонов со стационарными устройствами КП-14 и 5 переносных устройств КП-19. На самолете использовалась однопроводная электронная сеть неизменного тока напряжением 24 В. Рассредотачивание электроэнергии и защита сети осуществлялись децентрализовано при помощи распределительных устройств, установленных на рабочих местах экипажа. В качестве источников электроэнергии использовались два генератора ГС-9000М, установленные на движках, аккумуляторная батарея 12-А-30 24 В) аварийный агрегат М-10 (подававший питание при нахождении самолета на плаву и два преобразователя МА-250 для питания переменным током (115 В, 400 Гц) радиокомпаса, запросчика госопознавания и удаленного компаса.
В седьмом отсеке лодки размещались гардероб, шкаф для посуды и бортового пайка, электропечь. В набор аварийно-спасательного оборудования входили семиместная надувная шлюпка, парашюты МПЛ-43 откачивающие электропомпы огнетушители и пластыри. Самолет имел последующие противообледенительные устройства: механическое типа НИИРП, установленное на фронтальных кромках крыла и оперения, термическое и жидкостное - на фронтальных стеклах кабин летчика и штурмана. Не считая того, имелось жидкостное противообледенительное устройство для воздушных винтов. Морское оборудование включало в себя якорное устройство, два плавучих якоря, якорь-кошку и два багра.
Система управления самолетом - штурвальная безбустерная, делилась на главную и вспомогательную. В главную входили управление рулями высоты, управление рулями направления и управление элеронами. Во вспомогательную - управление триммерами элеронов и рулей направления, сервотриммерами рулей высоты, закрылками и водяным рулем. Проводка управления самолетом смешанная - жесткая и эластичная. Управление закрылками - электромеханическое. В тросовую проводку главного управления самолетом включены управляющие машинки автопилота АП-5. Пилотажно-навигационное оборудование включало в себя удаленный компас ДИК-46 и полный набор устройств, позволявший проводить полеты деньком и ночкой, в сложных метеоусловиях.
В состав радиоэлектронного оборудования входили РЛС ПСБН и «Галс» радиостанция далекой связи РСБ-5 радиостанция РСИ-6, радиокомпас АРК-5 радиовысотомер РВ-2, аппаратура госопознавания «Магний» самолетное переговорное устройство СПУ 14. Фотооборудование включало в себя фотоаппараты АФА-33 - для дневной плановой съемки и АФА-27Т - для дневной многообещающей съемки. Заместо АФА-33 можно было устанавливать фотоаппарат НАФА-3С для ночной плановой съемки.
Стрелковое вооружение состояло из 7 пушек Б20-Э калибра 20 мм, размещенных в 5 установках: носовой Н-1 (боекомплект 200 снарядов) палубной спаренной СЭБ-3А (боекомплект 400 снарядов) 2-ух бортовых (боекомплект 200 снарядов на пушку) кормовой спаренной АК-2 (боекомплект 300 снарядов). На внешней подвеске самолет мог нести бомбы М-46 общей массой весом до 4000 кг либо две торпеды 45-36АВА, либо мины АМД-1000 и АМД-500. Бомбо- и торпедометание производилось при помощи прицелов ОПБ-5С, ОПБ-1Д и НКПБ-1Д.
Технические свойства Бе-6ТР
Длина, м 23,357
Высота, м 7,64
Размах крыла, м 33
Площадь крыла, м 120
Наибольший взлетный бес, кг. 27050
Силовая установка 2хПД АШ-73
Мощность, л.с. 2x2400
Наибольшая скорость, км/ч 374
Практический потолок, м 6350
Взлетная дистанция, м 1006
Дальность полета с наибольшим припасом горючего, км 4665
Экипаж, чел. 8