Вернуться назад Распечатать

Самолёт ДРЛО Ту-126 (СССР)

С обнаружением воздушных целей на далеких подступах идеальнее всего могут совладать самолёты, имеющие на вооружении сильную обзорную РЛС. Самолёт для этих целей должен владеть большой длительностью полёта — 10-12 часов, практическим потолком 8000-12000 м, и большой дальностью полёта. К концу 1950-х гг. более подходящими были самолёты КБ А.Н.Туполева. Согласно постановлению правительства №608-293 от 4 июля 1958 г. этому КБ поручалось спроектировать и выстроить комплекс ДРЛО для обнаружения воздушных и морских целей на базе серийного бомбовоза Ту-95. Тема в КБ получила обозначение самолет «126», официальное — Ту-126 (самолет «Л»).

Проведенный анализ и 1-ые оценочные проекты КБ проявили, что создавать комплекс на базе Ту-95 нецелесообразно, более оптимальным было бы использовать пассажирский самолет Ту-114. Фюзеляж Ту-114 позволял расположить огромное количество радиоэлектронной аппаратуры, обеспечить ей обычный температурный режим на борту и сделать применимые условия для долговременной работы экипажа, который был должен состоять из 2-ух смен по 12 человек.

сначала 1960 г. ВВС обусловили базисный самолёт, на котором должно быть установлено оборудование ДРЛО — на базе серийного Ту-114. 30 мая 1960 г. вышло новое постановление правительства СССР №567-230, в каком заводу №18 поручалось выстроить самолёт Ту-126 с комплексом бортовой аппаратуры «Лиана». РЛС «Лиана» сотворена в Столичном НИИ приборостроения под управлением А.Т.Метельского. Антенна станции располагалась во вращающемся надфюзеляжном обтекателе, РЛС способна обнаруживать воздушные цели на дальности до 350 км, а большие морские цели — на удалении до 400 км. Самолёт предполагалось использовать на Арктическом ТВД, где не имелось сплошного радиолокационного поля.

Работа по самолёту Ту-126 шла достаточно стремительно, эскизный проект был утвержден в августе 1960 г., а в декабре был принят макет самолёта. Самые значительные конфигурации в планере Ту-114 перетерпел фюзеляж. В носовой части установили обтекатель головок астросекстантов, под фюзеляжем — воздухозаборник системы остывания РЛС «Лиана», антенну которой расположили во вращающемся обтекателе поперечником 11 м на пилоне перед килем. Антенна крутилась в полёте со скopocтью 10 об/мин. Появилась неувязка с заказом огромного подшипника для вращающегося узла, в стране таких просто не было. Благодаря энергии А.Н.Туполева создание таких подшипников было освоено в Москве. Снутри пилона для технического обслуживания имелся лючок, а высота обтекателя позволяла свободно передвигаться в нём человеку. Пассажирская кабина базисного самолёта перетерпела существенное изменение, передняя и средняя части фюзеляжа были заняты пультами с рабочими местами операторов, в задней части размещались агрегаты РЛС и связи. В кормовой части фюзеляжа для улучшения путной стойкости понизу установлен доп киль, а на концах стабилизатора закрепили антенны согласующего устройства «Арфа».

Экипаж Ту-126 состоял из 2-ух смен по двенадцать человек. В составе лётного экипажа было два штурмана, два пилота, бортинженер и радист. В составе радиотехнического экипажа был командир (офицер наведения), четыре оператора и инженер. Ввиду большой длительности полёта, до 11 часов без дозаправки, смены временами изменялись. Для свободной смены были оборудованы места для отдыха.

1-ый опытнейший самолёт Ту-126 был построен осенью 1961 г. 1-ый полёт сделал 23 января 1962 г. с экипажем во главе с лётчиком-испытателем И.М.Сухомлиным. 1-ые семь испытательных полётов были выполнены с макетом станции «Лиана». Лётные тесты длилось до апреля 1965 г., хотя уже в ноябре 1963 г. самолёт был запущен в массовое создание. Свойства стойкости и маневренности самолёта Ту-126 с РЛС наверху фактически не отличались от черт Ту-114. Всего выстроено девять машин, на серийных машинах в кормовой части устанавливали контейнер с аппаратурой РЭП, а в носовой части — систему дозаправки топливом в полёте, аналогичную применявшейся на Ту-95. Недочетом РЛС «Лиана» была невозможность определять цели на фоне земли, и возникновение в 1960-х гг. самолётов, способных просачиваться к цели на низкой высоте, сделало комплекс Ту-126 фактически немощным. В 1984 г. воздушные суда Ту-126 сняли с вооружения, заменив на новые А-50 с РЛС «Шмель».

Тактико-технические свойства Ту-126 Экипаж, чел   4-5 (плюс 7-8 человек операторов ДРЛО) Размах крыла, м   51.20 Длина самолета,м   55.20 Высота самолета,м полная   16.05 без антены   13.70 Площадь крыла,м2   311.50 Масса, кг пустого самолета   105000 обычная взлетная   170000 наибольшая взлетная   175000 Внутренние топливо   72980 Тип двигателя   4 ТВД ККБМ (Кузнецов) НК-12ВМ Мощность, кВт   4 х 11035 Наибольшая скорость, км/ч   850 Крейсерская скорость, км/ч   650 Практическая дальность, км   12550 Длительность полета, ч.мин   25.0 Практический потолок, м   11000-13000