Вернуться назад Распечатать

Лёгкий истребитель Mitsubishi X-2 Shinshin (ATD-X) (Япония)

22 апреля 2016 г. с аэродрома в японской Нагойе сделал 1-ый полет самолет - демонстратор многообещающих технологий Митсубиши Х-2 (ранее был известен как ATD-X). Это событие знаменует собой окончание долголетнего цикла разработки в Стране восходящего солнца макета многообещающего боевого самолета и, может быть, начало нового, более сложного пути к серийному истребителю последнего поколения. В 1994 г., еще до первого полета макета Митсубиши F-2, Институт технических исследовательских работ и разработок Управления государственной обороны Стране восходящего солнца TRDI (Teclinical Researcli & Development Institute) в сотрудничестве с компанией Митсубиши Heavy Industries начал работы по программке само-лета-демонстратора TD-X (Technology Demonstrator experimental - «экспериментальный демонстратор технологий»). TD-X был должен подняться в воздух в 2000 г и стать платформой для отработки конструкторских решений и технологий для сотворения истребителя завоевания приемущества в воздухе последнего поколения F1-X, которому предстояло поменять F-15J сначала XXI века. На TD-X планировалось издержать около 100 миллиардов йен (1 миллиардов долл.). В 1995 г по заказу TRDI компания Ishikawajima-Harima Heavy Industries (IHI) начала разработку для TD-X мотора тягой 5000 кгс. Сначало заявлялось, что им станет двухконтурный турбореактивный движок с форсажной камерой XF3-400 на базе ТРДД типа F3-30. Но форсажную тягу выше 3500 кгс на нем получить не удалось. Создатели занялись созданием его предстоящего развития - XF5-1, получив к 2008 г требуемую тягу. Параллельно на щитах шли работы по отработке системы управления вектором тяги. Работа же по самому демонстратору и его системам повсевременно переносилась -проблемы с программкой F-2 оттягивали ресурсы, и планируемый срок первого полета TD-X двинулся на 2007 г К наименованию программки сейчас добавилось слово Advanced - «перспективный», она получила также неофициальное имя Shinshin (в достаточно свободном переводе - «дух нации»). ATD-X - только одна из огромного количества программ, направленных на создание «истребителя будущего», который должен, согласно текущим планам Минобороны Стране восходящего солнца, после 2027 г придти на замену F-2. В их рамках разные военные исследовательские центры и подрядчики изучают проблемы сотворения новых материалов, малогабаритных приводов, понижения заметности, внутреннего размещения вооружения, многообещающие средства радиоэлектронного обеспечения и т.п. В 2000 г TRDI заказал у MHI пилотажный щит для отработки новых концепций воздушного боя. Тогда же MHI начала исследования «умной обшивки» -в частности, конформной антенны с синтезированной апертурой. Начиная с 2002 т. ведется разработка приспосабливающейся электродистанционной системы управления, обладающей функцией «самовосстановления» - SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability). Она должна обеспечить сохранение контроля над самолетом при появлении дефектов либо получении боевых повреждений и употребляет помехозащищенные оптоволоконные полосы передачи данных (разработка fly-by-light). С сентября по ноябрь 2005 г в обстановке секретности выполненная в масштабе 1:1,33 модель ATD-X проходила тесты по измерению действенной поверхности рассеяния (ЭПР) на новом радиоэлектронном полигонном комплексе SOLANGE в Брюзе, принадлежащем Минбороны Франции. По результатам тестов во наружные обводы планера были внесены конфигурации. В мае 2006 г на веб-сайте TRDI была расположена фото этой модели и сообщалось, что «для сотворения высокоманевренного неприметного истребителя последующего поколения требуется его отработка на схожих моделях для снятия диаграмм ЭПР, в тч. при отклонении поверхностей управления». Позднее стало понятно, что исследования аэродинамической конфигурации ATD-X проводились в 2006-2007 гг в процессе испытаний динамически схожих радиоуправляемых моделей в масштабе 1:5 на полигоне на Хоккайдо. Проводилась отработка законов управления и приспосабливающейся системы управления, поведение на огромных углах атаки и т.д. Всего было выстроено четыре таких модели, совершивших в общей трудности 40 полетов. Полный ход программке ATD-X был дан сначала 2007 г, но ей еще предстояло пережить несколько взлетов и падений. Так, в оборонном бюджете на 2008 ф.г (в Стране восходящего солнца денежный год начинается 1 апреля) расходы на проект были урезаны в 7 раз - с запрошенных 49,9 до всего 7 миллиардов йен (470 и 66 млн долл. соответственно). В критериях имевшего тогда место денежного кризиса ценность был отдан модернизации стоящих на вооружении Стране восходящего солнца F-15J. На 2009 ф.г программка получила 8,5 миллиардов йен (95 млн долл.), что позволило начать всеполноценную разработку самолета-демонстратора. Всего на 2009-2016 ф.г на ATD-X было выделено 39,2 миллиардов йен (359 млн долл.) В ряде интервью в 2011 г управляющий подразделения авиационных систем TRDI генерал Хидэюки Йошиока подтвердил намерение Стране восходящего солнца получить на вооружение истребитель 5-ого поколения в критериях, когда соседи - Наша родина и Китай - скоро будут иметь истребители Т-50 и J-20. Он объявил, что выкатка и начало испытаний ATD-X намечены на 2014 г (последняя дата была неверно воспринята многими как дата первого полета). Позднее в том же году он сказал, что летные тесты начнутся в 2016 г., выделив, что нужно поднять самолет в воздух к этому времени, так как ATD-X должен быть применен в т.ч. для проверки способности личных сил ПВО Стране восходящего солнца противостоять самолетам 5-ого поколения. В конце 2011 г Министерство обороны Стране восходящего солнца и компания MHI подписали контракт на постройку самолета-демонстратора ATD-X. Главным подрядчиком по проекту выступила сама Митсубиши Heavy Industries (отвечала за изготовка фюзеляжа и окончательную сборку). В нем учавствовали также компании Fuji Heavy Industries (консоли крыла) и Kawasaki Heavy Industries (кабина экипажа). Всего в разработке самолета задействовалось более 220 японских компаний. Длина самолета составила 14,2 м, размах крьша - 9,1 м (угол стреловидности крыла по фронтальной кромке - 45°), высота на стоянке - 4,5 м. Масса пустого самолета оценивается в 9700 кг (по другим данным - в 9000 кг), наибольшая взлетная масса - в 13 000 кг. Для понижения массы в конструкции ATD-X обширно употребляются композитные материалы на базе углеродного волокна, толика которых составляет до 30% массы планера. «Шиншин» употребляет некие готовые составляющие от других самолетов. Так, остекление фонаря кабины и катапультное кресло позаимствованы у Митсубиши Т-4, элементы шасси и тормозной гак - у Митсубиши Т-2. В то время как планер самолета в целом выполнен по канонам технологий понижения заметности, летный эталон в текущее время не имеет радиопоглощающих покрытий, и только фонарь имеет особое напыление. Но, по словам генерала Йошиока, у Стране восходящего солнца нет никаких заморочек с разработкой личных стелс-технологий, а передная ЭПР у ATD-X будет «меньше, чем у птицы, но больше, чем у насекомого». Силовая установка самолета включает два ТРДДФ типа XF5-1 с форсажной тягой порядка 5000 кгс. Движок обеспечен трехступенчатым компрессором низкого давления, шестиступным компрессором высочайшего давления, одноступенчатыми турбинами низкого и высочайшего давления. Длина мотора - 3 м, наибольший поперечник - 0,6 м, масса - 644 кг Степень увеличения давления в компрессоре добивается 26, температура на входе в турбину - 1600°С. Для увеличения маневренности самолет-демонстратор обустроен системой всеракурсного управления вектором тяги, реализованного на данном шаге дифференциальным отклонением реактивной струи 3-мя особыми поверхностями за соплом каждого мотора. Схожая система использовалась на американо-германском экспериментальном самолете Rockwell/MBB Х-31А (1990 г) и летающей лаборатории NASA McDonnell Douglas F-18HARV (High Alpha Research Vehicle, 1987 r). Движки управляются встроенной системой IFPC (Integrated Flight Propulsion Control).