Вернуться назад Распечатать

Палубный истребитель-штурмовик F/A-18A Hornet (США)

Палубный истребитель-штурмовик F/A-18A «Hornet» конторы McDonnell Douglas сотворен на базе самолета YF-17 и предназначен для подмены самолетов F-4 Phantom II и A-7 Corsair II. 1-ый полет опытнейшего самолета, сделанного по программке NACF (Navy Air Combat Fighter), состоялся в ноябре 1978 года. Массовое создание началось в 1982 году. Всего до 1985 года были выпущены 371 самолет F/A-18A и 39 двухместных учебно-боевых самолетов F/A-18B. В 1986 году сделаны одноместный F/A-18C и двухместный F/A-18D с расширенным составом вооружения и улучшенным бортовым радиоэлектронным оборудованием. Самолет выполнен по обычной аэродинамической схеме с трапецевидным среднерасположенным крылом, имеющим криволинейный наплыв в корневой части, двухкилевым вертикальным оперением.  Самолет F/A-18C имеет среднерасположенное крыло (угол стреловидности 20") с предкрылками по всему размаху (угол отличия до 30°), однощелевыми закрылками (до 45°) и устройством управления пограничным слоем (щели в корневой части крыла). Концевые части крыла могут подниматься ввысь на 100J. Механизация крыла и наплывы в корневой части обеспечивают пилотирование самолета на углах атаки до 60°. В конструкции планера обширно применены легкие сплавы и композиционные материалы.

Силовая установка самолета состоит из 2-ух ТРДД F404-GE-400 тягой по 7260 кгс на форсаже и 4040 кгс без форсажа (удельный расход горючего соответственно 1,62 и 0,75 кг/кгс ч). Припас горючего во внутренних баках 6400 л, а в 3-х навесных по 1250 л. Крыльевые баки имеют пенозаполнитель, что предутверждает их взрыв при попадании боеприпасов. Наибольшая взлетная масса самолета в варианте штурмовика 22 300 кг (в случае взлета с авианосца при наличии наибольшей боевой нагрузки внутренние топливные баки заправляются не на сто процентов), обычная взлетная в варианте истребителя 16 650 кг. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в врздухе. При эксплуатации самолета на авианосцах давление в пневматиках всех колес 24,13 бар (при эксплуатации на земле 13,8 бар в главных и 10,34 бар в фронтальных). Бортовое радиоэлектронное оборудование включает инерциальную навигационную систему AN/ASN-130, систему предупреждения об облучении РЛС AN/ALR-67, систему РЭП, телекодовую систему связи AN/ASW-25. Бортовое оборудование обеспечивает эксплуатацию самолета на авианосцах в всех метеоусловиях. В состав СУО входят функциональная РЛС AN/APG-65 и контейнерная ИК станция фронтального обзора AN/AAS-38, обеспечивающая всепогодность внедрения орудия по наземным целям, лазерный целеуказатель. Средства РЗБ включают станции помех AN/ALQ-126B и AN/ALQ-165 (интегрированная) и устройство AN/ALE-39 (как и на F-14A). Вооружение включает встроенную шестиствольную 20-мм авиационную пушку M61A1 Vulcan с боекомплектом 570 снарядов. На 9 узлах подвески располагаются до 4 УР класса "воздух-воздух" AIM-7M Sparrow либо до 6 AIM-120 AMRAAM и AIM-9L Sidewinder, до 4 УР класса "воздух-земля" AGM-65E/F Maveric, противорадиолокационных AGM-88A HARM, противокорабельных AGM-84 Harpoon, свободнопадающие бомбы и НАР калибра до 2000 фунтов и бомбовых кассет GBU-59 . Боевой радиус деяния самолета в варианте истребителя до 750 км, а в варианте штурмовика до 1150 км (с 2-мя ПКР «Гарпун» либо УР «Мейверик» он составляет 1050 км). Модификация F/A-18C Night Attack Hornet вооружена обзорной тепловизионной системой AN/AAR-50 и оптоэлектронной прицельной системой AN/AAS-38 в навесных контейнерах, очками ночного видения пилота Cat Eye. 48 самолетов F/A-18D переоборудованы в лазутчики F/A-18D(RC) с подменой авиационной пушки на разведывательное оборудование. Воздушные суда F/A-18 вывозились в Канаду, Испанию, Австралию, Кувейт и Швейцарию. В ноябре 1995 года состоялся 1-ый полет одноместного многоцелевого истребителя F/A-18E Super Hornet. Самолет имеет усиленный планер, удлиненный фюзеляж, крыло, наплывы и горизонтальное оперение большей площади, новый воздухозаборник, обеспечивающий больший расход воздуха, увеличенный на горючего во внутренних баках, обеспечивающий больший на 40% радиус деяния. Предстоящая модернизация привела к возникновению вариантов F/A-18E и F/A-18F, которые отличались завышенной дальностью полета и удлиненным фюзеляжем по сопоставлению с прошлыми моделями и были снабжены улучшенными РЛС APG-73 и 11 узлами подвески. Предпринят ряд мер, снизивших приблизительно вдвое ЭПР самолета в курсовой плоскости, невзирая на огромные габариты самолета. Силовая установка состоит из 2-ух ТРДДФ F414-GE-400 тягой по 10000 кгс. Самолет обустроен улучшенной РЛС AN/APG-73 (с 1994 года устанавливается также на F/A-18C), комплексом РЭБ с буксируемой неверной целью AN/ALE-50, новейшей цифровой ЭДСУ. Число узлов подвески увеличено до 11. В состав вооружения введены тактические крылатые ракеты AGM-84H SLAM-ER, AGM-158 JASSM, корректируемые авиационные бомбы JDAM и AGM-154A JSOW, другое орудие общей массой до 8032 кг. Двухместный УБС получил наименование F/A-18F. Основным достоинством самолета F/A-18 является его универсальность. Это обосновано модульностью построения его систем После выполнения боевого задания в течение 2 ч самолет быть может переоборудован и готов к вылету с совсем другим заданием. Воздушные суда F-18 состоят также на вооружении ВВС ряда государств. В Канаде они имеют обозначение CF-18A и CF-18B, в Австралии - AF-18A и ATF-18A (двухместный), в Испании - EF-18A (С.15) и EF-18B (СЕ.15). В интересах расширения экспортных поставок самолета компания «Макдоннелл Дуглас» разработала пятиэтапную программку усовершенствования, известную как «Хорнет-2000», предусматривающую установку более массивных движков и нового РЭО, повышение припаса горючего во внутренних баках на 25 проц. и другие новаторства.

В общей трудности к 1992 г. выпущено более 1100 самолетов, часть из которых находится на вооружении ВВС Кувейта, Швейцарии и Финляндии.

Воздушные суда F/A-18 в марте 1986 г. учавствовали в нанесении ударов по ливийским городкам Триполи и Бенгази и в боевых действиях в Персидском заливе, где совместно с самолетами F-16 приняли на себя главную тяжесть воздушных боев с иракскими самолетами.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч; наибольшая на высоте около 10 км 1900 наибольшая на высоте до 3 км 1350 Практический потолок, м 15250 Дальность, км: перегоночная 3700 действия 740—1065 Масса, кг: наибольшая взлетная 22330 обычная взлетная 16650 пустого самолета 10445 Наибольшая боевая нагрузка, кг 7710 Длина разбега (при обычной взлетной массе), м 430 Габариты самолета, м: размах крыла 11,43 длина 17,07 высота 4,66 Движок: ТРДДФ General Electric F-404 GE-402. кгс 2 по 490/7260