Вернуться назад Распечатать

Учебно-боевой самолет PZL I-22 Iryda (Польша)

Учебно-боевой самолет I-22 Iryda компании PZL предназначен для подготовки летчиков, может употребляться в качестве легкого штурмовика. Легкий ударный самолет PZL I-22 Iryda разрабатывался для подмены морально устаревших самолетов TS-11 «Искра». В 1980 году ВВС Польши выдали тактико-техническое задание на новый самолет, получивший обозначение I-22, а в предстоящем нареченный I-22 Iryda. По главным чертам и аэродинамической сборке машина должна была приближаться к самолёту «Alpha Jet». Работы над новым самолетом сначало велись в Варшаве по под управлением головного конструктора А.Барона (Alfred Baron), которого в 1987 году сменил доктор В.Гнаровский (W.Gnarowski). В 1982 году на авиационном заводе в городке Мелец началась постройка опытнейшей серии - 5 самолетов I-22 Iryda с ТРД PZL-5.

1-ый самолет I-22 Iryda был выкачен из ворот сборочного цеха в 1983 году. 3 марта 1985 года он в первый раз поднялся в воздух (этот самолет потерпел катастрофу 31 января 1987 года). Летные тесты других 4 машин опытнейшей серии начались 26 июня 1988 года, 13 мая и 22 октября 1989 года, также 4 июля 1991 года. Не считая того, в 1990 году был построен планер для статиспытаний. Программка летных испытаний закончилась в марте 1992 года, было выполнено 1040 полетов и налетано около 900 часов. 14 апреля такого же года закончились и статиспытания. На авиационном шоу в Познани в сентябре 1991 года было официально объявлено о закупке ВВС Полыни первой партии из 9 самолетов. Серийный учебно-тренировочный самолет I-22 Iryda с ТРД PZL-5 сделал 1-ый полет 5 мая 1992 года. В 1992-1994 гг. восемь предсерийных самолетов передали военно-воздушным силам, а один направили для проведения статиспытаний.

Эксплуатация опытнейших и предсерийных самолетов показала, что тяга мотора PZL-5 (1100 кг) недостаточна. Рассматривался вариант отказа от последующих закупок самолетов «Ирида» и приобретения в Германии 36 снятых с вооружения УБС «Альфа Джет». Но в 1995 году было принято решение о переоснащении с 1996 года всех выпущенных машин I-22 Iryda более сильными движками К-15 (1500 кгс). Не считая того, па воздушные суда было решено установить катапультные кресла конторы «Мартин-Бейкер» и западную авионику.

К работе над вариантом I-22 Iryda с более сильными движками приступили еще сначала 1990-х годов (сначало модернизированная машина имела обозначение М-92). 4-ый опытнейший самолет I-22 Iryda переоснастили новыми польскими движками К-15 (модернизированная машина, переименованная в М-93К, поднялась в воздух 22 декабря 1992 года), а 5-ый макет (нареченный M-93V) оснастили английскими движками Роллс-Ройс «Вайпер»545 (его летные тесты начались 25 апреля 1994 года). В предстоящем 1-ый опытнейший М-93К был обустроен комплектом бортового приборного оборудования SAGEM Maestro. Самолет, переименованный в M-93S, сделал 1-ый полет 24 мая 1994 года. Но, в октябре 1995 года для установки на серийных машинах была выбрана авионика конторы «Секстан».

Договор на поставку самолетов М-93К был выдан 26 апреля 1996 года. До начала 1996 года польские ВВС получили восемь самолетов этого типа (вкупе с первым опытным М-93К, переоборудованным из I-22 Iryda). В 1996 году последовал очередной заказ на 6 серийных самолетов. В том же году к испытаниям М-93К приступили и польские ВМС. Морской вариант самолета, М-93М, подразумевается использовать для разведки над водами Балтики и атаки надводных целей. Для ВВС предложен, также, разведывательный вариант M-93R с фоторазведывательным оборудованием в фюзеляже и контейнерах на наружной подвеске.

Предстоящая эволюция самолета I-22 Iryda длится в направлении сотворения боевых модификаций. Посреди 1990-х годов был предложен ряд многоцелевых боевых вариантов самолета M-93K, а именно, учебно-боевой M-95T с усиленным вооружением, лазутчик M-95R (предстоящее развитие проекта M-93R), морской лазутчик и ударный самолет М- 95М (развитие М-93М), также улучшенный УБС М95MS с боевыми способностями, приближающимися к способностям самолета «Хоук» 200. По сопоставлению с М-93 воздушные суда семейства М-95 должны были иметь новое крыло увеличенного размаха со сверхкритическим профилем (стреловидность по 1/4 полосы хорд 20°). Двигательные отсеки самолета позволяют оснащать М-95 ТРДД разного типа (К-15, Роллс-Ройс «Вайпер»545, 632 либо 680, также SNECMA «Ларзак»04- V3, Роллс-Ройс / Турбомека «Адур» либо Поважче Строярне DV-2).

В состав БРЭО предполагалось включить навигационно-прицельную систему, также средства РЭБ. Вооружение должно было состоять из 23-мм пушки ГШ-23Л либо нового орудия калибром 30 мм, размещенных в подфюзеляжном конформном контейнере. На 6 узлах наружной подвески предполагалось расположить УР класса «воздух-поверхность» и «воздух-воздух», КАБ, контейнеры с навигационно-прицельной оптоэлектронной аппаратурой, также другое оборудование и вооружение. Инфы о постройке либо заказах на воздушные суда семейства М-95 не имеется.

Предстоящим развитием М-95 стали одноместный штурмовик M-97S и двухместный многоцелевой M-97MS. В отличие от М-95 для этих самолетов было создано новое крыло несколько увеличенного размаха, на концевых частях которого предполагалось расположить АПУ ракет класса «воздух-воздух».

В 1994 году начались работы по созданию более сильной ударной модификации I-22 Iryda - одноместного штурмовика М-99 «Оркан» («Орел»), в конструкции которого реализованы главные технические усовершенствования, изготовленные в процессе работ над проектами М-95 и М-97. Самолет «Оркан» разрабатывался в рамках типичного конкурса со существенно более передовыми и «рискованными» программками польских штурмовиков «Кобра»2000 и «Скорпион». По сопоставлению со своими соперниками программка М-99 являлась существенно более обычной, дешевенькой и на техническом уровне осуществимой в относительно маленький срок. Это, непременно, и определело предпочтение, оказываемое ей ВВС Польши.

Самолет имеет несколько модифицированные мотогондолы и поболее высочайшее шасси. В конструкции планера должны отыскать ограниченное применение композиционные материалы. В двигательных отсеках отчасти применены титановые сплавы. Рассматриваются варианты М-99А с англо-французскими ТРДД «Адур»Мк.871, также М-99S и M-99SM со словацкими DV-2 (последняя модификация обязана иметь усорвершенствованное БРЭО и вооружение). Подразумевается, что массовое создание «Орканов» может начаться в первой половине последующего десятилетия.

Самолет I-22 Iryda выполнен по обычной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом. Планер выполнен, в главном, из дюралевых сплавов при малозначительном использовании углепластиков. Конструкция самолета имеет завышенную боевую живучесть и усовершенствованную ремонтопригодность. Назначенный ресурс планера - 2500 часов (10000 взлетов/посадок).

Двухлонжеронное крыло самолетов 1-22 и М-93 со стреловидностью 14,5° по 1/4 полосы хорд образовано ламинарными профилями NASA 64А-010 (в корне) и NASA 64А-210 (на концах). Односекционные щелевые закрылки занимают примерно 2/3 размаха крыла. При взлете и посадке они отклоняются на угол 25°. Элероны и закрылки имеют гидравлический привод. В герметизированной кабине, снабженной системой кондиционирования, установлены катапультные кресла Мартин-Бейкер PL10LR. Заднее кресло установлено с превышением 400 мм над фронтальным, что улучшает обзор «вперед-вниз» из 2-ой кабины.

Шасси - трехопорное, с носовым колесом, убирается в фюзеляж. Все опоры - одноколесные. На главных стойках - колеса с пневматиками низкого давления размером 670 х 210 мм, на носовой 430 х 170 мм. Носовая стойка - управляемая (угол отличия ±45°). В хвостовой части фюзеляжа располагается тормозной парашют- площадью 15 м2.

Силовая установка. На самолете 1-22 установлено два ТРД PZL-5 (SO-3W22, 2 х 1100 кгс). Самолет М-93 обустроен ТРД К-15 (2 х 1500 кгс). На новых модификациях самолета вероятна установка ТРДД Роллс-Ройс «Вайпер»535 (2 х 1450 кгс). Самолет М-99А подразумевается оснастить ТРДД Роллс-Ройс/ Турбомека «Адур»Мк.871 (2 х х 2410 кгс), a M-99S и M-99SA - движками Поважче Строярне DV-2 (2 х 2200 кгс).

Целевое оборудование. На самолете М-93 установлена инерциальная навигационная система Секстант «ToTeM» RLG, встроенная с приемником сателлитной навигации, также польское радионавигационное оборудование. Самолеты I-22 Iryda и М-93К обустроены гироскопическим оптическим прицелом АСП-ПФД-122 и обыкновенными электромеханическими устройствами. В носовой части фюзеляжа установлен кинофото- пулемет S-13-100. Воздушные суда более позднего выпуска подразумевается оснастить ИЛС конторы «Секстант», также индикаторами на водянистых кристаллах Секстант SMD54. Имеется система оповещения о радиолокационном облучении СПО-1. Воздушные суда М-95, М-97 и М-99 обустроены улучшенным цифровым навигационно-прицельным оборудованием, в также кабинной индикацией с внедрением функциональных мониторов на водянистых кристаллах.

Вооружение. Под фюзеляжем самолета М-93К может располагаться контейнер с двухствольной пушкой ГШ-23Л (23 мм, 200 снарядов). Самолет М-99 подразумевается оснастить интегрированной 30-мм пушкой. На 4 (на М-95, М-97 и М-99 - на 6) подкрыльевых узлах наружной подвески могут располагаться свободнопадающие бомбы калибром 50,100, 250 либо 500 кг (боеприпасы массой 50 и 100 кг могут располагаться на многозамковых держателях), РБК ZK-300 «Казино», НАР С-5 (57 мм) в блоках УБ-16-57У, УБ-32А-1, «Марс-2» и «Марс-3», также С-80 (80 мм) в блоках Б-8М, контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушками, УР класса «воздух-воздух» Р-60, также контейнеры «Са- турн-2» и «Фобос-3» с разведывательным фотооборудовапием.

Масса боевой нагрузки самолета М-93 К составляет 1800 кг. На штурмовике М-99 она увеличена до 4000 кг; подразумевается дополнить 2-мя УР класса «воздух-воздух» близкого боя, размещенных на концах крыла.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства I-22 Iryda Экипаж.чел 2 Скоросгь. км/ч: наибольшая на высоте 5000 м 840 крейсерская 570 Практический потолок 11000 Дальность, км: перегоночная 4000 действия 420 Масса, кг: наибольшая взлетная 6900 пустого самолета 4700 Габариты самолета, м: размах крыла 9,6 длина 13,2 высота 4,3 Движок: ТРД PZL-5 S0-3W22. кН 10.7