
Тяжкий бомбовоз Ту-95К-22 авиационно-ракетного комплекса К-95-22 предназначен для поражения крылатыми сверхзвуковыми ракетами типа Х-22 с термоядерной, фугасной, кумулятивно-фугасной боевыми частями стационарных стратегических, мобильных, в том числе морских целей - авианосных ударных групп. Воздушные суда Ту-95К-22 привлекаются к разведке надводных соединений кораблей. Поисковые работы по новенькому бомбардировщику-носителю велись ОКБ-156 с 1963 года, в июне 1964 года ОКБ было доверено создать систему К-95, предусматривающую создание самолета-носителя противорадиолокационных ракет Х-22ПСИ и противокорабельных ракет Х-22ПС на базе Ту-95К.
После проведения отработки системы ракетного вооружения и аппаратуры комплекса К-22 на основании Постановления СМ СССР, принятого в феврале 1973 года, велось переоборудование нескольких самолетов-носителей Ту-95КМ в бывалые самолеты-носители Ту-95К-22 авиационно-ракетного комплекса К-95-22. Переоборудование заключалось в последующем: на место хвостовой пушечной установки поставили унифицированный отсек с аппаратурой РЭБ, РЛС "ЯД" поменяли на "ПНА-Б", установили аппаратуру подготовки и пуска ракет "Кама", балочный держатель БД-206 снабдили переходником под ракету Х-22, под крылом меж внутренними движками и фюзеляжем для подвески Х-22 установили два балочных держателя БД-45К, взятых с Ту-22М. Отсек вооружение был уменьшен по длине с 14,6 м до 12 м, что не исключало способности внедрения ракет Х-22М. Самолет получил возможность нести одну крылатую ракету под фюзеляжем либо две - под крылом.
1-ый полет на опытнейшей машине Ту-95К-22 выполнен 30 октября 1975 года. Тесты и доводки комплекса длилось до начала 80-х гг. В 1981 г. начались боевые запуски ракет Х-22. После проведения доводок комплекса сначала 1980-х годов проводилось плановое переоборудование самолетов-носителей Ту-95КМ в вариант Ту-95К-22. В 1987 г. новый комплекс приняли на вооружение. Несколько самолетов были оборудованы подкрыльевыми фильтрогондолами, что отдало возможность использовать их также для радиационной разведки. Кодовое обозначение НАТО - Bear-G.

Радиотехническая система контроля места самолетов при полете в боевых порядках "Роговица" для самолетов далекой авиации Ту-95 (всех модификаций) была спроектирована в 1975-1982 годах в НПО "Ленинец" под управлением головного конструктора Н.Е.Немилова, серийный выпуск системы осуществлялся Созданием №2 НПО "Ленинец". Ракетное вооружение на самолете Ту-95К-22 располагалось под фюзеляжем - при подвеске одной ракеты Х-22 либо Х-20, на пилонах под крылом - при подвеске 2-ух ракет Х-22 на держателях БД-45К. Некие воздушные суда Ту-95К-22 оборудовались подкрыльными фильтр-гондолами для взятия проб воздуха по маршруту полета при проведении полетов с целью контроля за ядерными испытаниями.
В 1991 году на вооружении далекой авиации ВВС состояло 63 машины ТУ-95К-22. Воздушные суда Ту-95К-22 проходили ремонт на АРЗ-360 в Рязани. Утилизация снимаемых с вооружения бомбардировщиков типа Ту-95К-22 выполнялась с середины 1990-х годов на авиабазе в Энгельсе. После событий на Балканах в 1999 году в связи с нехваткой томных бомбардировщиков и большой ценой производства новых самолетов было принято решение о проведении модернизации 1-го самолета Ту-95К-22 до уровня Ту-95МС и о переоборудовании 1-го самолета Ту-95К-22 в разведывательный самолет из-за отсутствия таких в ВВС.
Технические свойства Ту-95К-22
Экипаж, чел 10
Габаритные размеры, м:
- длина 49,1
- размах крыла 50,05
- высота (на стоянке) 13,30
Площадь крыла, кв.м 289
Угол стреловидн. крыла, гр 35-33,5
Масса, кг:
- взлетная обычная 171000
- взлетная наибольшая 185000
- посадочная 135000
- пустого самолета 90000
- боевой нагрузки до 12000
Припас горючего, кг 74000
Тип движков ТВД НК-12М (НК-12МВ)
Мощность движков, э.л.с.;
- наибольшая 4 х 15000
- номинальная 4 х 6500
Скорость, км/ч:
- наибольшая 910-1000
- крейсерская 710-800
- взлетная 300
- посадочная 270
Дальность полета, км 15000
Практический потолок, м 12000
Длина разбега/пробега, м 2100/1540
Оборудование:
- РЛС ПНА-Б
- прицельно-навиг. комплекс "Метеор-НМ"
- стрельбовая РЛС ПРС-3 "Криптон"
- система далекой навигации АДСИС-4
- система ближней навигации РСБН-4
- радиовысотомер РВ-4М, РВ-25А
- радиокомпас АРК-11
- станция предупреждения "Сирена-2"
- аппаратура РЭБ - СПС-141 "Сирень", СПС-153 "Резеда"
Вооружение:
- стрелково-пушечное 2 х 2 х 23-мм АМ-23
- ракетное - в вариантах (1-2) х Х-22 (Х-22М, Х-22МП, Х-22МА,Х-22ПГ, Х-22ПСИ)