Вернуться назад Распечатать

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 (СССР)

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 (код НАТО — «Flogger-D») предназначен для поражения подвижных и недвижных целей с внедрением автономной системы наведения. В 1973 г. в первый раз в воздух был поднят новый истребитель-бомбардировщик МиГ-27. Массовое создание длилось до 1977 г. Всего было выпущено 560 самолетов этого типа. МиГ-27 различных модификаций находился на вооружении государств СНГ. МиГ-27Л строится серийно в Индии. МиГ-27 употреблялся в боевых действиях в Афганистане.

На базе МиГ-27 сделаны последующие модификации:

МиГ-27К — истребитель-бомбардировщик. Предназначен для поражения подвижных и недвижных наземных целей, в том числе малоразмерных и прочных, с максимально малых, малых и средних высот в критериях зрительной видимости и работающих наземных РЛС, также для поражения воздушных целей в критериях зрительной видимости (вспомогательная задачка).

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27К с изменяемой геометрией крыла от других самолетов типа МиГ-27 отличается составом оборудования и вооружения.

На самолете установлен прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23К, состоящий из БЦВМ «Орби-та-20-23К», телевизионно-оптического индикатора и лазерно-телевизионной прицельной системы «Кайра-1». При всем этом дальность захвата цели при помощи системы «Кайра-1» составляет 7-8 км. Это оборудование позволяет производить бомбометание по невидимой цели с известными координатами со сложных видов маневров (может быть применение сразу 2-ух типов вооружения в процессе одной атаки). Система управления вооружением обеспечивает автоматический сброс бомб как поодиночке, так и сериями, индикацию о сбросе боеприпасов и наличии их на борту самолета. Предусматривается возможность повторного автоматического захода на цель.

МиГ-27К стал одним из первых самолетов, вооруженных совершенными высокоточными ракетами Х-29 с телевизионной и лазерной системами наведения, также корректируемыми авиабомбами КАБ-500Л, КАБ-500КР. Главная отличительная особенность системы «Кайра-1» и самолета МиГ-27К в цепом - это возможность наведения корректируемого орудия в режиме программно-корректируемого слежения. Для этого оптическая головка лазерного прицела-дальномера может крутиться в секторе ±40° по азимуту, +130° по углу места, обеспечивая сопровождение цели при маневрах самолета. При сопровождении невидимой цели, координаты которой введены в бортовую ЭВМ, подсветка осуществляется в программном режиме, когда лазерный луч автоматом отклоняется на определенный угол зависимо от скорости передвижения самолета, повсевременно удерживаясь на цели. Для слежения за целью использована телекамера, в кабине пилота установлен монохромный ТВ-индикатор.

Не считая контейнеров с аппаратурой радиокомандной полосы «Дельта-НМ» для управления ракетами Х-25, на самолет подвешены контейнеры с системой «Вьюга» для управления ПРЛР Х-27ПС с пассивной радиолокационной ГСН.

В составе навигационного комплекса КН-23 была заменена радиотехническая система ближней навигации РСБН-6С на систему «Радикал», что позволило повысить точность навигации. На самолете модернизирован комплекс РЭП и установлена новенькая система сотворения пассивных помех, в состав которой вошли выбрасыватели ИК-ловушек и дипольных отражателей. Это позволило повысить выживаемость самолета в критериях противодействия ПВО. За счет установки более нынешней радиостанции усовершенствована радиосвязь.

Как и на всех воздушных судах семейства МиГ-27, у МиГ-27К повышена боевая живучесть: бронирована кабина, обеспечена взрывобезопасность топливных баков при помощи нейтрального газа, противопожарная защита мотора и топливной системы. Самолет может базироваться на аэродромах с грунтовыми ВПП.

В состав вооружения самолета МиГ-27К входят: УР класса «воздух-поверхность» Х-23М, Х-25МЛ (МП), Х-29Л (Т); УР класса «воздух-РЛС» Х-27ПС; УР класса «воздух-воздух» Р-60 (М); корректируемые авиабомбы КАБ-500Л, КАБ-500КР; НУР С-24, С-25, С-8, С-5; авиабомбы, зажигательные баки массой до 500 кг; интегрированная шестиствольная пушка ГШ-30 калибра 30 мм с боезапасом 260 патронов; двуствольная навесная пушечная установка СППУ-22 калибра 23 мм с боезапасом 200 патронов. На самолет могут навешиваться до 4 навесных топливных баков ПТБ-800.

МиГ-27М — вариант МиГ-27К с облегченным БРЭО, серийный истребитель-бомбардировщик.

МиГ-27Д — модернизированный самолет МиГ-27.

МиГ-27МЛ — экспортный вариант самолета МиГ-27М с движком АЛ-7Ф-1 и тягой 9600 кгс.

Базисный самолет имеет такую же носовую часть, как и его предшественники. На МиГ-27 нет регулируемого воздухопоглотителя, что существенно упростило и облегчило конструкцию планера. По сопоставлению с другими модификациями на МиГ-27М улучшена аэродинамика подфюзеляжной пушечной установки (увеличен обтекатель казенной части орудия и установлены щитки дефлектора пороховых газов). Боевая живучесть самолета, кроме установки по краям, сзади и впереди кабины летчика броневых накладок и лобового бронестекла, обеспечивается методом наддува топливных баков нейтральным газом.

Турбореактивный движок Р-29Б-300 развивает тягу 8000 кгс (на форсаже 11500 кгс).

Бортовое оборудование на МиГ-27, МиГ-27М, МиГ-27МЛ и МиГ-27Д включает прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23 (либо ПрНК-23М), состоящий из автоматической системы управления САУ-1 либо САУ-23Б и лазерного дальномера-целеуказателя «Клен» (вероятна корректировка координат цели по визированию зрительно видимого ориентира), доплеровскую навигационную РЛС НИ-50Б, систему речевой аварийной сигнализации. Для управления ракетами класса «воздух-земля» имеется станция наведения «Дельта-2НГ» (установлена на крыле) либо «Дельта-НЗГ» (расположена в носовой части, над оптическим окном лазерного дальномера).

На более обычной модификации МиГ-27М оборудование включает навигационную систему КН-23С, систему «Клистрон», улучшенный радиовысотомер АО-31, телевизионный индикатор в кабине летчика, который может работать только от телевизионной ГСН управляемой ракеты либо бомбы (бортовая телекамера, в отличие от МиГ-27К, отсутствует). МиГ-27М не имеет индикатора на лобовом стекле.

В состав вооружения заходит пушка ГШ-6-23 (калибр 30 мм, боезапас 260 патронов), также УР класса «воздух-земля» Х-25 с радиокомандной системой наведения либо Х-29 с лазерным либо телевизионным наведением. Для поражения РЛС могут подвешиваться две УР Х-27. В качестве оборонительного вооружения используются четыре УР близкого боя Р-60 либо Р-60М. Разные модификации МиГ-27 способны брать на борт до 22 бомб массой 50 либо 100 кг, до 9 бомб по 250 кг, до восьми бомб по 500 кг. Вероятна подвеска бомбовых кассет РБК-250, бетонобойных боеприпасов БетАБ-250 и БетАБ-500, бронебойных бомб, баков с зажигательной консистенцией. Вероятна подвеска контейнера СППУ-22 с подвижными в вертикальной плоскости пушками (калибр 23 мм). Средства РЭП позволяют обнаруживать РЛС наземного базирования и создавать постановку активных и пассивных помех. На крыле расположены контейнеры с ИК-ловушками. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Экипаж, чел. 1 Скорость, км/ч: наибольшая на высоте около 10 км 1800 наибольшая на высоте до 3 км 1350 Практический потолок, м 15500 Дальность, км: перегоночная 2100 действия 540—800 Масса, кг: наибольшая взлетная 20670 обычная взлетная 18100 пустого самолета 12000 Наибольшая боевая нагрузка, кг 4000 Длина разбега (при обычной взлетной массе), м 950 Длина пробега (при обычной посадочной массе), м 900 Габариты самолета, м: размах крыла 7,8/14,0 длина 16,7—17,1 высота 6,0 Движок: ТРДФ Р-29В-300, кгс 8000/11500