Вернуться назад Распечатать

Военно-транспортный самолёт Aeritalia G.222 / C-27J Spartan (США-Италия)

Итальянские тактические военно-транспортные воздушные суда G.222 стали знаковым событием в истории аэрокосмической индустрии и оказались нужны как в собственной стране, так и на международном рынке. G.222 являются обычными самолётами с укороченным взлетом и посадкой и приняты на вооружение ВВС в 11 странах мира. C-27J Spartan - это самолёт уже последнего поколения, владеющий усовершенствованными чертами. C-27J Spartan - средний военно-транспортный самолёт, один из наилучших в собственном классе. В особенности впечатляющими смотрятся его выступления на авиашоу, когда самолёт делает разные фигуры высшего пилотажа, включая даже бочку и петли.

Нынешний Aeritalia G.222 значительно отличается от того самолёта, который компания «Fiat» предложила в ответ на требования NBMR-4 государств НАТО от 1961 года на многообещающий самолёт с вертикальным/укороченным взлётом и посадкой. Управлял разработкой доктор Джузеппе Габриэли (отсюда и «G» в обозначении), предложивший использовать силовую установку, в составе которой было 6 подъемных ТРД Rolls-Royce RB.162 и два маршевых ТВД Rolls-Royce Dart. Посреди прорабатывавшихся вариантов также были самолёты с восемью либо 2-мя подъемными ТРД, также самолёт обыкновенной схемы, штатский вариант и морской патрульный / противолодочный самолёт. После отмены программки NBMR-4 работы по G.222 продолжились, но ввиду роста массы и размеров машины движки пришлось поменять - установили два General Electric СТ64-820 мощью по 3060 л.с. В то же время ВВС Италии подыскивали замену своим устаревшим Fairchild C-119 - новенькая машина должна была иметь способность перевозить груз массой 5000 кг на дальность 2000 км. Программка получила 2-ое дыхание. По заказу ВВС были построены два макета G.222TCM с негерметизированными кабинами, 1-ый из которых был облетан 18 июля 1970 года. К тому времени авиастроительное подразделение «Fiat» вошло в состав новейшей компании - «Aeritalia».

28 июля 1972 года ВВС Италии расположили заказ на 44 самолёта G.222, плюс были оплачены два макета G.222TCM. 23 декабря 1975 года в воздух поднялся 1-ый серийный самолёт. По итогам испытаний в конструкцию машины были внесены некие конфигурации, включая герметизацию кабины (на высотах до 6000 м поддерживалось давление, соответственное высоте 1200 м) и повышение мощи силовой установки на 14% (самолёт получил новые движки T64P4D мощью по 3400 л. с., которые строились по лицензии консорциумом «Fiat/Alfa Romeo»), по этому наибольшая нужная нагрузка возросла до 9000 кг, а груз массой 5000 кг самолёт мог доставлять при крейсерской скорости полёта на дальность более 2740 км. G.222 мог производить воздушное десантирование 32 парашютистов либо перевозить до 5000 кг груза в кабине объемом 74 м. Наибольшая загрузка самолёта в транспортном варианте составляла 44 на сто процентов экипированных военнослужащих, а для перевозки грузовых поддонов на полу грузовой кабины устанавливались особые крепления (135 точек крепления) - самолёт в данном случае мог перевозить 5 стандартных грузовых поддонов типа А-22 либо легкие армейские авто.

Aeritalia G.222 оказался очень многосторонним самолётом и был по достоинству оценен итальянскими лётчиками. Две эскадрильи 46-й авиагруппы средних транспортных самолётов стали перевооружаться на новые самолёты с апреля 1978 года и сейчас располагают в общей трудности 33 машинами. В их распоряжении также имелись 6 комплектов для оперативного переоборудования военно-транспортных самолётов в медико-эвакуационные. В августе 1976 года начались тесты противопожарной версии самолёта - на открытой грузовой рампе устанавливалась установка SAMA (Sistema Aeronautico Modulare Antincendio) производства компании «Food & Machinery Corporation», включавшая водяной бак на 6000 л специального реагента и четыре баллона со сжатым воздухом. В противопожарный вариант Aeritalia G.222SAA самолёт переоборудовался всего за два часа. Таких комплектов было куплено 6 штук.

6 из 46 сначало заказанных Aeritalia G.222 в итальянских ВВС получили особое БРЭО, четыре самолёта получили новое обозначение G.222RM (RM - от «radiomisure», радиокалибровка), они привлекались к калибровке навигационного оборудования. Компьютеризированное БРЭО позволило уменьшить количество операторов до 1-го, а в образовавшемся пространстве можно было расположить легкий автомобиль. Поставки G.222RM были начаты в январе 1983 года - в 8-ю эскадрилью 14-го авиаполка, дислоцированную в Пратика-ди-Маре (Рим). В тот же полк заходит 71-я эскадрилья РЭБ, получившая на вооружение самолёты G.222VS (Versione Speciale), также обозначаемые как G.222ECM, G.222SIG1T либо G.222GE. Два самолёта поступили на вооружение в 1983 году, какой-то из них стал последним G.222, переданным ВВС Италии. В 1984 году ВВС Италии расположили новый заказ на 5 G.222PROCIV (в конечном итоге ВВС получили 51 самолет), которые работали в интересах сделанного тогда нового агентства по чрезвычайным ситуациям (Servizio Nazionale della Protezione Civile). Самолёты комплектовались баком на 6000 л, в каком могли располагаться реагенты для борьбы с разливами нефти либо с пожарами.

В содружестве с «Lockheed Martin» компания «Alenia» сделала совместное предприятие «Lockheed Martin Alenia Tactical Transport Systems», задачей которого стал выпуск самолётов C-27J Spartan, отличавшихся новым приборным оборудованием кабины и движками Allison (потом Rolls-Royce North America) АЕ 2100. На C-27J Spartan установлен целый ряд систем, примененных на C-130J Super Hercules, что упрощает эксплуатацию данных самолётов. Опытнейший самолёт - переоборудованный G.222 из итальянских ВВС - был облетан 25 сентября 1999 года, а 1-ые заказы на новый самолёт, получивший обозначение Spartan, поступили от ВВС Италии.

Тактико-технические свойства G.222 Экипаж, чел 3-4 Размах крыла, м 28,7 Длина самолета, м 22,7 Высота самолета, м 9,8 Площадь крыла, кв.м. 82 Масса, кг – пустого самолета 15400 Масса, кг – наибольшая взлетная 28000 Внутреннее горючее, кг 9400 Тип мотора 2 ТВД Fiat (General Electric) T64-GE-P4D Мощность, л.с. 2 х 3445 Наибольшая скорость, км/ч 540 Крейсерская скорость, км/ч 439 Практическая дальность, км 4650 Дальность деяния, км 2950 Практический потолок, м 7620