Неприметный стратегический бомбовоз B-2A Spirit сначало предназначался для решения широкого круга задач в критериях глобальной ядерной войны, в предстоящем бомбовоз был переориентирован на нанесение высокоточных неядерных бомбовых ударов с сохранением способности доставки ядерных боеприпасов. Подготовительная работа по созданию стратегического бомбовоза с применением конструкции и материалов, всасывающих радиоволны, началась в 1978 г., а официальный договор был заключен с ВВС США в октябре 1981 г. В металле самолет-«невидимка» был представлен компанией Northrop в 1988 г., а собственный 1-ый полет B-2 Spirit сделал 17 июля 1989 г. 1-ый строевой самолет прибыл на авиабазу Уайтмен (штат Миссури) 17 декабря 1993 г., а боеготовность авиакрыла из 2-ух авиаэскадрилий по 8 самолетов была достигнута к концу 1995 г. Общий число B-2 Spirit составляет 20 машин, 4 из которых попеременно будут находиться на обслуживании либо модернизации.
Ограничение полного количества самолетов-«невидимок» связано с высочайшей ценой аппарата (около 2 миллиардов баксов) и понижением вероятности ядерного конфликта с республиками распавшегося СССР. Это подразумевает внедрение B-2 Spirit в качестве бомбовоза с обыденным вооружением для нанесения ударов по большим скоплениям сил противника (что и было испытано в процессе операции «Решительная сила» при нанесении ударов по местности Югославии в марте 1999 г.).
Бомбовоз B-2 Spirit разработан с широким внедрением технологии «стелс», затрудняющей его обнаружение радиолокационными, инфракрасными, акустическими и зрительными средствами. А именно, для понижения ЭПР планер B-2 Spirit выполнен в виде сложной сотовой конструкции с внедрением графитоэпоксидных материалов при частичном применении прочного алюминия и титана. Каналы воздухопоглотителей движков имеют искривленную (S-образную) форму и покрыты радиопоглощающим материалом. Такие материалы нанесены и на огромную часть поверхности самолета. Как отмечается в забугорной печати, величина ЭПР B-2 Spirit строго засекречена, но подразумевается, что сигнал, отражаемый от данного самолета в сторону облучающей его РЛС, в 100-1000 раз меньше, чем от B-1B. При всем этом ЭПР B-2 Spirit ненамного превосходит ЭПР маленькой птицы, а малая заметность понижает дальность его обнаружения более чем в 4 раза, что обеспечивает появление «мертвых зон» в цепи зон обзора РЛС системы ПВО и понижает возможность его обнаружения самолетами ДРЛО. По воззрению бывшего начальника штаба ВВС США генерала Уэлча, ЭПР самолета B-2 Spirit настолько мала, что летчик истребителя-перехватчика резвее увидит его зрительно, ежели при помощи бортовых устройств.
Бомбовоз B-2 Spirit спроектирован в виде летающего крыла, значимая часть которого выполнена из композиционных материалов и не имеет вертикального оперения. Для управления употребляются аэродинамические поверхности (расщепляющиеся щитки), размещенные на задней кромке крыла, в средних по размаху частях корпуса находятся по 3 секции элевонов, а в середине сзади — отклоняемая поверхность («бобровый хвост»), служащая для продольной балансировки самолета. Аэродинамические поверхности имеют маленькое плечо относительно цента масс самолета. потому доп моменты продольного управления обеспечивают дефлекторы реактивных струй движков. На наружных концах консолей крыла установлены расщепляющиеся щитки-рули управления, в средних по размаху частях - по три секции элевонов, а в середине - отклоняемая поверхность для балансировки самолета. Механизация фронтальной кромки и закрылки отсутствуют.
Шасси трехопорное. Главные стойки с четырехколесными телегами установлены с наружной стороны отсеков движков и убираются вперед. Передняя стойка со спаренным колесом убирается вспять. Створки всех стоек имеют извилистые кромки.
Экипаж состоит из 2-ух человек - летчика и офицера управления. Катапультируемые кресла размещаются рядом вместе. Предусмотрена также возможность размещения по мере надобности третьего члена экипажа. Отсек для экипажа и полезной нагрузки начинается сразу сзади верхушки крыла, а завершается в месте, где фюзеляж плавненько перебегает в верхние поверхности крыла.
Силовая установка состоит из 4 нефорсированных ТРД. Два воздухопоглотителя (по одному на пару движков) с пилообразной фронтальной кромкой и S-образно изогнутым вниз каналом для исключения радиолокационного облучения компрессоров движков размещены сверху крыла. Для понижения радиолокационной заметности сопла движков выполнены плоскими. Уменьшение уровня ИК-излучения обеспечивается понижением температуры выхлопных газов на выходе из сопел движков методом смешивания с охлаждающим воздухом, отводимым через щель сдува пограничного слоя перед воздухопоглотителями. Топливные баки расположены в консолях крыла и хвостовых частях промежных секций корпуса. Для роста дальности полета B-2 оборудован системой дозаправки топливом в воздухе (топливоприемник расположен за кабиной экипажа). Система управления самолетом электродистанционная, с четырехкратным резервированием. В состав бортового оборудования заходит навигационная подсистема, включающая инерциальный блок VIR-130 с астрокоррекцией, связанный с астроинерциальным блоком, две функциональные РЛС AN/APQ-118 с синтезированной апертурой, что обеспечивает высшую разрешающую способность и позволяет обнаруживать с большой точностью недвижные и мобильные комплексы МБР. Бортовые РЛС дают возможность производить картографирование местности, корректировку навигационной системы и обеспечивают полет в режиме огибания рельефа местности. Приборное оборудование включает восемь функциональных цветных индикаторов. Вооружение располагается в 2-ух внутренних отсеках вооружения, расположенных рядом в центральной части корпуса, на новых крутящихся пусковых установках AARL. На каждой из них можно подвешивать 8 ядерных УР СРЭМ, СРЭМ-2 либо КР AGM-129A (АСМ). Могут также употребляться ядерные бомбы В-61 либо В-83 либо до 70 фугасных бомб общей массой 17420 кг. В 1991 году было принято решение о постройке 20 самолетов В-2А. Для проведения испытаний использовались 6 опытнейших образцов. 1-ые серийные воздушные суда B-2A Block 10 обустроены только свободнопадающими бомбами (ядерными B83 mod.1 и фугасными Mk84). 1-ый самолет передан ВВС в декабре 1993 года. До января 1996 года выстроено 10 машин. На машинах 2-ой серии B-2A Block 20 установлена часть аппаратуры бортового комплекса РЭБ AN/APR-50. Доработка бортового радиолокационного комплекса позволяет производить полеты с огибанием рельефа местности на высотах не превосходящих 180 м. Самолет обустроен приемной аппаратурой галлактической радионавигационной системы NAVSTAR. С самолета может быть применение ракет AGM-84C, ядерных бомб B61 mod.7 и B61 mod.11. 1-ый самолет передан ВВС в марте 1996 года. До 1997 года переоборудовано 3 самолета. На модификации B-2A Block 30 проведена замена радиопоглощающего покрытия, усилена конструкция планера, расширен спектр рабочих частот комплекса РЭБ. Измененный радиолокационный комплекс обеспечивает автоматический полет с огибанием рельефа местности на высоте до 60 м. Обеспечивается применение управляемых авиационных бомб GBU-31 и JDAM, обыденных авиабомб Mk82, морских мин Mk62, зажигательных авиабомб M117, кассетных бомб CBU-87, CBU-89 и CBU-97. На 2-ух роторных пусковых установках могут располагаться до 16 крылатых ракет AGM-129A ACM. Всего выстроено 2 самолета. К 2000 году планируется модернизировать 19 строевых самолетов по эталону серии 30. Разрабатывается модификация B-2A Block 40, на которой будут устранены все недоделки. Планируется оснащение самолета крылатыми ракетами JASSM. Представления профессионалов об продуктивности самолета очень расползаются. Представители ВВС США утверждают, что для доставки 110 т обыденных авиабомб в район Северной Африки нужны две авианосные группы численностью 12 тыщ человек либо 10 бомбардировщиков B-52H с 32 топливозаправщиками и 14 вспомогательными самолетами, либо 6 бомбардировщиков B-2A с 6 топливозаправщиками. В тоже время утверждается, что цена доставки к цели 1-го боевого заряда при помощи обыденного самолета-носителя составляет 3,2 миллиона баксов, против 31 миллиона баксов - при помощи B-2A. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Экипаж, чел. 2-3 Скорость, км/ч: наибольшая на высоте около 10 км 1010 наибольшая на высоте до 3 км 917 Практический потолок, м 16760 Дальность, км: перегоночная 11565 действия 9815 Масса, кг: наибольшая взлетная 181440 обычная взлетная 168420 пустого самолета 56700 Наибольшая боевая нагрузка, кг 22700 Габариты самолета, м: размах крыла 52,43 длина 21,03 высота 5,18 Движок: ТРДД General Electric F118-GE-110, кгс 4 по 8620