
KAI KF-21 Boramae - южнокорейская программка разработки передового многоцелевого истребителя поколения 4++ для Военно-воздушных сил Республики Корея и ВВС Индонезии, возглавляемая Южной Кореей и Индонезией в качестве главных партнеров. Это 2-ая программка разработки истребителей Южной Кореи после KAI T-50 Golden Eagle. В нынешних критериях KF-21 Boramae (Boramae - в переводе «Сокол») стал одним из более принципиальных проектов для оборонно-промышленного комплекса Южной Кореи, так как эта азиатская страна ранее не имела опыта схожих сверхтехнологичных разработок. По состоянию на начало 2023 года южнокорейские инженеры смогли не только лишь создать функциональный истребитель поколения 4++, да и планируют оснастить его некими элементами истребителей 5-ого поколения.
Программка сотворения личного функционального истребителя появилась в Южной Корее в 2001 году. Проект был достаточно амбициозен, на первом шаге даже говорилось о разработке настоящего боевого истребителя 5-го поколения. Но истребитель трансформировался в модель «4++», так истребитель систематизируют сами корейцы. За разработку нового самолета отвечают ведущая авиастроительная компания страны Korea Aerospace Industries (KAI) и агентство оборонных разработок Agency for Defense Development (ADD) Минобороны Южной Кореи. Практическая реализация программки сотворения нового истребителя началась не ранее 2010 года. В декабре 2015 года компания KAI получила договор на полномасштабную разработку истребителя, известного тогда под обозначением KF-X. Заключенный в 2015 году договор предугадывал постройку 6 опытнейших летных прототипов и 2-ух образцов для наземных испытаний. Конкретно с 2015 года работы по созданию нового истребителя достигнули большей степени продуктивности.

При всем этом принципиально осознавать, что конкретную поддержку Южной Корее в процессе сотворения личного функционального истребителя оказывают США. Ведущая южноамериканская авиастроительная компания Lockheed Martin передела Республике Корея более 20 технологий, которые использовались при разработке функционального истребителя 5-ого поколения F-35A, представляющего из себя истребитель обыденного взлета и посадки (CTOL - conventional takeoff and landing) для ВВС США. В тоже время, корейский истребитель KF-X своим внешним обликом и аэродинамической схемой очень очень припоминает другую разработку, в разработке которой участвовала компания Lockheed Martin - 1-ый в мире серийный истребитель 5-ого поколения F-22 Raptor. Корейский истребитель выделяется чуток наименьшими размерениями. При всем этом, это как и раньше одноместный двухдвигательный истребитель с разнесенным двойным килем и возможностью расположения вооружения во внутренних отсеках.

Часть технологий США своим южнокорейским союзникам передать не смогли. Например, передача систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ), АФАР-радара, оптико-электронных станций, была заблокирована американским правительством. Развивать данные технологии Сеулу пришлось без помощи других, и в этом южнокорейские инженеры преуспели. Совсем технический вид многообещающего истребителя был утвержден исключительно в сентябре 2019 года. После этого на авиационном заводе в южнокорейском городке Чинджу под наименованием «Сачхон» начался процесс строительства головного макета. Общая цена всей программки стала самой большой за всю историю южнокорейских военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Издержки на проект сотворения личного функционального истребителя оцениваются в 18,6 триллиона вон (приблизительно 16,6 млрд баксов), из которых конкретно на НИОКР пошли 8,6 триллиона вон (приблизительно 7,7 млрд баксов). Другие средства планировалось издержать на постройку серийных образцов истребителя.
Основной целью программки сотворения истребителя KF-21 Boramae было создание летательного аппарата поколения 4++, который может строиться массовой партией и по своим боевым способностям затмит истребитель KF-16 (корейский вариант южноамериканского F-16). В согласовании с планами муниципального и военного управления Южной Кореи, в ВВС KF-21 Boramae должен будет поменять бессчетные, как и раньше остающиеся на вооружении, морально и на физическом уровне устаревшие истребители F-4 Phantom II и F-5 Freedom Fighter/Tiger II, модернизация которых становится все наименее экономически оправданной.

Новый южнокорейский истребитель KF-21 Boramae будет владеть достаточно высочайшим боевым потенциалам. Машина получит многие способности истребителей 5-ого поколения. По заявлениям ADD, KF-21 Boramae - это функциональный истребитель поколения 4++. В модели реализованы и некие элементы технологии всемерного понижения заметности «стелс». Почти во всем благодаря технической помощи, которую оказывали южноамериканские спецы. Целью программки по созданию нового функционального истребителя KF-21 Boramae было создание боевой машины, которая по показателю малозаметности затмила бы истребители Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Вероятнее всего, эти характеристики будут достигнуты на практике. При всем этом южнокорейский истребитель будет беспристрастно уступать по тактико-техническим чертам Lockheed Martin F-35 Lightning II.
Вначале корейцы рассчитывали сделать истребитель с внутренними отсеками для размещения ракетного вооружения. Но в некий момент от этого было решено отрешиться. Данный факт определено не будет играть на руку малозаметности машины. Достоверно понятно, что истребитель KF-21 Boramae получит 10 точек подвески вооружений. В том числе четыре полуутопленных точки подвески под фюзеляжем для размещения ракет «воздух-воздух» и 6 под крылом. Наибольшая нужная нагрузка - 7700 кг. Для борьбы с авиацией противника истребитель сумеет использовать управляемые ракеты Meteor, IRIS-T и AIM-120. Последние версии американской управляемой ракеты средней дальности AIM-120 в состоянии поражать цели на удалении до 180 км. Главным ударным средством самолета для действий по наземным целям должна стать ракета TAURUS KEPD с заявленной дальностью деяния более 500 км.

Пока можно обоснованно гласить только об одноместной версии истребителя. При всем этом не исключено возникновение двухместного варианта в учебно-боевом выполнении. Длина KF-21 Boramae составляет 16,9 метра, размах крыла - 11,2 метра, высота самолета - 4,7 метра. Заявленная наибольшая взлетная масса составляет 25,4 тонны (это приблизительно на 10 тонн меньше, чем у Су-35 и на 5 тонн меньше, чем у F-35A). Наибольшая скорость полета должна составить 1,9 числа Маха (приблизительно 2300 км/ч). Дальность полета - до 2,9 тыщ км. По имеющимся данным локализация самолета уже на данный момент добивается 60-65 %. При всем этом в предстоящем Южная Корея планирует облагораживать данный показатель. Большая часть важных систем самолета уже на данный момент разработана и делается Республикой Корея. А именно, РЛС с активной фазированной антенной решеткой для KF-21 Boramae сотворена корейской компанией Hanwha Systems. Более проблемным для импортозамещения элементом истребителя сейчас времени является силовая установка, представленная 2-мя южноамериканскими движками General Electric F414 с тягой 5900 кгс каждый (на форсаже 9900 кгс). Созданием движков в Южной Корее займется компания Hanwha Techwin, которая планирует наращивать уровень локализации девайсов при их сборке.
9 апреля 2021 года в «Сачхоне» прошла официальная презентация стопроцентно законченного летного эталона нового истребителя государственной разработки. Функциональный истребитель показывали в штаб-квартире южнокорейской авиастроительной компании KAI. Перспективный проект ранее был известен широкой общественности под обозначением KF-X. В рамках презентации было раскрыто официальное обозначение нового истребителя KF-21 Boramae («Сокол»). Значимость презентации новинки подтверждает тот факт, что, кроме военных и представителей авиаконцерна, на презентации лично находился тогдашний президент Республики Корея Мун Чжэ Ин, а посреди зарубежных высокопоставленных гостей был министр обороны Индонезии Прабово Субианто. Достоверно понятно, что Индонезия вкупе с Южной Кореей будут первыми заказчиками нового истребителя. Индонезийские военные рассчитывают получить более 2-ух 10-ов машин, ВВС Южной Кореи - около 140 единиц. При всем этом у истребителя точно будет экспортный потенциал, на что также рассчитывают в Сеуле. Ряд военных профессионалов считает, что ОАЭ и Турция могут стать покупателями многообещающего южнокорейского истребителя.

На сегодня создатели из авиастроительной компании KAI находятся на шаге летных испытаний, в каких участвуют три макета. Совершивший 1-ый полет в конце июля 2022 года, истребитель KF-21 Boramae в первый раз достигнул сверхзвуковой скорости, вышло это во время испытательного полета 17 января 2023 года. Как заявили в администрации DAPA, достижение макетом сверхзвуковой скорости значит окончание 1-го из главных шагов испытаний. Но окончить тесты планируется к февралю 2026 года, всего к ним будет привлечено 6 прототипов. Тесты самолета, как и предыдущие, прошли на фабричном аэродроме компании KAI «Сачхон». Поднявшийся в небо 1-ый макет истребителя провел в воздухе 56 минут, достигнув скорости 1 Маха либо 1224 км/час на высоте 12000 метров.
Корейцы с самого начала рассчитывали на экспортные способности нового истребителя. Вначале партнером в проекте выступает Индонезия, которая должна взять на себя 20 процентов трат на разработку самолета. Из-за пандемии коронавируса сумма, приобретенная от Индонезии, очень не дотягивает до заявленной. Так, по данным южнокорейских СМИ, Джакарта профинансировала работы на уровне 227,2 млрд вон при договоренности о вложении 831,6 млрд вон. За роль в проекте Индонезия рассчитывает получить один экземпляр готового истребителя, также всю техно документацию по данному проекту и право своей сборки самолета. Всего для нужд ВВС Индонезии планируется выпустить до 50 истребителей KF-21 Boramae. В ВВС Индонезии самолет может получить обозначение F-33.
Необходимо отметить, что возникновение данного истребителя точно усложнит экспорт русских самолетов поколения 4++ в Индонезию, которая в текущее время имеет в составе ВВС боевые воздушные суда русского, южноамериканского и корейского производства. А именно, в составе ВВС Индонезии имеются истребители Су-27СК и Су-27СКМ, также Су-30МК и Су-30МК2. В этом плане история с Индонезией как раз смотрится приятным примером того, что с русским экспортом вооружений в эту страну появились трудности. Ранее летом 2020 года южноамериканские и индонезийские издания писали о том, что сделка меж Россией и Индонезией от февраля 2018 года на поставку 11 истребителей Су-35 сорвалась из-за давления Вашингтона и опасности американских санкций.
Частично массовостью муниципального заказа может разъясняться нежелание южнокорейских инженеров пока создавать истребитель 5-ого поколения. KF-21 Boramae выходит не таким дорогим, что чрезвычайно значимо для сурового обновления парка ВВС. Всего южнокорейские военные рассчитывают получить 40 истребителей до 2028 года. А к 2032 году их парк должен составить более 120 единиц. В качестве истребителя 5-ого поколения пока избран американский F-35, которых планируется приобрести более 80 единиц, в том числе 20 в палубном варианте для оснащения первого корейского легкого авианосца. Договоры на покупку были заключены в 2014 и 2020 гг.
Главной задачей KAI на наиблежайшие годы становится проведение испытаний и доводка конструкции нового KF-21 Boramae. Потом ожидается возникновение новых прототипов, которые тоже будут задействованы в испытаниях. Этот шаг программки продлится до середины десятилетия. В 2026 году заказчик и создатель проекта планируют запустить массовое создание и достаточно стремительно выйти на высочайшие темпы. Так, к концу 2028 году Минобороны вожделеет получить 40 новых самолетов. Не позже 2032 году собираются принять еще 80 машин.
Самолет планируют всеполноценно выводить на интернациональный рынок. Подразумевается, что KF-21 Boramae сумеет составить конкурентнсть другим нынешним истребителям и получить свою долю рынка. Конкурентноспособными преимуществами южнокорейского самолета станут ограниченная заметность и достаточно высочайшие летные свойства, нынешняя бортовая аппаратура от ведущих зарубежных изготовителей и возможность внедрения новых устройств либо вооружений. Вобщем, KF-21 Boramae пока официально не выведен на интернациональный рынок. Как следствие, заказы на такую технику не поступали, и в перечне будущих эксплуатантов числятся только ВВС Южной Кореи и Индонезии. В ближнем будущем KAI начнет принимать заказы, и ситуация может поменяться.

Южная Корея не имела опыта разработки нынешних истребителей, но запустила свой проект. Без помощи других и с помощью забугорных коллег KAI провела нужные научно-исследовательские работы, сделала проект и уже выстроила 1-ый опытнейший самолет. Через несколько месяцев он пройдет нужные наземные тесты, после этого подымется в воздух. Потом к нему присоединятся новые летные макеты. Не стоит колебаться в том, что промышленно развитой Южной Корее с помощью США получится сделать истребитель с неплохими летно-техническими и боевыми чертами. В то же время основной придиркой к проекту в протяжении всего его существования является стоимость разработки. Критики проекта отмечают, что новый KF-21 Boramae возможно окажется вдвое дороже лучших версий южноамериканского истребителя F-16, что может плохо сказаться на его экспортных способностях.
Но при подходящем развитии событий, широкой локализации производства и выпуске большими партиями, может быть, получится понизить цена самолета. В таком случае машина точно сумеет составить конкурентнсть русским истребителям Су-30 и Су-35 в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В особенности, если покупка русских истребителей будет связана с опасностью вероятных санкций со стороны США. Таким образом, за несколько последних лет южнокорейская авиационная индустрия показала принципную способность создать нынешний боевой самолет и выстроить бывалые эталоны. Сейчас ей предстоит найти, как удачным вышел таковой проект и соответствует ли он требованиям заказчика.
Через пару лет станет животрепещущей неувязка пуска серийного производства в интересах личных ВВС. Не считая того, начнется поиск забугорных заказчиков. Но эти этапы нового проекта прямо зависят от текущих работ. К серии, поставкам и продажам получится перейти только после удачных испытаний. Управится ли с ними KF-21 Boramae, станет понятно через пару лет. В целом проект KF-21 Boramae на его текущей стадии можно считать удачным. Разумная постановка целей и задач с учетом собственных способностей, также обширное внедрение чужой помощи дозволили сделать нынешний самолет с неплохими тактико-техническими чертами. Естественно, KF-21 Boramae не в состоянии соперничать с передовыми зарубежными разработками последнего поколения, но в конфигурации «4++» он на сто процентов соответствует требованиям начальных заказчиков и специфике предполагаемого боевого внедрения.
Технические свойства KAI KF-21 Boramae
Экипаж, чел 1
Размах крыла, м 11.20
Длина, м 16.90
Высота, м 4.70
Площадь крыла, м 45.50
Масса, кг
- пустого 11800
- нормальаня взлетная 17200
- наибольшая взлетная 25400
Тип мотора 2 ТРДД General Electric F414-6E-400K
Тяга, кН
- нефорсированная 2 х 57.80
- форсированная 2 х 97.90
Наибольшая скорость, км/ч М=1.81
Практическая дальность, км 2900
Вооружение: Боевая нагрузка - 7700 кг на 10 узлах подвески