Вернуться назад Распечатать

Многоцелевой истребитель MD.450 Ouragan (Франция)

Реактивный истребитель MD.450 Ouragan, 1-ый опытнейший эталон которого в первый раз поднялся в воздух в феврале 1949 г., справедливо можно считать последним в типовом ряду послевоенных одноместных дозвуковых истребителей с нестреловидным крылом, компоновочно близких к южноамериканскому F-84 "Тандерджет". К особенностям сборки всех этих машин можно отнести внедрение лобового воздухопоглотителя с размещением ТРД в средней части фюзеляжа в купе с прямым либо с малым углом стреловидности крылом и хвостовым оперением. К этому ряду, а именно, принадлежат кроме F-84 русский опытнейший истребитель Як-25 и южноамериканские палубные истребители - опытнейший FJ-1 и серийный F6U-1. По своим конструктивным решениям эти воздушные суда обозначили переходный шаг к первым околозвуковым истребителям со стреловидным крылом. К ним относятся русские МиГ-15 и Ла-15, американский F-86.

Послевоенное возрождение и следующие успехи компании AMD начались с работ над MD.450 Ouragan - первым французским боевым реактивным самолётом, запущенным в серию, поступившим на вооружение французских ВВС и поставлявшимся на экспорт. MD.450 Ouragan был выпущен всего только в нескольких сотках экземпляров и в особенности широкого распространения не получил, будучи сравнимо стремительно заменен в строевых частях более нынешней техникой. Но этот истребитель прошел боевую проверку в нескольких локальных конфликтах, зарекомендовав себя как очень успешная и надежная машина, и пережил многих собственных современников-самолёты аналогичного предназначения, близкие к MD.450 Ouragan по своим конструктивным и компоновочным решениям.

1-ые контакты компании "Дассо" с командованием ВВС по формированию требований к будущему истребителю можно отнести к концу сентября 1947 г. Сначало речь шла о заказе на разработку перехватчика, близкого по чертам и техническим решениям к английскому "Метеориту", снаряженному 2-мя ТРД "Нин". Но уже через некоторое количество дней представители конторы предложили военным сделать совсем другой самолёт. В уже готовом эскизном проекте речь шла об истребителе с одним ТРД "Нин". Это был должен быть одноместный фронтовой истребитель, способный делать боевые задачки деньком в обычных метеоусловиях. Самолёт планировалось оборудовать герметической кабиной воздухопроводящего типа, катапультным креслом для спасения летчика в аварийных ситуациях в полете. Стрелково-пушечное вооружение состояло из 4 многокалиберных пулеметов либо 20-мм пушек. Движок - ТРД "Нин" с центробежным компрессором, выпускавшийся по лицензии компанией "Испано-Сюиза". Последнее позволяло в значимой мере унифицировать двигательную установку со строившимся по лицензии истребителем "Мистраль" ("Вурдалак").

Командование ВВС предложение приняло. Уже в декабре 1947 г. развернулись активные работы над проектом под управлением самого Марселя Дассо и его ближайших служащих Деплана, Кабрие и Руало. Конструкторы избрали достаточно всераспространенную во 2-ой половине 1940-х гг. схему, рассчитанную на достижение наибольших скоростей в границах 950 км/ч. Это был низкоплан с прямым крылом и хвостовым оперением маленькой стреловидности, с веретенообразным фюзеляжем круглого сечения. Наибольший поперечник фюзеляжа, находившийся приблизительно в центре длины машины, определялся размерами центробежного компрессора ТРД. Воздухозаборник мотора размещался в носовой части самолета. Дальше воздух шел через канал над центропланом крыла. Шасси-трехопорное, с фронтальной стойкой, убирающейся в фюзеляж, и главными стойками, укладывающимися в центроплан. Для вооружения машины конструкторы избрали четыре авиационные пушки калибра 20 мм; они монтировались в центральной и фронтальной частях фюзеляжа. Предусматривалась подвеска бомб и неуправляемых ракет на пилонах под крылом.

29 июня 1948 г. французские ВВС официально подтвердили заказ на три опытнейших эталона MD.450 Ouragan. 1-ый из них, MD 450-01, сделали сначала 1949 г. На нем стоял движок "Нин" 102 с взлетной тягой 2270 кг. Кабина была не герметической, вооружение и катапультное кресло пилота отсутствовали. 22 января свершилась официальная презентация машины, а потом начались наземные тесты и доводки. 2-ой опытнейший эталон, MD 450-02, начал летать с промышленного аэродрома в Мелу-Вилароше с 20 июля 1949 г. В отличие от первой машины, на втором экземпляре уже было установлено вооружение из 4 20-мм пушек Испано-Сюиза HS 404 Мк 49 с боезапасом по 125 патронов на ствол. На самолете имелись герметическая кабина и английское катапультное сидение компании "Мартин-Бэйкер". 3-ий опытнейший эталон, MD 450-03, в первый раз взлетел 2 июня 1950 г.На самолете был установлен более мощнейший ТРД "Нин" 104В с взлетной тягой 2300 кг. Эту машину использовали для тесты вооружения: стреляли из пушек и производили запуски НУР Т-10, созданных для поражения целей на земле. За 3-мя опытнейшеми последовали машины установочной серии. Практически сделали 14 машин, из них потом летали 13.

Уже в декабре 1947 г., когда еще шло проектирование истребителя, приступили к подготовке его серийного производства на заводе в Мелу-Вилароше. 1-ый серийный MD.450 Ouragan (с фабричным No. 101) поднял в воздух 5 декабря 1951 г. К. Розанов. 30 января 1952 г. эту машину сдали французским ВВС. До конца 1952 г. собрали 39 истребителей модификации MD 450А. В процессе серийного производства самолёт повсевременно совершенствовался, изменялось оборудование и вооружение, дорабатывалась конструкция. Самолет No. 151 стал первой машиной модификации MD 450В. На ней английское катапультное кресло Мартин-Бейкер Мк.1 поменяли американским Е-86-3, выпускавшимся по лицензии компании "Рипаблик" на одном из заводов объединения SNCASO. Позднее ввели усовершенствованное кресло Е-86-4. Кроме этих конфигураций, в серии были и поболее маленькие. К примеру, с 70-й машины изменили створки, закрывающие переднюю стойку шасси в убранном положении. Ранее по две створки размещались по обе стороны от ниши, позднее оставили всего одну, закрывавшую весь просвет и навешенную с правой стороны. Несколько другим стал состав приборного оборудования, толщину остекления фонаря кабины уменьшили с 18 мм до 12 мм. Самолёты MD.450 Ouragan сравнимо недолго выдержали на вооружении во Франции, им на замену пришли более скоростные машины. Но в локальных конфликтах MD.450 Ouragan употреблялся как боевая единица до начала 1970-х гг.

Самолет MD.450 Ouragan предназначался для использования деньком в обычных метеоусловиях в качестве одноместного истребителя и истребителя-бомбардировщика. Он представлял собой свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции с одним турбореактивным движком. Основной материал планера самолёта - дюралевые сплавы. Фюзеляж типа полумонокок, круглого поперечного сечения. Силовая схема его создавалась набором шпангоутов, лонжеронов и несущей обшивкой. В местах технологического и эксплуатационного разъемов применялись усиленные шпангоуты. Конструктивно фюзеляж был разбит на три части: переднюю, среднюю и заднюю. В фронтальной части располагались воздухозаборник с каналами подачи воздуха к компрессору мотора, кабина летчика, разные агрегаты и оборудование, заключенные в центральный отсек-короб, огибаемый воздушными каналами. Передняя часть начиналась обычным лобовым воздухопоглотителем, в разделительной перегородке которого устанавливался ПВД. Носовая стойка шасси убиралась в место центрального фюзеляжного отсека-короба.

В высшей части этого же отсека располагались фотопулемет, аккумулятор, УКВ радиостанция и кислородное оборудование. Дальше следовала кабина летчика. Тут находился стандартный набор органов управления, устройств и индикаторов. В кабине устанавливалось катапультное кресло, тип которого зависел от модификации истребителя. Летчик от поражения огнем с задней полусферы был защищен бронеспинкой и бронезаголовником шириной 16 мм, впереди его прикрывало только бронестекло в козырьке фонаря. Понизу в кабине устанавливались 2-ая УКВ радиостанция и ответчик СРО. Кабина запиралась сверху прозрачным фонарем с неплохим обзором. Фонарь имел недвижный козырек и сдвигающуюся вспять заднюю часть. Последняя в аварийной ситуации стопроцентно сбрасывалась. В средней-снизу пушечное вооружение и боекомплект, также два топливных бака, установленных в продолжении центрального отсека-короба. К заднему шпангоуту средней части крепился ТРД, там же находились насос и гидроаккумулятор, обеспечивавшие работу самолетной гидросистемы. К средней части фюзеляжа также крепилось крыло, выполнявшееся как единое целое.

В задней части размещались камера сжигания, удлинительная труба мотора и некие самолетные агрегаты. При отстыковке задней части по второму эксплуатационно-технологическому разъему обеспечивался удачный доступ к движку и самолетным агрегатам, позволявший стремительно подменять в случае необходимости и ТРД полностью, и отдельные агрегаты. За крылом снаружи на фюзеляже крепились тормозные аэродинамические щитки, приводимые в действие гидросистемой. Конструктивно-технологически единым агрегатом с задней частью производились киль и стабилизатор. Крыло двухлонжеронное, кессонной конструкции, изготовлялось как единый агрегат. Оно крепилось снизу к шпангоутам средней части фюзеляжа. Силовой набор крыла состоял из 2-ух лонжеронов, набора нервюр и несущей обшивки, подкрепленной изнутри стрингерами. Крыло имело удлинение (без учета концевых топливных баков) 6,13. На крыле устанавливались щелевые элероны размахом по 2,15 м и площадью по 0,83 м2 с триммерами и обыкновенные взлетно-посадочные щитки площадью по 1,54 м2, отклонявшиеся на угол до 50 при помощи гидропривода. К усиленным нервюрам крыла крепились стойки основных опор шасси. Далее по размаху монтировались элементы крепления пилонов для подвески бомбового и ракетного вооружения. К концевой нервюре крыла крепились сбрасываемые топливные баки.

Хвостовое оперение производилось зацело с задней частью фюзеляжа. Силовой набор стабилизатора включал три лонжерона и набор нервюр. Размах горизонтального оперения приравнивался 4,3 м. Стабилизатор крепился к килю примерно на трети его высоты от корневой части. Киль двухлонжеронный, угол стреловидности по фронтальной кромке - 43. На рулях высоты и направления имелись триммеры. В фронтальной кромке киля располагалась антенна УКВ 2-ой радиостанции, закрытая пластмассовым обтекателем. Шасси - убирающееся, трехопорное, с носовой стойкой. Весь набор поставляла спец компания "Мес-сье". Уборка и выпуск шасси выполнялись электрогидравлическим приводом. Главные стойки с колесами укладывались в ниши в крыле по направлению к оси самолета. При всем этом стойки и колеса вполне запирались щитками, смонтированными на самих стойках и центроплане. Колеса основных стоек шасси оснащались пневматиками компаний "Дэнлоп" либо "Клебер-Коломбэ" типоразмера 27х 6,5x15. Стойка фронтальной опоры убиралась вперед по полету и стопроцентно запиралась в полете щитками, навешенными на фюзеляже. Управление элеронами, рулями направления и высоты - механическое жесткое без гидроусилителей. Выпуск и уборка взлетно-посадочных щитков и тормозных фюзеляжных щитков-электрогидравлической системой.

Самолёт MD.450 Ouragan комплектовался ТРД типа "Нин", разработанным конструкторами английской конторы "Роллс-Ройс". Главная масса серийных машин оснащалась движками модификации 104 вариантов В, С и D, выпускавшимися по лицензии заводом французской компании "Испано-Сюиза". Наибольшая взлетная тяга мотора - 2270 кг при 12 ООО об/мин. ТРД "Нин" имел компрессор центробежного типа и девять камер сжигания. Сухая масса мотора - 747 кг (без удлинительной трубы), наибольший поперечник - 1,25 м, длина - 2,44 м. Воздушные суда, поставлявшиеся в Индию, комплектовались ТРД "Нин" 105 с наибольшей взлетной тягой 2375 кг. Топливные баки располагались в фюзеляже и крыле. Два фюзеляжных бака имели общий объем 765 л. В каждом крыле находилось по 5 баков суммарной емкостью 380 л. Доп баки, крепившиеся к законцовкам крыла, имели объем по 425 л. В случае их подвески общий припас горючего достигал 2375 л.

Герметическая кабина пилота - воздухопроводящего типа. Воздух в нее подавался от компрессора, установленного на ТРД; от этого же компрессора питалась противоперегрузочная система костюмчика летчика и подавался сжатый воздух для перезарядки пушек. Давление в гидравлической системе создавалось автономным насосом с приводом от ТРД. Этот насос стоял не на коробке приводов на движке, а приводился во вращение через особый вал. Гидросистема обеспечивала работу систем уборки и выпуска шасси, взлетно-посадочной механизации и тормозных щитков. Электронная система самолета работала при напряжении 28 В и питалась от генератора неизменного тока мощью 2500 Вт и аккума емкостью 25 А ч. Истребитель комплектовался стандартным комплектом аэронавигационных огней и посадочной фарой, установленной на фронтальной стойке шасси. Любопытно, что зеленоватый и красноватый огни находились на навесных баках. Радиооборудование включало две радиостанции конторы SARAM УКВ спектра и ответчик СРО ВС-695А. Приборное оборудование обеспечивало полеты деньком в обычных метеоусловиях. Оно состояло из изделий узнаваемых западных компаний "Бэдин", "Сперри" и "Смит".

Главным вооружением истребителя MD.450 Ouragan являлись четыре пушки типа HS 404 Мк.5 либо М 50 калибра 20 мм, установленные в нижней части фюзеляжа. Они размещались парами, верхняя пара была мало сдвинута вспять относительно нижней. Любая пушка имела боекомплект из 125 патронов, которые хранились в ящиках, выдвигавшихся наружу через лючки в бортах, закрытые съемными панелями. Стрелковый прицел - оптический гиростабилизированный Феранти GGS Mk. IVE английского производства. Для контроля результатов стрельбы и учебных целей самолет комплектовался фотопулеметом CMF 7250. Под крылом можно было подвешивать разные средства поражения наземных целей: 16 НУР Матра-Брандт Т-10, бомбы либо баки с напалмом общей массой до 500 кг под каждой плоскостью.

Тактико-технические свойства MD.450 Ouragan Экипаж, чел   1 Размах крыла, м   12.29 Длина, м   10.74 Высота, м   4.14 Площадь крыла, м2   23.80 Тип двигателя   1 ТРД Роллс-Ройс Nene Mk.104В Тяга (нефорсированная), кН   22.24 Горючее в ПТБ, л   2 х 1250 (900) Наибольшая скорость , км/ч - на высоте 11 км   830 - на уровне моря   940 Крейсерская скорость, км/ч   750 Практическая дальность с ПТБ, км   920 Дальность деяния, км   450 Наибольшая скороподъемность, м/мин   2280 Практический потолок, м   13000 Вооружение:  четыре 20-мм пушки Hispano-Suiza 404 Modele 50 c 125 патронам на пушку. Боевая нагрузка - 1000 кг на 2 узлах подвески 2х 454 либо 450-кг бомбы либо ПУ 16х106-мм Brandt T-10 НУР либо ПУ 9х106-мм Brandt T-10 НУР и 2 458 л напалмовые баки