Вернуться назад Распечатать

Вертолёт ДРЛО Ка-31 (СССР)

Развитие самолетов и вертолетов корабельного базирования в ведущих забугорных странах в Русском Союзе изучали очень пристально. Под карандаш, как говорится. В итоге командование Военно-морского флота Русского Союза решило от возможного противника не отставать и приступило к работам в данной области, подключив к ним профильные научно-исследовательские университеты и предприятия оборонно-промышленного комплекса. Но если в части, касающейся палубных самолетов далекого радиолокационного обнаружения и управления появились конкретные трудности (в том числе и связанные с отсутствием носителей таких самолетов, т.е. авианосцев, подходящих размерений и водоизмещения), то в отношении вертолетов достигнуть фуррора российским спецам, как говорится, сам Бог повелел. В итоге, сначала 1980-х гг. было принято решение о необходимости разработке многообещающего комплекса радиолокационного дозора на базе вертолета корабельного базирования. Выбор, что логично, пал на машину камовской компании - палубный транспортно-боевой вертолет Ка-29, сначало обозначавшийся Ка-252ТБ. Активные работы по новейшей винтокрылой машине, получившей на шаге научно-исследовательских работ обозначение Ка-252РЛД (РЛД - от «радиолокационный дозор»), а потом переименованной в Ка-31, развернулись в стране с 1985 г., а уже в 1986 г. были утверждены эскизный проект и полномасштабный макет вертолета. Для постройки 2-ух летных прототипов Ка-31 решили использовать имевшиеся на подмосковном Ухтомском вертолетном заводе имени Н.И. Камова два недостроенных планера вертолетов Ка-29, которые имели серийные номера 03Д1 и 03Д2, а уже позднее, перед самым началом летных испытаний, на данные машины нанесли бортовые номера «031» и «032» голубого цвета. Одно из приметных наружных различий Ка-31 от базисного Ка-29 - доп топливные баки в удлиненных наплывах фюзеляжа за кабиной экипажа. Так как приоритетной целью нового авиационного комплекса радиолокационного дозора стало далекое радиолокационное обнаружение деньком и ночкой в обычных и сложных метеоусловиях воздушных, сначала высокоскоростных низколетящих, целей (таких как, к примеру, воздушные суда ударной авиации и противокорабельные и крылатые ракеты), также разных надводных целей, то основным его «оружием» стал спец бортовой радиотехнический комплекс контроля воздушной и надводной обстановки Е-801 «Око», сделанный на базе новейшей радиолокационной станции на твердотельных элементах, которая работала в дециметровом спектре волн, а ее крутящаяся достаточно массивная антенна с фазированной решеткой для обеспечения радиального сектора обзора была расположена под фюзеляжем. В нерабочем положении антенна складывается, не выступая за длину стоек шасси, а в полете - опускается, тогда как главные опоры шасси в целях обеспечения обычной работы антенны подтягиваются ввысь, а фронтальные опоры - убираются в особые обтекатели вдоль по полету. Информация о целях в автоматическом режиме по телекодовому каналу связи передается на надлежащие наземные и корабельные пункты управления либо другие потребители инфы. Радиотехнический комплекс Е-801 «Око» был сотворен спецами Горьковского НИИ радиоэлектроники. Предназначение комплекса - контроль воздушной и надводной обстановки; обнаружение низколетящих воздушных целей и надводных объектов, также измерение их координат; опознавание гос принадлежности найденных целей и пеленгация источников активных помех. Работа комплекса - на сто процентов автоматизирована: после включения комплекса, выпуска антенны и выбора режима работы комплекса роль летчика-штурмана заключается только в осуществлении контроля за работой аппаратуры и наблюдении за целями на дисплее индикатора. При всем этом интегрированная система контроля позволяет производить поиск неисправности с глубиной до конструктивно-сменного блока. А для обеспечения значимых потребностей комплекса в электроэнергии, на вертолете расположили энергоузел с сильной вспомогательной силовой установкой типа ТА8К, которую установили за основным редуктором. Пилотажно-навигационный комплекс нового вертолета, который разработало Саратовское конструкторское бюро приборостроения, обеспечивал не только лишь стабилизацию полета машины с вращающейся антенной, но также и выдерживание данных характеристик курса и высоты полета, полет по данному маршруту, автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 метров над местом посадки. В составе бортового радиоэлектронного оборудования Ка-31 также считается всеохватывающая авиационная бортовая индикационно-вычислительная система КАБРИС-31 разработки компании «Кронштадт», которая употребляется в качестве индикатора главного радиотехнического комплекса, также как запасная навигационная система. Функционально КАБРИС представляет собой программно-аппаратный комплекс с базисным программным обеспечением и функциями, подвергающимися модификации зависимо от типа вертолета, его предназначения и круга решаемых задач. КАБРИС-31 совмещает внутри себя функции: индикатора радиолокационной инфы, поступающей от установленной на вертолете РЛС далекого обнаружения, на фоне электрической карты; источника цифровой карты «суша - море» для фильтрации первичной радиолокационной инфы; пульта управления режимами РЛС; навигационных систем GPS (NAVSTAR) и ГЛОНАСС, также регистратора изображения экрана для беспристрастной оценки работы экипажа и оборудования. 1-ый опытнейший вертолет радиолокационного дозора Ка-31 был облетан в 1987 г., в течение последующих 3-х лет авиационный новый авиационный комплекс удачно прошел муниципальные тесты, а на Кумертауском авиационном производственном объединении, назначенном для серийного выпуска новейшей машины, сразу была начата соответственная подготовка. Казалось, перед новейшей российскей машиной, без преувеличения - эксклюзивной и не имевшей, ну и не имеющей до сего времени, достойных аналогов в мире - раскрывается огромное и светлое будущее. Но в дело вновь, как уже было не один раз, в дела военных и разработчиков вмешалась политика. Распад Русского Союза и обвальное сокращение оборонного бюджета вместе с прекращением в стране программки авианосного судостроения и списанием в утиль имевшихся у флота авианесущих кораблей привели к тому, что Ка-31 оказался заказчику больше не нужен. Для эксклюзивного вертолета в новейшей структуре русского флота просто не осталось места, хотя задачки то далекого радиолокационного обнаружения и управления своими силами и средствами в интересах надводных сил и авиации флота никто вообще-то не отменял. Хотя, как представляется, данный вертолет мог бы отыскать и обширное применение в Сухопутных войсках, но те почему-либо не узрели в нем ценности. Вобщем, кидать практически доведенную до логического окончания программку тоже было как-то нерационально, а поэтому после программки испытаний и доводки всех систем нового авиационного комплекса, которая затянулась на пару лет ввиду значительно сократившегося объема финансирования, вертолет радиолокационного дозора Ка-31 в 1995 г. был наконец принят на вооружение ВМФ Рф. Правда в серию машину так и не запустили, потому морская авиация долгое время имела в собственном распоряжении всего только два вертолета типа Ка-31, которые эксплуатировали по мере сил и способностей техники. Практически перезапустил программку российского вертолета радиолокационного дозора, как уже было не раз в новейшей русской истории, забугорный заказ: в 1999 г. по запросу командования ВМС Индии государственным Министерством обороны был подписан договор цена 207 млн долл. на поставку 9 вертолетов Ка-31 в экспортной комплектации, которые предполагалось включить в состав корабельной авиагруппы многообещающего индийского авианосца, создаваемого на базе русского томного авианесущего крейсера «Адмирал Флота Русского Союза Горшков» и сейчас носящего им «Викрамадитья». Как итог - в Кумертау все таки начали пусть и малой партией, но все таки серийный выпуск данной эксклюзивной винтокрылой машины - «всевидящего ока» флота. 1-ая машина была торжественно включена в боевой состав авиации ВМС Индии 16 мая 2001 г., а к концу 2004 г. индийский флот получил все заказанные машины. Судя по всему, способностями и надежностью русской машины ВМС Индии остались довольны, а поэтому в 2009 г. был подписан новый договор еще на 5 вертолетов. Последующим забугорным заказчиком вертолетов Ка-31 стал Китай, у которого в процессе реализации сверхамбициозной программки сотворения океанского ракетно-ядерного флота, включающего массивные авианосные силы, также появилась потребность в авиационных комплексах далекого радиолокационного обнаружения и управления корабельного базирования. И так как с самолетами у китайских адмиралов появились приблизительно такие же трудности, как и у их русских коллег, то полностью закономерно выбор командования ВМС НОАК пал на палубные вертолеты радиолокационного дозора, которые тогда практически были только у россиян. В конечном итоге меж Россией и Китаем был подписан договор на поставку 9 вертолетов, 1-ый из которых заказчик получил в ноябре 2010 г. Лётно-технические свойства Ка-31 Экипаж: 3 чел. Поперечник несущих винтов: 15,90 м Длина фюзеляжа: 11,60 м Ширина фюзеляжа: 3,80 м Высота: 5,50 м Вес пустой: 5520 кг Обычная взлётная масса: 11400 кг Наибольшая взлётная масса: 12500 кг Силовая установка: 2 х ТВЗ-117ВМА, Мощность 2 х 2200 л.с. Вспомогательная силовая установка: ТА-8К Эквивалентная воздушная мощность: 107 кВт Крейсерская скорость: 220 км/ч Наибольшая скорость: 250 км/ч Дальность полёта практическая: 680 км Статический потолок: 3500 м Динамический потолок: 5000 м