Самолет C.101 Aviojet для основной и завышенной летной подготовки и овладения способностями внедрения орудия сотворен компанией «CASA» для подмены в ВВС Испании устаревших учебных машин АЕ-10В (HA-200D «Саета»), Может употребляться как легкий ударный самолет, лазутчик, для обучения применению самолетного вооружения, для ведения РЭБ и аэрофотосъемки. В его разработке участвовали южноамериканская компания «Нортроп» и западногерманская «Мессершмитт - Бельков - Блом». В 1972 г. компания Испано Авиасьон SA (Hispano Aviacion SA) соединилась с компанией CASA. В сентябре 1975г. компания получила договор на разработку реактивного учебного самолета для начального обучения и переподготовки летчиков.
Были построены 6 опытнейших машин, четыре для летных испытаний и два для испытаний на крепкость. 1-ый экземпляр CASA С-101 поднялся в воздух 27 июня 1977г. После испытаний на заводе-изготовителе все четыре машины в конце 1978г. были переданы ВВС Испании для летных испытаний. К тому времени они уже получили имя Авиоджет и военное обозначение Е.25. Массовое создание партии из 10 самолетов С-101 ЕВ Авиоджет началось сначала 1978г. в рамках выполнения заказа на 60 самолетов для ВВС Испании. Эти машины должны были поменять Испано НА.200 и НА.220. В итоге полное количество заказанных учебно-тренировочных самолетов достигнуло 92 машин. Поставки начались в 1980г., и уже в последующем, 1981, году самолет Авиоджет был введен в эксплуатацию в составе учебных подразделений.
1-ое общественное возникновение самолета C.101 Aviojet за пределами Испании состоялось в 1978г., когда два опытнейших экземпляра аккомпанировали на международное авиашоу в Фарнборо два самолета Авиокар.
Конструктивно C.101 Aviojet выполнен с низкорасположенным крылом, силовая установка состоит из 1-го южноамериканского ТРДД TFE731 тягой 1590 кг. Особенностью самолета считается большой припас горючего во внутренних баках, который в обыденных критериях составляет 1730 л, а при перегонке - 2400 л (в данном случае заправляются интегральные крыльевые баки, расположенные в концевых частях консолей). Заправка топливом может осуществляться под давлением и самотеком. Внедрение на самолете навесных топливных баков не предусматривается.
Конструкция самолета выполнена по составному типу и имеет достаточно внутреннего места для размещения учебного оборудования. Сзади задней кабины находится большой отсек для загрузки различного оборудования, также самолет может перевозить разные грузы и вооружение на узлах подвески под фюзеляжем и под крыльями. Два катапультируемых сидения Мартин-Бейкер Мк 10Е выполнены по типу "ноль-ноль" (возможность катапультирования на нулевой высоте и нулевой скорости), в то время как фонарь кабины разбит на две секции, откидывающиеся вбок; в задней кабине предвидено отдельное внутреннее лобовое стекло, а место инструктора размещено на 0,325 м (1 фут 0,75 дюйма) выше места обучаемого, для обеспечения обычного обзора поверх головы курсанта в фронтальном кресле.
Катапультируемые кресла инструктора и курсанта размещены тандемом, заднее кресло приподнято на 0,33 м относительно фронтального для обеспечения наилучшего обзора поверх головы курсанта в фронтальном кресле. Фонарь кабины разбит на две секции, откидывающиеся вбок. Система управления дублированная. Вооружение располагается на 6 подкрыльевых узлах и в подфюзеляжном отсеке под задней кабиной. Критическая нагрузка подкрыльевых узлов: внутренних - по 450 кг, средних - по 340 и внешних - по 225 кг. Подфюзеляжный отсек предназначен для размещения стрелково-пушечного вооружения (в стандартном варианте - одна 30-мм пушка либо два 12,7-мм пулемета) либо различного оборудования (АФА, аппаратура РЭБ, лазерный целеуказатель). Без внешних подвесок самолет рассчитан на наибольшие эксплуатационные перегрузки +7,5 и -3,9, а с подвесками при взлетном весе 5600 кг они составляют +5,5 и -2,4. Припас горючего обеспечивает наивысшую длительность полета 7 ч. Радиус деяния с 2-мя бомбами калибра 500 фунтов и 30-мм пушкой при переменном профиле полета 830 км, на малой высоте с 4-мя бомбами, 30-мм пушкой и 2-мя пусковыми установками НАР - 185 км.
После окончания летной подготовки на поршневом самолете T-34 курсанты начинают обучение на C.101 Aviojet, а потом на двухместных вариантах боевых самолетов. Сообщается, а именно, что при взлетном весе 4700 кг (припас горючего 1160 л) C.101 Aviojet обеспечивает выполнение 2-ух учебных полетов длительностью по 1 ч без дозаправки топливом.
Самолет C.101 Aviojet выпускается в последующих вариантах: C.101EB - для ВВС Франции; C.101BB - экспортный учебно-боевой, в Чили имеет обозначение T-36 «Халкон», комплектуется движком тягой 1680 кг, сборка делается по лицензии; C.101CC - легкий штурмовик; C.101DD - улучшенный учебно-тренировочный, снаряженный доп бортовым оборудованием и движком TFE731-5 тягой 2130 кг.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Экипаж,чел. 2 Скорость, км/ч: наибольшая на высоте около 10 км 800 наибольшая на высоте до 3 км 690 Практический потолок, м 12500 Дальность, км перегоночная 3700 действия 380 Масса, кг: наибольшая взлетная 5600 обычная взлетная 4850 пустого самолета 3450 Наибольшая боевая нагрузка, кг 1500 Габариты самолета, м. размах крыла 10,6 длина 12,25 высота 4,25 Движок: ТРДД Garrett-AiResearch TFE731-2-2J, кгс 1588 Вооружение: один контейнер с 30-мм пушкой под задней кабиной летчика (альтернативно может вмещать фотоаппаратуру либо приборы радиопротиводействия); до 2000 кг (4410 фунтов) вооружения на 6 подкрыльных подвесках.