
Контрольные тесты серийных Су-15Т, проведенные сначала 1971 году, проявили, что оборудование и вооружение самолета не позволяют накрепко перехватывать низковысотные цели. Тогда же были выявлены и другие недочеты машины, устранение которых затянуло сдачу заказчику Су-15Т практически на год. В конечном итоге новый перехватчик стал переходным к у-15ТМ. Улучшение перехватчика длилось фактически в протяжении всего его актуального цикла, и предметом особенного внимания создателей машины было, непременно, вооружение и движки, так как от последних почти во всем зависело достижение требуемых заказчиком летных данных.
По сопоставлению с Су-15Т самыми главными отличиями нового перехватчика были движки Р13-300, радиолокационный прицел «Тайфун-М» и бортовая аппаратура «Лазурь», работающая с наземной системой наведения «Воздух-1М», позволявшая наводить перехватчик на цель в ручном, автоматическом и автоматическом режимах, обеспечивая перехват целей на высотах от 500 до 24 000 метров и парящих со скоростью от 500 до 2500 км/ч. Муниципальные совместные тесты Су-15ТМ начались в сентябре 1970 года, сразу после снятия карантина на нижней Волге из-за эпидемии холеры, и проходили они, в общей трудности, на 5 машинах. Ведущим инженером по испытаниям, как и до этого, был Р.Н. Лазарев. От НИИ ВВС на самолете летали С.А. Лаврентьев, В.В. Мигунов и В.И. Мостовой.
Тесты шли очень тяжело - приемущественно, из-за низкой надежности «Тайфуна-М». Свою лепту занесли и радиолокационные ГСН ракеты К-98М (Р-98М). Все же приобретенные результаты дозволили индустрии схитрить, получив от заказчика предварительное заключение, открывавшее дорогу для серийного выпуска Су-15ТМ. Ракета К-98М выпускалась в 2-ух вариантах с полуактивной и инфракрасной ГСН. При стартовой массе 292 кг (вес боевой части - 40 кг) дальность запуска ракеты, зависимо от ракурса, изменялась от 1,8 до 114 км при стрельбе со стороны задней полусферы и от 4 до 18 км -со стороны фронтальной полусферы. При всем этом отмечалось, что свойства машины, кроме наименьшего спектра скоростей перехватываемых целей и дальности деяния РЛС, соответствовали требованиям заказчика. Отмечалось существенное увеличение боевых способностей комплекса по сопоставлению с Су-15-98, облегчение пилотирования, самолетовождения и посадки за счет внедрения систем автоматического управления и ближней навигации.
В процессе испытаний прямыми попаданиями ракет были сбиты три радиоуправляемых мишени: МиГ-17М, Ил-28М и Ла-17М, и еще две - Ил-28М и Ла-17М - осколками разорвавшихся боевых частей ракет. В других случаях возможность поражения целей определялась при помощи аппаратуры промаха, установленной на самолетах-мишенях, включая Ту-16М. Муниципальные совместные тесты Су-15ТМ завершились в апреле 1973 года. В акте по их результатам отмечалась завышенная помехозащищенность комплекса и возможность в автоматическом и ручном режимах управления перехватывать одиночные воздушные цели с задней полусферы в спектре высот от 500 до 24 000 метров, парящие со скоростью до 1600 км/ч, и с фронтальной полусферы - на высотах от 2 до 21 км, парящие со скоростью до 2500 км/ч.

Хорошие результаты, хотя практический потолок не превосходил 17 970 метров заместо данного 18 500 метров. Перехват же маловысотных целей с задней полусферы осуществлялся только при условии, что их скорость не будет превосходить 900 км/ч. Недостаточна была и дальность обнаружения целей при помощи «Тайфуна-М» на малых высотах. Все же комплекс Су-15-98М, включавший самолет Су-15ТМ с модернизированной РЛС «Тайфун-М», рекомендовали для принятия на вооружение. Лучшего-то не было. К подготовке серийного производства Су-15ТМ в Новосибирске приступили в 1970 году. Снаружи серийные перехватчики отличались от опытнейших машин только увеличенными воздухопоглотителями. Выпуск Су-15ТМ (изделие «37М») начался в 1971 году наряду с самолетом Т-6 (будущим Су-24), после построения головной машины №03-02 в октябре. В строй первую партию перехватчиков передали весной 1972 года, но на вооружение комплекс Су-15-98М приняли только в январе 1975-го, когда его выпуск подходил к концу. При всем этом радиолокационный прицел «Тайфун-М» получил обозначение РП-26, а ракеты К-98М - Р-98М.
Кроме ракетного вооружения, на Су-15ТМ предусмотрели и бомбардировочное, располагавшееся на подфюзеляжных и крыльевых узлах. Воздушные суда в таковой комплектации начали сдавать заказчику за длительное время до начала муниципальных испытаний бомбардировочного вооружения. С 6-й серии на Су-15ТМ появилась система автоматического управления САУ-58-2, позволившая перехватывать низковысотные цели. Начиная с 8-й серии, на Су-15ТМ ввели новый обтекатель антенны радиолокационного прицела оживальной формы заместо конического. Это позволило исключить «паразитные» засветки экрана РЛС, мешавшие наведению ракет с радиолокационными ГСН. С машины №10-30 на перехватчиках не стали устанавливать эжектор с воздухопоглотителями в хвостовой части, а ранее выпущенные Су-15ТМ дорабатывали на авиаремонтных заводах.
В 1979-м воздушные суда начали довооружать ракетой Р-60, тесты которой завершились в конце 1974 года. К слову, запуск Р-60 осуществлялся по звуковой сигнализации, а Р-98 пускали после загорания лампочки захвата цели. Массовое создание Су-15 закончилось в 1975 году. При всем этом завод в Новосибирске сдал заказчику 422 Су-15. Общее же количество самолетов этого семейства оценивается по различным данным от 1274 до 1478 всех модификаций. Пик выпуска перехватчиков пришелся на 1969 год - 165 машин. Су-15ТМ не один раз модернизировался (приемущественно, это задело вооружения и оборудования) и прослужил в авиации ПВО выше 20 лет.
Технические свойства Су-15ТМ
Размах крыла, м 9.43
Длина самолета, м 22.03
Высота самолета, м 4.84
Площадь крыла, м2 36.60
Масса , кг
- пустого самолета 10760
- обычная взлетная 17200
- наибольшая взлетная 17900
Тип двигателя 2 ТРДФ Р-13-300
Наибольшая тяга, кН 2 х 65,70
Наибольшая скорость, км/ч:
- у земли 1400
- на высоте 12000 м 2230
Перегоночная дальность, км 1700
Практическая дальность, км 1380
Боевой радиус деяния, км 725
Практический потолок, м: 18100
Наибольшая эксплуатационная перегрузка 6.5
Экипаж, чел 1
Вооружение:
Боевая нагрузка - 1500 кг на 6 узлах подвески:
- Две УР класса воздух-воздух средней дальности с полуактивной радиолокационной и ИК системами наведения Р-98 (до 20 км) и две УР близкого боя Р-60 с ИК системой наведения.
- Заместо ПТБ могут подвешиваться два контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л (23 мм, 250 снарядов). Допускается подвеска 2-ух бомб ФАБ-250 либо до 2 блоков УБ-16-57 с НАР типа С-5 либо две НАР огромного калибра типа С-24