Вернуться назад Распечатать

Учебно-треннировочный самолет Embraer EMB-312 Tucano (Бразилия)

Учебно-треннировочный самолет Embraer EMB-312 Tucano (T-27 Tucano) является одним из более успешных нынешних учебно-боевых самолетов, получивших заслуженное признание как в ВВС Бразилии, так и за рубежом. Разработка его проекта началась компанией Эмбраер в январе 1978 года. Предполагалось, что самолет будет применен для подготовки летчиков ВВС, также в качестве лёгкого штурмовика, способного отлично, с относительно низкими затратами применяться в противоповстанческих операциях, когда отсутствует угроза со стороны истребителей и нынешних систем ПВО.

1-ый полет опытнейшего самолета состоялся 16 августа 1980 года, 2-ой макет в первый раз взлетел 10 декабря такого же года, 3-ий (идеал для серийного производства) - 16 августа 1982 года. Под обозначением T-27 Tucano начали с сентября 1983 года поступать на вооружение строевых частей ВВС Бразилии (объем заказа составил 133 машины). Тогда же были заключены договоры с Египтом и Ираком на поставку, соответственно, 40 и 80 самолетов. В предстоящем Египет прирастил собственный заказ до 54 машин. Воздушные суда для обеих государств собирались в Египте компанией «AOI». Скоро в «клуб хозяев «Тукано» вступили Гондурас, приобретший в 1984 году 12 самолетов, и Венесуэлла, закупившая 31 самолет. В венесульских ВВС машинам, преддназначенным для подготовки летчиков, было присвоено обозначение T-27 Tucano, а самолетам, направляемым в боевую эскадрилью - A-27. В предстоящем покупателями «Тукано» стали Аргентина (30 самолетов, начало поставок в 1987 году), Гондурас (12 - в 1984 году), Иран (25 - в 1989 году), Колумбия (14 - в 1992 году), Парагвай (6 - в 1988 году), Перу (30 - в 1987 году).

ВВС Франции в 1993 году закупили 50 самолетов Embraer EMB-312 Tucano для подмены устаревших УТС «Мажистер». Самолет, получивший обозначение EMB-312F Tucano, имеет планер с усталостным ресурсом, увеличенным до 10 000 часов, противообледенительные системы винта и фонаря кабины, индикатор угла атаки, модифицированную систему заправки горючего и французскую авионику (а именно, кабинные индикаторы на водянистых кристаллах). Наикрупнейшим фуррором бразильской конторы стала продажа лицензии на массовое создание самолетов «Тукано» британской фирме «Шорт», поставившей ВВС Англии 130 самолетов этого типа (поставки начались в июне 1987 года). Британская модификация, S312, отличается более массивным движком Эллайд Сигнал ТРЕ331 (1 х 1100 л. е.). К концу 1996 года общий объем заказов на воздушные суда EMB-312 Tucano составил 623 единиц, более 600 из которых уже были поставлены заказчикам. Планировалось заключение договоров на постройку еще 126 машин (35 для Бразилии, 26 для Египта, 30 для Франции, 20 для Ирака, 15 для Англии). В Египте компания «AOI» также освоила выпуск самолетов EMB-312 Tucano по лицензиям. В 1987 году было заказано 130 самолетов.

В январе 1991 года началась разработка новейшей модификации самолета, получившей заглавие EMB-312H Super Tucano. Машина имела усиленный планер с удлиненным фюзеляжем, более сильную силовую установку (ТВД Пратт-Уитни Канада РТ6А-68-1 мощью 1600 л. с. с пятилопастным винтом), новый фонарь, кабинное приборное оборудование с внедрением жидкокристаллических индикаторов, позволяющее использовать очки ночного видения, приемник сателлитной навигации, 5 узлов наружной подвески, наддув кабины и защиту ее броневыми препядствиями из кевлара, новые катапультные кресла, бортовое кислородное оборудование с системой генерации кислорода, противоперегрузочные костюмчики летчиков и ряд других доработок.

1-ый полет опытнейшего самолета EMB-312H Super Tucano состоялся 9 сентября 1991 года. Эта машина с сентября по август 1992 года проходила тесты в США в рамках программки JPATS (многообещающий учебно-тренировочный самолет для ВВС и ВМС США), но не достигнула фуррора; предпочтение было отдано другому турбовинтовому самолету - швейцарскому УТС Пилатус РС-9. Сертификация EMB-312H Super Tucano в Бразилии была проведена в августе 1994 года. В том же году ВВС Бразилии решили сделать на базе этой модификации спец одноместный боевой самолет ALX A-29, созданный для патрулирования района Амазонии. В августе 1995 года был подписан договор на постройку 2-ух опытнейших машин (в том числе одной - в одноместном варианте). 1-ый самолет этого типа, поднявшийся в воздух в 1996 году, употребляется для отработки бортового обзорно-прицельного оборудования, включающего контейнер с тепловизионной системой. Потребность МО Бразилии оценивается в 100 самолетов EMB-312H Super Tucano, из них 30-40 двухместных УТС AT-29 для подмены в морской авиации УТС AT-26 «Хаванте».

Самолет EMB-312 Tucano выполнен по обычной аэродинамической схеме с низкорасположенным прямым крылом. Крыло - трапециевидное с однощелевыми закрылками. Имеет двухлонжеронную конструкцию из дюралевого сплава 2024-3511 с обшивкой из сплава 2024-Т3. Профиль в корневой части NACA 63А-415, в концевой - NACA 63А-212. Угол поперечного V равен 5,5° по полосы 30% хорд. Элероны имеют триммеры с электронным управлением. Фюзеляж типа полумонокок, выполнен из дюралевого сплава 2024-Т3. За двигательным отсеком размещена двухместная кабина с односекционным фонарем, откидывающимся на право и катапультными креслами Мартин-Бейкер BR8LC. Подогрев кабины и обдув лобового стекла осуществляются воздухом, отбираемым от мотора. В задней части фюзеляжа имеется багажный отсек объемом 0,17 м 3. Стабилизатор и киль имеют кессонную конструкцию с 2-мя лонжеронами. Рули направления и высоты - с пороговой компенсацией, имеют триммеры с электронным управлением.

Шасси трехопорное, с носовым колесом. Любая стойка имеет одно колесо и вооружена амортизаторами конторы Пайпер. Имеется система аварийного выпуска шасси в случае отказа гидронаноса основной системы. Главные стойки убираются в крыло поворотом в сторону фюзеляжа и снабжены колесами с гидравлическими тормозами Паркер-Ханнифин. Носовая стойка вооружена устройством демпфирования колебаний типа «Шимми».

Силовая установка. В носовой части фюзеляжа установлен ТВД Pratt & Whitney РТ6А-25С (1 х 750 л. с.) с трехлопастным реверсивным воздушным винтом автоматом изменяемого шага Хартцелл HC-B3TN-3C/T10178- 8R. Компрессор мотора имеет три главных и одну центробежную ступень. Камера сжигания - кольцевая. Удельный расход горючего при взлете 0,29 кгс/ эл.с.ч. В крыле расположено два топливных бака суммарной емкостью 694 л с внутренним антидетонационным покрытием. Топливная система позволяет совершать перевернутый полет в течение 30 с.

Фреонная система кондиционирования воздуха с компрессором, работающим от мотора. Недублированная гидравлическая система для привода механизма уборки и выпуска шасси и тормозов колес имеет рабочее давление 133 кгс/ см2. Система электроснабжения неизменным током напряжением 28В питается от стартер-генератора мощью 6 кВт, система электроснабжения переменным током напряжением 115 В и 26 В частотой 400 Гц - от преобразователя мощью 250 В-А. Кислородная система обеспечивает персональную подачу кислорода каждому члену экипажа из 6 резервуаров. Целевое оборудование. Два приемопередатчика Коллинз VHF-20A, СПУ Коллинз 387С-4, приемник системы посадки по устройствам Коллинз VIR-31A, ответчик системы управления воздушным движением TRD-90, гиромагнитный компас Коллинз PN-101 и АРК Коллинз ADF-60A. Имеется простой фиксированный оптический прицел.

Вооружение состоит из 2-ух контейнеров с пулеметами M51021/2210A (боезапас 500 патронов), 4 бомб Mk.76, 4 бомб Mk.81 либо 4 пусковых установок с НУР LM37/7A, либо LM70/7 (по семь НУР в каждой). Любой из 4 узлов подвески рассчитан на боевую нагрузку в 250 кг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства EMB-312 Tucano Экипаж, чел. 2 Скорость, км/ч: наибольшая на высоте до 3 км 450 крейсерская 320 Практический потолок, м 9150 Дальность, км: перегоночная 1845 действия 260 Масса, кг: наибольшая взлетная 3175 обычная взлетная 2250 пустого самолета 1790 Наибольшая боевая нагрузка, кг 560 Габариты самолета, м: размах крыла 11,14 длина 9,86 высота 3,40 Движок: ТВД Pratt & Whitney РТ6А-25С, л.с. 750