Проектирование нового самолёта MD.454 Mystere IV началось в 1951 году, в программке использовали макеты самолета Mystere II. В составе силовой установки применили другой французский ТРД Hispano-Suiza Verdon - усовершенствованный вариант ТРД Tay, выпускавшегося "Hispano-Suiza" по лицензии "Rolls-Royce". Макет Mystere IV выполнил 1-ый полет 28 сентября 1952 года (незадолго до того, как Mystere II в пологом пикировании в первый раз превысил скорость звука). Макет был обустроен одним ТРД Tay Mk 250A тягой 27,95 кН. Тесты нашли необходимость внесения конфигураций в конструкцию: удлинения хвостовой части фюзеляжа, увеличения высоты киля, установки форкиля; всего в конструкцию занесли приблизительно 60 конфигураций, реализованных на 9 предсерийных Mystere IVA. Заказ на изготовка первой партии из 225 серийных MD.454 Mystere IV был получен в апреле 1953 года, 1-ые 50 самолетов получили ТРД Tay Mk 250A, их наибольшая взлетная масса составляла 7250 кг, а наибольшая скорость - 1110 км/ч (М=1,035). Позднее эти воздушные суда переоснастили более массивными ТРД Verdon 350, а наивысшую взлетную массу прирастили, что позволило использовать воздушные суда в качестве истребителей-бомбардировщиков с навесным вооружением.
![]() |
![]() |
Благодаря своим хорошим чертам самолёт MD.454 Mystere IV был избран комитетом НАТО как многообещающий многоцелевой истребитель. В апреле 1953 года в следствии этого решения Secretariat d'Etat a l'Air заказал фирме Dassault 225 самолётов. Финансирование их приобретения взяла на себя NATO Military Assistance Program. Всего было выстроено 451 истребителя, в том числе 242 для Armee de l'Air, массовое создание машин завершено в октябре 1958 года. Самолёт MD.454 Mystere IV стал экспортным "хитом": 110 единиц закупила Индия, 60 - Израиль. В ВВС этих государств их ждала очень бурная биография. Боевой дебют как французских, так и израильских MD.454 Mystere IV состоялся во время Суэцкого кризиса. MD.454 Mystere IV был обширно применен в разных конфликтах - во время Суэцкой компании (1956), Индией против Пакистана в 1965 году и во время "Шестидневной войны" Израиля (1967). Истребитель состоял на вооружении до 1975 года, но его тренировочный вариант сохранился в ВВС Франции до начала 80-х.
![]() |
![]() |
Не считая того был сделан так же вариант Mystere IVB - от Mystere IVA получил крыло, горизонтальное оперение и главные опоры шасси, но аэродинамика усовершенствована. Макет выполнил 1-ый полет 16 декабря 1953 года с движком Rolls-Royce Avon RA.7R тягой 44,67 кН на форсаже; на втором макете установили движок SNECMA Atar 101F-12, на 3-ем - Atar G-2 тягой на форсаже 44,13 кН; на серийных самолётах планировалось ставить ТРДФ Atar 101G-31, но в серию не передавался из-за возникновения Super Mystere В2. Двухместный ночной перехватчик M.D.454 Mystere IVN проектировался наряду с Mystere IVB. Првый полет макет самолета выполнил 16 июля 1954 года - самолет был обустроен ТРДФ Avon RA.7R; над носовым воздухопоглотителем в обтекателе установлена РЛС APG-33; вооружение - две 30-мм пушки DEFA 551 и навесной блок с 52 ракетами калибра 68 мм; от серийного производства отказались в пользу перехватчика Sud-Aviation Vautour.
Тактико-технические свойства MD.454 Mystere IV Экипаж, чел 1 Размах крыла, м 11.12 Длина, м 12.89 Высота, м 4.46 Площадь крыла, м2 32.00 Масса, кг - пустого снаряженного 5870 - обычная взлетная 7750 - наибольшая взлетная 10200 Горючее во внутренних баках, л 180 Горючее в ПТБ, л 2 х 625 (480) Тип двигателя 1 Hispano-Suiza Verdon 350 Тяга (нефорсированная), кН 1 х 34.32 Наибольшая скорость , км/ч - на высоте 990 - на уровне моря 1120 Практическая дальность, км 1310 Наибольшая скороподъемность, м/мин 2700 Практический потолок, м 14800 Вооружение: две 30-мм пушки DEFA 551 c 150 патронами на пушку. 1 Пакет с Matra 101bis c 55x68-мм SNEB НУР. боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах подвески, 2х 450 кг либо 4х 250 кг бомбы либо 2х 480 л напалмовые баки либо 2 ПУ Matra 101bis c 55x68-мм SNEB НУР либо 4 ПУ Brandt T-10 105-мм кластерных НУР.