Вернуться назад Распечатать

Тактический бомбардировщик Martin B-57 Canberra (США)

Самолёт Martin B-57 Canberra - это американский тактический бомбовоз и лазутчик, разработанный на базе английского бомбовоза English Electric Canberra. Сделал 1-ый полёт 20 июля 1953 года. Серийно выполнялся в 1954-1957 годах (выстроено 403 самолёта). Бомбовоз B-57 Canberra применялся во Вьетнамской войне для оказания конкретной авиационной поддержки наземным подразделениям в Южном Вьетнаме, также в операциях над «тропой Хо Ши Мина» в Лаосе. Поставлялся на экспорт в Пакистан и на Тайвань. Во 2-ой половине 50-х - начале 60-х годов разведывательная модификация RB-57D, отличавшаяся крылом увеличенного на 12 м размаха, использовалась для высотной разведки над территорией СССР, Китая и государств Варшавского контракта.

Корейская война нашла необходимость подмены в ВВС США ночных бомбардировщиков-ветеранов B-26 Invader. При этом под новые задачки следовало адаптировать уже имеющийся самолёт. Выбор сделали в пользу английской машины. До того как принять окончательное решение, командование ВВС США составило так именуемый шорт-лист, маленький перечень, в который попали 5 претендентов: North American В-45 Tornado (состоял на вооружении Тактического авиакомандования ВВС США), AJ Savage (на вооружении ВМС США), также ожидавшиеся к поступлению на вооружение Avro Canada CF-100 Canuck, English Electric Canberra и Martin XB-51. Окончательный выбор собрались сделать в конце 1950 года. Меж тем комитет, ответственный за выбор машины, установил, что предъявляемым требованиям удовлетворяют два самолёта - Canberra и ХВ-51. Комитет посчитал целесообразным закупить Canberra для вооружения 2-ух бомбардировочных авиагрупп. Но лишь на период до поступления в войска ХВ-51, которым и предстояло поменять английские машины. Начались переговоры с "English Electric" на предмет закупки 300 самолётов. Хотя компания восприняла заказ от США с интересом, но ее способности были ограничены постройкой большой партии Canberra для английских ВВС. В итоге удалось заключить соглашение о лицензионном производстве Canberra американской компанией "Glenn L. Martin" под обозначением B-57 Canberra.

Другие компании были не в курсе обрисованных выше принятых решений и переговоров, потому тендер длился. Оценочные лётные тесты были начаты только 26 февраля 1951 года - так как ранее поставить B-57 Canberra не представлялось вероятным. Согласно условиям испытаний, каждому самолёту отводилось по 10 минут на демонстрацию главных частей пилотажа. Даже невзирая на то, что некие претенденты по ряду характеристик превосходили Canberra, в марте последний был объявлен победителем, а компания "Martin" получила заказ на постройку 250 ночных бомбардировщиков В-57А. Это был вариант английского Canberra В. Мк 2, но имел ТРД Armstrong Siddeley Sapphire, выпускавшиеся в США компанией "Wright Aeronautical Corporation" под обозначением J65.

В ВВС была мощная оппозиция закупкам техники зарубежной конструкции. Сначало предусматривалось заказать ХВ-51 для подмены Canberra, но этот вариант не устраивал командование ВВС США в части дальности и неудовлетворительной маневренности на малой высоте. Требования ВВС США к внесению конфигураций в конструкцию, трагедия одной из 2-ух Canberra Mk 2, поставленных из Англии как образцы, и задержка с выпуском движков привели к значимой задержке программки. 1-ый В-57А поднялся в воздух 20 июля 1953 года, всего за неделю до окончания войны в Корее. За ним последовало еще семь машин. Исключая движки J65, эти самолёты имели много различий от Canberra Mk 2, включая восемь крыльевых 12,7-мм пулеметов и четыре подкрыльевых пилона. Наряду с серийным выпуском велись работы по доработке самолёта под требования ВВС США, сначала - по изменению кабины, потому что обзор из кабины при нанесении ударов по наземным целям с малой высоты был очень плох. "Martin" разработала новейшую кабину, в какой два члена экипажа размещались тандемом под общим фонарем. Также новый самолёт получил воздушные тормоза, а с 91-й машины вооружение состояло из 4 20-мм пушек М39 заместо восьми пулеметов.

После постройки восьми В-57А и 67 фоторазведчиков RB-57A в серию пошел В-57В, который стал главным вариантом B-57 Canberra. Всего выстроили 202 самолета В-57В, 38 из которых перераблотали в учебно-тренировочные В-57С с двойным управлением. Дальше завод компании "Martin" в Балтиморе сдал 20 самолетов RB-57D с крылом увеличенного размаха и 68 самолетов В-57Е - буксировщики мишеней, спроектированные на базе В-57С. В общей трудности "Martin" сделала 403 самолета Canberra. 1-ые Canberra поступили в ВВС США в 1954 году - ими стали RB-57A, переданные 363-му тактическому разведывательному авиакрылу на авиабазе Шоу, штат Южная Каролина. В 1955 году В-57В начали поступать в четыре бомбардировочные группы, в том числе 3-ю (тактическую) группу, размещенную в Стране восходящего солнца.

В первый раз в боевых действиях приняли роль Canberra из 13-й бомбардировочной эскадрильи 3-й группы: 19 февраля 1965 года они нанесли удар по позициям противника восточнее Сайгона - 1-ый случай боевого внедрения реактивных бомбардировщиков ВВС США. В-57 использовались в Юго-Восточной Азии до 1971 года, в главном воздушные суда привлекались к ночным ударам по путям сообщения партизан. При этом в 1969 году в рамках проекта "Tropic Moon III" был сотворен спец ночной бомбовоз B-57G - они использовались во Вьетнаме два года, пока их не поменяли более нынешними самолетами. После Вьетнама B-57 Canberra стали снимать с вооружения строевых частей, передав существенное количество машин в Национальную гвардию (1-ые RB-57A та получила еще в 1958 году). Совсем B-57 Canberra сняли с вооружения в 1981 году. Не считая ВВС США, несколько самолетов в 1965-1966 годах получил Южный Вьетнам, а в 1959 году 22 самолета В-57В и три В-57С передали ВВС Пакистана - они учавствовали в индо-пакистанских войнах 1965 и 1971 годов.

Тактико-технические свойства Martin B-57 Canberra Экипаж, чел   2 Размах крыла, м   19.51 Длина самолета, м   19.96 Высота самолета, м   4.75 Площадь крыла, м2   89.18 Масса , кг - пустого самолета   12290 - обычная взлетная   18300 - наибольшая взлетная   25790 Тип двигателя   2 ТРД Wright J65-W-5 Тяга нефорсированная, кН   2 x 32.12 Наибольшая скорость, км/ч   935 Крейсерская скорость, км/ч   680 Практическая дальность, км   3706 Боевой радиус действия   895 Скороподъемность, м/мин Практический потолок   12220 Вооружение:  восемь 12.7-мм пулеметов Боевая нагрузка - до 4500 кг в отсеке и 9 узлах подвески: Бомбы: 2 ядерные бомбы Мк.9, 4х 454-кг бомбы Mk.83,  8 340-кг бомбы М117, 21х 118-,110-кг фрагментарные бомбы 17х 227-кг бомбы Mk.82 НУР:  32х 127-мм НУР HVAR,  4х7 ПУ 70-мм НУР FFAR