Штурмовик A-4 Skyhawk разработан американской компанией McDonnell Douglas для палубного и наземного базирования. Сначала 1950-х годов генеральный конструктор конторы Дуглас Эд Хайнеманн направил внимание на тенденцию к повышению массы нынешних истребителей. В личном порядке компания разработала проект истребителя массой всего около 3000 кг. Проект не заинтриговал южноамериканское военное ведомство, потому что в это время уже существовали несколько истребительных программ, но ВМС США предложили фирме создать палубный штурмовик.
Самолёт A-4 Skyhawk был должен предназначаться для доставки ядерного орудия и иметь последующие свойства: наибольшая скорость - 800 км/ч, боевой радиус действия - 550 км, боевая нагрузка - 900 кг, масса пустого - менее 13 600 кг. Через несколько недель компания Дуглас представила новый проект. Требуемые свойства были превзойдены: самолёт оказался в два раза легче данного параметра (5400 кг), имел скорость 965 км/ч и радиус деяния 740 км. Позже масса самолёта несколько возросла из-за новых требований к дальности полёта.
A-4 Skyhawk проектировался под сильным воздействием опыта внедрения штурмовой авиации в Корейской войне. Главным принципом при его разработке была простота. Это был лёгкий и малогабаритный самолёт, которому для базирования на авианосце даже не требовались складывающиеся консоли крыла. В случае отказа гидравлической системы и невозможности выпустить шасси A-4 Skyhawk мог совершить аварийную посадку на два навесных топливных бака, использовавшихся практически всегда. Кабина пилота бронирована, наружняя железная броня по наружным обводам кабины, лобовое бронестекло. Обеспечение защиты пилота от наземного огня ЗПУ 14,5 мм с дистанции 300 м. Масса бронирования составляла 450 кг, либо 5,5 процентов от обычной взлётной массы. A-4 Skyhawk стал первым самолётом, способным нести систему для дозаправки в полёте самолётов собственного типа, и последним сильнобронированным штурмовиком 1950-1960 гг.
1-ый полет опытнейшего образца A-4 Skyhawk состоялся в июне 1954 года, серийного A-4A - 2-мя месяцами позднее, а серийного A-4M - в апреле 1970-го. В 1972 году была сотворена последняя модификация самолета A-4N для ВВС Израиля. A-4M Skyhawk является единственным в авиации ВМС США штурмовиком с низкорасположенным крылом.
Штурмовик A-4 Skyhawk выполнен по обычной схеме, с низкорасположенным треугольным крылом с внутренними кессон-баками. Сзади кабины пилота расположен доп припас горючего, а в центральной части фюзеляжа установлен один бесфорсажный ТРД J52-P-4C8 тягой 5100 кгс (удельный расход горючего 0,89 кг/кгс-ч), припас горючего во внутренних баках 3030 л, а в 3-х навесных 4220 л (одном - 1500 л и 2-ух - по 1360 л).
Оборудование самолета A-4M Skyhawk размещается в носовой части фюзеляжа и включает инерциапьно-доплеровскую систему с РЛС APN-153(V), систему управления огнем с оптическим прицелом и вычислителем, радионавигационную систему TACAN ARN-84. радиолокационный высотомер ARN-194 и ИЛС Маркони AVQ-24.
На самолете имеются 5 внешних узлов подвески: четыре под крылом (два наружных и два внутренних) и один под фюзеляжем. На наружных узлах могут быть подвешены грузы массой до 450 кг, на внутренних - до 1000 кг, под фюзеляжем - до 1600 кг. В корневых частях консолей крыла самолета интегрированы 2 пушки Кольт Мк.12 (калибр 20 мм, боекомплект 200 снарядов). В разных вариантах могут быть подвешены УР «Буллпап», AIM-9 «Сайдуиндер», НУР (калибр 70 и 127 мм), ядерные и обыденные бомбы массой до 907 кг и торпеды. Наибольшая боевая нагрузка самолета около 4150 кг.
Самолет A-4 Skyhawk отличается простотой управления и большой угловой скоростью наклона (до 300" за секунду) при полете на умеренных скоростях. Во время выполнения долгих полетов загрузка летчика уменьшается благодаря использованию автопилота с режимами стабилизации высоты полета, угла, тангажа и курса.
Вооружен 2-мя встроенными 20-мм пушками с боекомплектом по 200 патронов. Навесное вооружение располагается на одном подфюзеляжном и 4 подкрыльевых узлах. Из нынешних видов орудия может использовать УР «Мейверик» класса «воздух-земля» и «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух» (несет на борту по две УР каждого типа). Не считая A-4M, в боевых частях и подразделениях резерва морской пехоты имеются воздушные суда более ранешних модификаций - A-4E и F. 1-ый из них употребляется также для имитации воздушного противника в процессе подготовки летчиков авианосной авиации.
Штурмовик отлично зарекомендовал себя во время боевых действий во Вьетнаме. Его продуктивность оказалась настолько высока, что A-4 Skyhawk оставался в массовом создании 25 лет. За этот период времени было выпущено 2960 самолетов разных модификаций. Воздушные суда A-4 Skyhawk выведены из состава парка самолетов ВМС США, но как и раньше находятся на вооружении Корпуса морской пехоты США, эксплуатируются учебными, запасными и другими подразделениями ВМС и ВВС ряда государств.
Самолеты A-4 Skyhawk активно использовались во время боевых действий во Вьетнаме, Лаосе и Кампучии. в ряде конфликтов на Ближнем Востоке, в англо-аргентинском вооруженном конфликте 1982 г. на Фолклендских островах. Самолет показал возможность выполнения боевых вылетов с большой частотой и высшую живучесть по сопоставлению с другими боевыми самолетами. Технические свойства A-4 Skyhawk Экипаж: 1 человек Длина: 12,6 м Размах крыла: 8,4 м Высота: 4,6 м Площадь крыла: 24,06 м? Масса пустого: 4365 кг Масса снаряжённого: 8300 кг Масса наибольшая взлётная: 10 410 кг Движок: 1? ТРД Pratt & Whitney J52-P-6A (1? 3855 кгс) Лётные свойства Наибольшая скорость у земли: 1083 км/ч Крейсерская скорость: 800 км/ч Скорость сваливания: 224 км/ч Боевой радиус с 2 ПТБ: 1094 км Перегоночная дальность: 3430 км Боевой потолок: 12 200 м Эксплуатационная перегрузка: -3/+8 g Вооружение Пушки: 2?20 мм (Colt Mk.12); боезапас — 100 сн./ствол Точек подвески: 5 Боевая нагрузка: до 3720 кг