Вернуться назад Распечатать

Ударный вертолёт Harbin Z-19 (Китай)

В последнее десятилетие Китай очень интенсивно развивает вертолетостроительную ветвь. Повышенное внимание уделяется вертолетам огневой поддержки. На вооружение приняты два эталона таких машин - томная Z-10 и легкая Z-19. История Z-19 уходит корнями к 15 октября 1980 года, когда Китай заполучил во Франции лицензию на выпуск многоцелевого вертолета Eurocopter AS365 Dauphin. Сначало осуществлялась мелкоузловая сборка вариантов AS 365N1 и AS 365N2 под обозначениями Z-9 и Z-9A, а в 1992 году появился на сто процентов китайский вариант Z-9B (и его морская версия Z-9C). Последующим логичным шагом стало оснащение Z-9B вооружением. Вариант Z-9W (другое обозначение - WZ-9) получил бортовые пилоны для подвески вооружения (ПТУР, неуправляемые ракеты, пулеметные установки). Буковка Z в обозначении китайской авиатехники значит «Жишенджи» - «вертолет». Время от времени встречается обозначение WZ - т. е. «Вужуань Жишенджи», «вооруженный вертолет», но оно применяется только для экспортных машин, так как в ВВС КНР аббревиатура WZ отведена для БПЛА. Гиростабилизированный прицел установили под носовой частью фюзеляжа, а на экспортной модификации Z-9G предусмотрели возможность установки прицела над кабиной. В конце концов, в 2011 году появился всепогодный вариант Z-9WA, на котором прицельное оборудование дополнено инфракрасной камерой. Этот вертолет может использовать достаточно широкий диапазон средств поражения: ПТУР HJ-8/9/10, легкие противокорабельные ракеты С-701/703, ракеты класса «воздух-воздух» TY-90. Но его боевые способности несколько ограничены сборкой кабины, «унаследованной» от «Дофина» (с размещением членов экипажа рядом), и отсутствием бронезащиты. Последним шагом на пути перевоплощения Z-9 в настоящий ударный вертолет стало оснащение его кабиной с тандемным расположением экипажа. При всем этом машина утратила возможность перевозки грузов и десантников - грузовая кабина была ликвидирована. Проектирование машины, получившей индекс Z-19, велось под управлением By Симиня из 602-го научно-исследовательского института. При ее разработке от Z-9B были без конфигураций взяты несущий винт, хвостовая опора с управляющим винтом-фенестроном, коробка. Сначало применялись и штатные движки Z-9B - турбовальные WZ-8A (лицензионный вариант «Turbomeca Arriel-1C1» мощью 850 л. с.), но скоро применили более массивные WZ-8C (940 л. с.) Носовая часть вертолета стопроцентно переделана - пилот и оператор вооружения расположены тандемом. Их кабины снабжены ударопоглощающими креслами и композитной броней. Приборное оборудование выполнено по принципу «стеклянной кабины» - с применением широкоформатных функциональных индикаторов. Шасси вертолета неубирающееся. Конструкция машины выполнена с учетом понижения радиолокационной и инфракрасной заметности. Прицельная гиростабилизированная головка, расположенная под носовой частью фюзеляжа, включает телевизионную и тепловизионную камеры, также лазерный дальномер-целеуказатель.

ВООРУЖЕНИЕ

На ранешней стадии сотворения Z-19 предусматривалось применение подфюзелядной турели с 23-мм пушкой, но на серийных вертолетах встроенное вооружение отсутствует На наружной подвеске Z-19 может нести до восьми ПТУР HJ-8 либо УР класса «воздух-воздух» TY-90. ПТУР HJ-8 («Хонцзян-8», т. е. «Красная стрела - 8») является примерным аналогом противотанковых ракет «TOW» (южноамериканского производства) и «Хот»  (западноевропейского). Она снабжена автоматической системой наведения по проводам и тандемной боевой частью. Дальность стрельбы в вертолетном варианте (HJ-8B) добивается 5,3 км. Ракета TY-8, снабженная инфракрасной головкой самонаведения, имеет массу 20 кг и дальность стрельбы до б км. В перспективе на Z-19 могут быть установлены и поболее совершенные эталоны управляемого ракетного орудия, разрабатываемого в Китае.

Создание и ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Летные тесты опытнейшего эталона Z-19 начались в мае 2010 года и протекали не совершенно гладко - один из прототипов разбился в сентябре такого же года. Все же в 2012 году началось массовое создание нового ударного вертолета. К концу 2014 года было выпущено порядка 80 вертолетов Z-19, создание их длилось и позднее. В армейской авиации Китая Z-19 считается дополнением к более томному вертолету Z-10. Рассматривается возможность их внедрения в тактической связке «охотник-убийца»: легкий Z-19 обнаруживает цели, наводя на них томные Z-10. В текущее время Z-19 по-эскадрильно входят в состав ряда частей армейской авиации. В Восточном командовании они имеются в 10-м полку ( армейской авиации (Лучень), в Южном - в 12-м полку (Сюпу), в Западном - во 2-й бригаде армейской авиации (Чень-ду), в 3-й бригаде (Вуцзяку), в Северном - в 9-й бригаде (Ляоян), в Центральном - в 8-й бригаде (Баодинь), 1-м, 4-м и 7-м полках (Синсянь, Тонсянь и Ляочень) Тактико-технические свойства Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения) Длина: 12,0 м Поперечник несущего винта: 11,9 м Высота: ~4,0 м Масса пустого: 2350 кг Наибольшая взлётная масса: 4500 кг Силовая установка: 2 х турбовальных WZ-8A (Turbomeca Arriel-1C1) Мощность движков: 2 х 848 л. с. (2 х 632 кВт (взлётная)) Наибольшая скорость: 280 км/ч Крейсерская скорость: 245 км/ч Практическая дальность: 700 км Практический потолок: 4500 м Вооружение Стрелково-пушечное: 1 х 23-мм пушка (23х152 мм) Точки подвески: 4 Управляемые ракеты: - ракеты «воздух-земля»: до 8 х ПТУР - ракеты «воздух-воздух»: TY-90 Неуправляемые ракеты: 4 х блока калибра 57-мм либо 90-мм