Вернуться назад Распечатать

Истребитель-перехватчик МиГ-25 (СССР)

Истребитель-перехватчик МиГ-25 (код НАТО — «Foxbat») предназначен для поражения воздушных целей деньком и ночкой, в обычных и сложных метеоусловиях, также в критериях организованных помех. 1-ый в мире серийный истребитель, достигший рубежа скорости 3000 км/ч. В 1961 г. в ОКБ им. А.И. Микояна началось проектирование самолета Е-155. В марте 1964 г. состоялся 1-ый полет опытнейшего высотного высокоскоростного лазутчика Е-155Р-1, а в сентябре 1964 г. в небо поднялся опытнейший перехватчик Е-155П-1. С 1969 г. начат серийный выпуск высотного высокоскоростного самолета оперативно-тактической разведки МиГ-25Р. На его базе был сотворен самолет МиГ-25РБ для нанесения бомбовых ударов по площадным и крупноразмерным целям. В 1970 г. подписан акт о муниципальных испытаниях перехватчика, а в 1972 г. МиГ-25П официально принят на вооружение авиации ПВО.

В предстоящем самолет не один раз модернизировался и зависимо от варианта разведывательного оборудования получал соответственное обозначение.

МиГ-25Р — лазутчик, снаряженный АФА А-72. А-10-10 и радиотехнической разведывательной системой «Вираж» СРС4А.

МиГ-25РБ — разведчик-бомбардировщик, снаряженный радиотехнической разведывательной системой СРС-4Б и АФА А-72. А-10-10.

МиГ-25РБВ — разведчик-бомбардировщик, снаряженный радиотехнической разведывательной системой СРС-9.

МиГ-25П — истребитель-перехватчик.

МиГ-25РБК — разведчик-бомбардировщик, снаряженный радиотехнической разведывательной системой «Куб».

МиГ-25РБШ — разведчик-бомбардировщик, снаряженный радиотехнической разведывательной системой «Штык».

МиГ-25РБС — разведчик-бомбардировщик, снаряженный радиотехнической разведывательной системой «Сабля».

МиГ-25РУ — учебно-тренировочный самолет. МиГ-25РБТ - разведчик-бомбардировщик, снаряженный системой РЭБ СПС-141.

МиГ-25ПД - истребитель-перехватчик, модернизированный с БРЛС «Сапфир-25».

МиГ-25ПДС — вариант с возможностью подвески ракет Р-60.

МиГ-25ПМ — перехватчик с теплопеленгатором. МиГ-25РБФ - переоборудованный разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБК.

МиГ-25БМ — разведывательно-ударный самолет, вооруженный 4-мя противорадиолокационными УР класса «воздух-земля» Х-58.

Базисный МиГ-25 представляет собой высокоплан с крылом умеренной стреловидности, вертикальным оперением двухкилевой схемы и управляемым в полете низкорасположенным стабилизатором. Такая схема расположения крыла в купе с несущими боковыми воздухопоглотителями дает малые утраты аэродинамического свойства самолета из-за интерференции крыла с фюзеляжем.

Шасси трехопорное. Передняя стойка имеет спаренные колеса, главные - снабжены одинарными колесами огромного поперечника, что обеспечивает проходимость по грунтовым аэродромам.

Около 80% конструкции планера выполнено из стали, 8% - из титановых сплавов, 11 % - из дюралевых сплавов, 1% - из других материалов. Сделан с широким внедрением сварки. Органической частью конструкции фюзеляжа являются сварные топливные баки.

В хвостовой части фюзеляжа размещены 2 турбореактивных мотора Р-15Б-300. Тяга движков на полном форсаже - 11200 кг. В качестве горючего и теплоносителя в охлаждающей системе употребляется высокотемпературный керосин Т-6.

Бортовое оборудование разведывательного варианта самолета включает инерциапьную систему наведения. бортовую ЦВМ, доплеровский измеритель скольжения и сноса (ДИСС), автоматическую систему управления АСУ-155, прицельно-навигационную систему «Пеленг» для бомбометания по запрограммированным объектам, средства РЭП, включающие станцию активных помех и станцию радиотехнической разведки.

Разведывательное оборудование состоит из АФА А-72 и А-10-10 (на МиГ-25Р и МиГ-25РБ). радиотехнических систем «Вираж» СРС-4А и СРС-4Б (МиГ-25Р и МиГ-25РБ), СРС-9 (МиГ-25РБВ), «Куб» (МиГ-25РБК) и «Сабля» (МиГ-25РБС).

Ударное вооружение самолета может включать до 4000 кг бомб массой 500 кг на 4 подкрыльевых узлах наружной подвески, которые могут применяться на огромных сверхзвуковых скоростях. Противорадиолокационный самолет МиГ-25БМ вооружен 4-мя УР Х-58 (дальность запуска более 40 км). В качестве оборонительного вооружения могут употребляться две УР малой дальности с термический ГСН.

Состоит на вооружении ВВС государств СНГ, также Алжира, Индии, Ирака, Ливии и Сирии. Разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ применялись в боевых действиях на Ближнем Востоке (1982 г.), в ирано-иракской войне, фактически не имея боевых утрат.

На МиГ-25П установлено радиотехническое, пилотажно-навигационное, радиосвязное бортовое оборудование, система навигации и посадки «Полет-1И».

Радиотехническое оборудование включает радиолокационный прицел РП-25 «Смерч-А2», обеспечивающий поиск, обнаружение, захват цели, прицеливание и запуск ракет. На истребителях МиГ-25ПД и МиГ-25ПДС установлены: импульсно-доплеровская РЛС «Сапфир-25» (способна аккомпанировать на проходе до 6 целей); радиолокационная система определения гос принадлежности цели и выдачи ответных сигналов, аппаратура системы наведения «Лазурь» (выход на цель выдает в автоматическом либо директорном режиме по командам АСУ «Воздух-1»); станция предупреждения об облучении самолета РЛС противника СРО-2М/СРЗО-2.

Пилотажно-навигационное оборудование включает автоматическую систему управления САУ-155, которая поддерживает связь с наземными РЛС систем наведения и посадки в режиме активной радиолокации и состоит из автоматического радиокомпаса АРК-10, радиовысотомера РВ-4, приемника радионавигационной системы ближней навигации РСБН-6С.

Радиосвязное оборудование состоит из УКВ- и КВ-радиостанций для двухсторонней связи с землей и меж самолетами в воздухе, аварийной радиостанции для связи при трагедии либо принужденной посадке и подачи сигналов бедствия, речевого информатора, оповещающего летчика и управляющего полетов об аварийной ситуации и небезопасных режимах полета.

Система навигации и посадки «Полет-1 И» при совместной работе с наземным радиомаяком и посадочной радиомаячной группой обеспечивает программный набор высоты, маршрутный полет, возврат на аэродром вылета либо на один из 3-х запасных аэродромов посадки, заход на посадку на малых высотах и повторный заход на посадку.

Катапультное кресло КМ-1 (КМ-1М) дает возможность покидать самолета во всем спектре высот при скорости 130—1200 км/ч.

В состав вооружения са-олета входят до 4 УР класса «воздух-воздух» Р-40 с термическими и радиолокационными ГСН. Ракеты подвешиваются на 4 пилонах под крылом. На МиГ-25ПД (МиГ-25ПДС) вероятна подвеска 4 УР близкого боя Р-60М с термический ГСН, а под фюзеляжем могут располагаться навесные топливные баки большой емкости (5300 л).

Состоит на вооружении войск ПВО ряда государств СНГ, также Алжира, Ливии, Сирии, Ирака и Индии. Массовое создание МиГ-25 длилось до 1985 г., выстроено 1186 самолетов всех модификаций (включая и разведывательные варианты).

Применялся в сирийско-израильском конфликте (1982 г.), также ирано-иракской войне (1980-1988 гг.) и в войне в районе Персидского залива (1991 г.).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства МиГ-25П Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч: наибольшая на высоте около 10 км 3000 наибольшая на высоте до 3 км 1200 Практический потолок, м 20700 Дальность, км: перегоночная 1800 деяния (зависимо от нагрузки) 400 Масса, кг: наибольшая взлетная 41000 обычная взлетная 36720 ' пустого самолета 20000 Длина разбега (при обычной взлетной массе), м 1250 Длина пробега (при обычной посадочной массе), м 800 Габариты самолета, м: размах крыла 14,02 длина 19,75 высота 5,14 Движок: ТРДФ Р-15Б-300, кгс 2 по 7500/11200