Вернуться назад Распечатать

Учебно-боевой самолет Су-7У / УМК (СССР)

Возникновение совсем новых типов самолетов семейства Су-7 и их общее освоение в строевых частях потребовало сотворения двухместного учебно-боевого варианта Су-7У (У-22). Направьте внимание, что этот самолет стал первым российским учебно-боевым, а не учебно-тренировочным истребителем, как было ранее. Основанием для сотворения машины, как говорилось выше, стало постановление правительства от 8 января 1961 года. Работа в этом направлении началась в 1962 году, но, ввиду занятости ОКБ-51 другими проектами, главная тяжесть, связанная с размещение 2-ой кабины инструктора и приведшая к изменению сборки нескольких отсеков фюзеляжа, пришлась на долю серийного завода и находящегося там филиала ОКБ. 1-ая же кабина (курсанта) фактически вполне соответствовала Су-7БКЛ. Поменялась конструкция фонарей: сейчас их подвижные части стали раскрываться назад-вверх. В арсенал самолета входили авиабомбы (до 500 кг), реактивные снаряды С-5 в блоках УБ-16 и пушки. 1-ый летный (предсерийный) экземпляр машины У-22-1 выстроили в конце лета 1965 года и выслали в Москву. Только 25 октября после наземных испытаний и укомплектования машины контрольно-записывающей аппаратурой летчик-испытатель ОКБ Е.К. Кукушев опробовал ее в воздухе. Фабричные тесты самолета закончись в декабре такого же года, и в январе У-22-1 предъявили заказчику. До конца 1965 года завод в Комсомольске-на-Амуре выстроил 5 предсерийных машин. Совместные муниципальные тесты в НИИ ВВС начались 1 февраля 1966 года, в марте к ним подключили 2-ой самолет У-22-2, и в мае такого же года они завершились с положительным результатом. В ноябре Су-7У приняли на вооружение. От НИИ ВВС в испытаниях участвовали летчики А.С. Девочкин, Э.Н. Князев, С.С. Медведев и В.В. Яцун. Массовое создание спарки началось в 1966-м, и до конца года завод выстроил 58 самолетов. Серийный же выпуск длился по 1972 год наряду с боевыми машинами. Интересно привести кусок из мемуаров летчика-испытателя НИИ ВВС В.В. Мигунова о первом полете на спарке: «Су-7У был изрядно больше по размерам обычного МиГ-21, и сначала я испытывал к нему застенчивое уважение. Задняя кабина, где мне предстояло «проветриться», была достаточно огромным «помещением» с очень нехорошим обзором и невыполнимостью регулировать сидение по высоте без помощи техника и перестановки болтов в заголовнике. Потому как сел, так и сел - благо можно было выпустить перископ и хоть незначительно созидать впереди». В сентябре 1966 года выстроили 1-ый экземпляр «коммерческого» варианта самолета - Су-7УМК (У-22МК) с оборудованием, аналогичным Су-7БМК. Выпуск экспортного варианта осуществлялся наряду с Су-7У. Спарки поступали не только лишь в истребительно-бомбардировочные полки, да и в части ПВО, имевшие на вооружении перехватчики Су-9 и Су-11, в связи с нехваткой учебных самолетов Су-9У. В сдаточных испытаниях этих машин участвовали, а именно, летчики С.С. Наумов и Е.К. Кукушев. Управление страны достойно оценило труд авиастроителей, наградив предприятие в январе 1971 года орденом Октябрьской Революции. Правительственные заслуги были вручены также большой группе работников завода, с 1966 года переименованного в Дальневосточный машиностроительный завод (ДМЗ).