
2 июля 1966 г. испытали 1-ый французский тактический ядерный боеприпас-бомбу AN-52 мощью 30 Кт. Доставка ее вначале рассматривалась как одно из главных назначений Etendard. Но работы над доводкой бомбы затянулись: тактическое ядерное орудие французского производства поступило на вооружение исключительно в 1972 г. Было два варианта AN-52, имевших мощность 6-8 и 25 Кт Масса бомбы, снаружи напоминающей навесной бак, составляла 455 кг, длина - 4,2 м. В конце 1960-х гг встал вопрос о подмене палубного штурмовика и лазутчика новейшей машиной, способной доставлять к цели тактическое ядерное орудие. Таковой самолет был должен более много, чем уже устаревающий Etendard IVM (только некординально превосходивший по своим чертам МиГ-17), удовлетворять требованиям времени. Был момент, когда рассматривалась возможность закупки в США палубных штурмовиков Дуглас А-4 «Скайхок» либо Ваут А-7 «Корсар» II. Но министерство обороны Франции, по способности, придерживалось курса на оснащение собственных авианосцев русскими самолетами.
К концу 1960-х гг в почти всех странах интенсивно велись работы по разработке тактических ударных авиационных комплексов третьего поколения. Франция и Великобритания вместе делали сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик (называвшийся время от времени истребителем-штурмовиком) SEPECAT «Ягуар», которой был должен поменять во французских ВВС воздушные суда «Мистер» IV, а в британских - «Хантеры» и «Фантомы». Появилась мысль сделать палубную модификацию «Ягуара», созданную для подмены «Etendardов» на авианосцах «Клемансо» и «Фош». В конечном итоге выстроили опытнейший палубный штурмовик «Ягуар» М, поднявшийся в воздух 14 ноября 1969 г 8 июля 1970 г этот самолет выполнил успешную посадку на палубу «Клемансо», а 10 июля 1970 г. в первый раз взлетел с авианосца, используя катапульту.
Было разумеется, что эта более большая, чем Etendard, и по-настоящему сверхзвуковая (М = 1,6) машина имеет существенно больший боевой потенциал. Но в 1971 г французское правительство отказалось от предстоящего финансирования работ по палубному «Ягуару». Официально предпосылкой послужил ряд технических заморочек, появившихся в процессе его доводки, и также высочайшая цена (возросшая, по сопоставлению с расчетной, практически в два раза). Но следует вспомнить, что в 1971 г «Дассо» впитала наименее крупную компанию «Бреге», осуществлявшую разработку «Ягуара» с французской стороны. Энтузиазм к ставшему «бесхозным» самолету «Ягуар» М стремительно пошел на спад. Командование французского флота заявило, что оно не удовлетворено чертами штурмовика, повсевременно возрастающей ценой программки, также сроками ее реализации. Но основным предметом недовольства стал тот факт, что «Ягуар» - не чисто французский самолет, а итог совместной разработки с Великобританией.
М.Дассо, являвшийся во Франции неоспоримым авторитетом, очень критично отозвался о его палубном варианте. В марте 1972 г он заявил, что его компания готова заместо него предложить флоту сразу две чисто французские палубные машины - истребитель «Мираж» F.1M и штурмовик Super Etendard. «Мираж» F.1M являлся вариантом истребителя «Мираж» F.1C, а Super Etendard думал как доработка Etendard IVM. Старенькый движок предлагалось просто поменять новым ATAR 8К50 - бесфорсажным вариантом ТРДФ ATAR 9К50, стоявшего на «Мираже» F.1. Следует сказать, что мысль переделки Etendard в «Super Etendard» произвела самое подходящее воспоминание на командование французских ВМС. Она подкупала кажущейся простотой, дешевизной, возможностью резвой реализации и перспективой легкого освоения новейшей техники личным составом.
Но в конце 1972 г, когда флот уже «заглотил наживку», компания «Дассо» пересмотрела свои предложения: сейчас речь шла уже не о «ремоторизации» ранее выпущенных Etendard IVM, а о постройке новых самолетов Super Etendard. Заместо французского ATAR 8К50 компания предлагала установить американский ТРД Пратт-Уитни J52-P-408 с тягой 5100 кгс, также отчасти БРЭО, произведенное в США. Цена самолета резко росла при непонятной надбавке в боевой продуктивности. Подобные более дорогостоящие предложения были встречены командованием флота уже не настолько совершенно точно. Мореплаватели вновь занялись поиском альтернатив. А именно, рассматривалась возможность закупки А-4М - последней, более «продвинутой» модификации «Скайхока». Снова появились перспективы и у, казалось бы, «похороненного» «Ягуара» М.

Сначала 1970-х : цена 1-го нового «Скайхока» составляла 1,56 млн долл., а «Ягуара» - 2,86 млн долл. Правительство Франции планировало выделить на перевооружение палубной штурмовой авиации сумму, эквивалентную 320 млн долл. Расчеты демонстрировали, что на нее можно (с учетом сопутствующих трат) приобрести 50 «Ягуаров» М (40 боевых и 10 учебно-боевых), 75 новых «Скайхоков» либо 100 самолетов этого же типа, ранее эксплуатировавшихся в США и прошедших полный ремонт. Вопрос, казалось, навечно «завис»; но Париж в ноябре 1972 г, в конце концов, объявил: многообещающим штурмовиком на французских авианосцах станет Super Etendard. Подчеркивалось, что это обычное, резвое и относительно дешевое решение. По словам представителей конторы «Дассо», Super Etendard имел 95% общности с Etendard IVM по планеру. Высока была общность и по главным бортовым системам. А сравнимо низкая цена позволяла за те же 320 миллионов приобрести 100 Super Etendard (столько же, сколько подержанных «Скайхоков»).
Но, получив официальный статус, Super Etendard начал стремительно и непреклонно дорожать, сначала за счет обновления авионики. В состав БРЭО вошел прицельно-навигационный комплекс (ПрНК) ETNA (UNI-40/UAT-40 SK-2602), базу которого составила БРЛС AGAVE. Не считая того, ПрНК Super Etendard был должен получить лазерный дальномер-целеуказатель (ЛДЦ), новое оборудование ближней и далекой радионавигации, систему автоматического управления, также другое современное оборудование. Вобщем, создание ряда систем затянулось, и они внедрялись на уже строящихся серийно воздушных судах равномерно.
Следует сказать, что заказчик, испытывавший стесненность в средствах, не очень охотно шел на радикальное обновление БРЭО. Но индустрия и стоящие на охране ее интересов политические силы непреклонно добивались собственного. На какое-то время флоту удавалось «отбиться» от установки инерциальной навигационной системы (ИНС), но к концу лета 1973 г она все таки появилась на самолете. Правда, заместо очень дорогостоящей американской ИНС Литтон LN-33 на самолете решили установить более дешевенькую SKN-602. Ее лицензионный выпуск предполагалось развернуть на французском предприятии SAGEM. В состав ПрНК самолета вошли также VE-120, навигационный индикатор «Крузе 97», трехосевой командно-пилотажный устройство SFIM, радиовысотомер конторы TRT и навигационное оборудование TACAN. Управлял всем этим бортовик «Крузе 66».
Главными задачками, возлагавшимися на Super Etendard, являлись борьба с кораблями и судами противника, также поражение наземных целей. Для действий по надводным целям штурмовик решили вооружить новой для тех пор противокорабельной управляемой ракетой (ПКР)АМ 39 «Экзосе». Ее отличала способность поражать надводные цели на дальности до 50 км при пуске с малой высоты и 70 км при пуске с высоты 10 км. Она имела стартовую массу 655 кг и оснащалась 165-кг бронебойной боевой частью. Скорость полета ДМ 39 соответствовала М = 0,93, а высота запуска могла варьироваться в спектре от 100 до 10 000 м. Предполагалось, что одна ПКР будет подвешиваться под крыло; на обратном пилоне, для симметрии, был должен располагаться навесной топливный бак.
Очередной новинкой в «арсенале» палубного штурмовика должна была стать управляемая ракета класса «воздух - поверхность» AS.30L «Лазер», являющаяся предстоящим развитием AS.30. В отличие от предшественницы, AS.30L снабжалась лазерной полуактивной (а не автоматической радиокомандной) системой наведения. В состав комплекса врубался навесной контейнер с лазерной системой целеуказания ATLIS-2. УР AS.30L имела стартовую массу 520 кг и несла боевую часть массой 240 кг. Ракета обладала дальностью 3 -11 км и развивала скорость до 450 м/с (М = 1,32). Особенностью AS.30L являлась завышенная точность. Но работа над ней затянулась, и на вооружение ракету приняли в 1988 г, когда Super Etendard уже сняли с производства. Для самообороны от истребителей противника самолет мог брать пару новых ракет класса «воздух - воздух» близкого боя Матра R 550 «Мажик» либо старенькых AIM-9B «Сайдуиндер», подвешиваемых на унифицированных АПУ.
Высокоманевренная R 550, снабженная ТГС, имела стартовую массу 88 кг (масса боевой части - 12,5 кг) и наивысшую дальность стрельбы до 5,5 км. Малая дальность запуска равнялась 300 м. Запуск ракеты был вероятен в широком спектре скоростей, прямо до 1300 км/ч. Наибольшая перегрузка самолета в момент запуска могла составлять 6д. Остальное вооружение нового штурмовика по отношению к Etendard IVM фактически не поменялось: две 30-мм пушки DEFA 552 с боекомплектом по 122 снаряда, блоки LR 150 с 18 НАР калибра 68 мм каждый, бомбы массой до 454 кг При использовании бомб наименьшего калибра (к примеру, бетонобойных ВАР-100 и ВАР-120) их количество могло достигать 18 в обычном варианте и 27 - в перегрузочном.
Из-за возникновения на борту огромного количества новых электрических систем цена Super Etendard повсевременно росла. К началу 1973 г стоимость первых 60 палубных штурмовиков поднялась до 7,06 млн долл., а для других 40 предполагалась в 3,42 млн. В итоге в 1973 г объем закупок уменьшили поначалу до 80, а потом - до 70 машин. Стремясь уменьшить издержки, от строительства опытнейших образцов Super Etendard решили отрешиться, переделав в них три Etendard IVM. Хвостовые части фюзеляжей пришлось значительно переработать под новый движок, а в носу появился радиопрозрачный обтекатель для антенны БРЛС AGAVE.
1-ый полет Super Etendard 01 состоялся 28 октября 1974 г на аэродроме в Истре. Самолет пилотировал летчик-испытатель компании «Дассо» Жесберже. Уже в первом полете машина достигнула скорости 1015 км/ч (М = 1,18) и высоты 13410 м. 2-ой эталон (Super Etendard 02) оснастили ПрНК в полном комплекте. Не считая того, он отличался усиленным шасси с удлиненной носовой стойкой. 1-ый полет Super Etendard 02 состоялся 28 марта 1975 г Этот самолет употреблялся, сначала, для отработки ИНС (следует сказать, что этот пункт программки выполнили с большой задержкой), оборудования системы TACAN, также взлетно-посадочных устройств и вооружения. Несколько ранее, 9 марта 1975 г, в первый раз поднялся в воздух Super Etendard 03, получивший неофициальное заглавие «Гипер Etendard». Снаружи он походил на обыденный Etendard IVM, но отличался новым крылом с массивным двухщелевым закрылком. За счет роста площади закрылка, также улучшения профилировки щелей продуктивность механизации крыла удалось приметно прирастить. В 1975 г этот самолет выполнил серию испытательных полетов с палубы авианосца «Клемансо».
В конце 1975 г воздушные суда 01 и 03 возвратили на завод. Там на Super Etendard 01 переставили крыло от 03, а последний возвратили в начальное состояние, превратив в обыденный Etendard IVM, после этого передали в строевую часть. В 1976 г министерство обороны совсем обусловилось с объемом заказа на новые штурмовики - 71 самолет. А количество закупаемых движков ATAR 9К50 уменьшили со 120 до 95. 24 ноября 1976 г летчик Жесберже поднял в воздух 1-ый серийный Super Etendard. Как и в случае с опытным прототипом, 75-минутный полет прошел очень красиво: Жесберже поднялся на высоту 13 720 м и достигнул скорости М = 1,15. А 28 июня 1978 г Super Etendard официально приняли на вооружение морской авиации Франции. В процессе производства решили оснастить Super Etendard контейнерами с термическими ловушками, также активными средствами РЭБ. Ранее они располагали только аппаратурой оповещения о радиолокационном облучении самолета.
Как уже говорилось, оснащение французских палубных штурмовиков тактическим ядерным орудием затянулось. Только в январе 1981 г. 1-ый Super Etendard доработали для внедрения атомной бомбы AN-52. Она могла подвешиваться под фюзеляжем либо на правом внутреннем пилоне под крылом. Скоро способность нести тактическое ядерное орудие заполучили 24 самолета. Не совершенно удачное боевое применение Super Etendard в Ливане в 1982 г выявило ряд существенных недочетов. Это потребовало срочного проведения работ по модернизации парка. Работы шли в 1984 -1988 гг. на авиаремонтном предприятии ВМС в городке Кюэрс. Воздушные суда получили возможность подвески на правом наружном пилоне контейнеров «Фимат» и «Сикомор» для выброса неверных термических целей и дипольных отражателей. На левом наружном узле подвески при всем этом обычно устанавливалась станция постановки активных радиоэлектронных помех.
Сразу расширили набор навесных топливных баков: ввели подкрыльевые ПТБ емкостью по 1100 л и подфюзеляжный ПТБ на 600 л. Расширился комплекс вооружения. Самолет наконец получил давно ожидаемую ракету AS.30L «Лазер». Одну такую УР подвешивали под правой плоскостью, а лазерный дальномер-целеуказатель нужный для ее внедрения, размещался на центральном пилоне под фюзеляжем. Тот же ЛДЦ мог употребляться и для подсветки при применении корректируемых авиационных бомб с лазерным полуактивным самонаведением. Super Etendard сейчас мог нести четыре таких боеприпаса по 400 кг либо две КАБ по 1000 кг Но, по утверждению самих французов, внедрение контейнера с ЛДЦ для палубного штурмовика оставалось быстрее экзотикой, чем нормой.