Вернуться назад Распечатать

Учебно-тренировочный самолёт T-39 Sabreliner (США)

Предназначавшийся вначале для подмены TB-25 Mitchell в роли учебного, T-39A Sabreliner поступил в ВВС США как лёгкий транспортный самолёт. Взяв за базу ряд наработок по самолёту F-86 Sabre, спецы компании «North American Aviation» (NAA) в 1952 году приступили к проработке способности сотворения лёгкого реактивного транспортного самолёта. Разработанный под требования ВВС США от 1956 года, North American (потом Rockwell) T-39 Sabreliner послужил базой для сотворения бизнес-джетов Sabreliner и Sabre, строившихся более 3-х десятилетий.

В это время ВВС США обнародовали требования к лёгкому реактивному двухдвигательному УТС (программка UTX, возможный объем - 1500 самолётов), потому NAA решила не терять времени и «убить 2-ух зайцев сразу». 27 августа 1956 года компания предложила военным проект такового самолёта под обозначением N.A.246, свои варианты предложили также «Convair», «Temco» и «Beechcraft». Но до постройки макета дошла только NAA - 8 мая 1958 года опытнейший N.A.246 (N4060K) был выкачен из цеха предприятия в Инглвуде, а 16 сентября он сделал 1-ый полет под управлением Дж.О.Робертса и Гейджа Мейса. Управление NAA получило извещение, что проект Sabreliner одолел в тендере на UTX, после этого самолёт передали спецам ВВС США на авиабазу Эдварде для летных испытаний. Последние оказались успешными, и скоро ВВС расположили заказ на семь T-39A (N.A.265), оснащаемых Pratt & Whitney J60-P-3 тягой 13,35 кН.

Потом в ВВС решили, что самолёт T-39 Sabreliner лучше всего подойдет для подготовки лётчиков всепогодных F-105D, и 6 T-39A Sabreliner были переоборудованы в T-39B (N.A.265-20). 15 января 1960 года был подписан договор еще на 35 самолётов, 1-ые четыре были построены как T-39B. 1-ый T-39A поднялся в воздух 30 июня 1960 года и 23 марта 1962 года получил сертификат FAA. Поставки начаты 4 июня 1962 года, последний из 143 самолётов T-39A поставлен в конце 1963 года. В 1967 году NAA объявила о модернизации и поставке самого первого T-39A. Таким образом были модернизированы все транспортные Sabreliner из состава ВВС США.

Часть T-39A были переданы расположенному на авиабазе Рандольф училищу подготовки инструкторов Учебного командования, а T-39B были приписаны к 4520-му авиакрылу боевой подготовки, авиабаза Неллис. В конце собственной карьеры самолёты оказались в авиации Государственной гвардии штата Канзас, став единственными Sabreliner в НГ США. Вариант T-39C предполагался для подготовки пилотов перехватчиков F-101B Voodoo, но проект был отменен. T-39F «Теепу Weeny Weasel» - последний вариант для ВВС США - был построен в количестве 3-х машин. Он комплектовался комплексом РЭБ, каку F-105G, и употреблялся для подготовки летчиков, задачей которых являлось угнетение ЗРК противника. В 1961 году ВМС США расположили заказ на T3J-1/T-39D (N.A.265-30), морской вариант T-39B, которые предназначались для подготовки экипажей самолетов F8U-2NE Crusader и F4H Phantom. К ноябрю 1964 года поставили 42 самолёта. В мае 2002 года два T-39, принадлежащих ВМС США, столкнулись в воздухе, все летчики погибли.

Тактико-технические свойства North American T-39 Sabreliner Экипаж, чел   2 Размах крыла, м   13.56 Длина, м   13.41 Высота, м   4.88 Площадь крыла, м2   34.70 Масса, кг - пустого   5980 - наибольшая взлетная   8459 Тип двигателя   2 ТРД Pratt Whitney J-60 Тяга, кгс   2 х 1360 Наибольшая скорость, км/ч   866 Крейсерская скорость, км/ч   805 Практическая дальность, км   2740 Практический потолок, м   9120