Вернуться назад Распечатать

Штурмовик Bae Buccaneer S.2 (Великобритания)

В июле 1955 года ВМС Англии выдали фирме «Blackburn Aircraft Limited» (в предстоящем, после ряда преобразований, вошедшей в состав компании «Bae») заказ на проектирование томного двухместного палубного штурмовика Blackburn NA.39. Самолет предназначался для действий с малых высот и был должен иметь емкий грузоотсек для размещения «спецбоеприпаса», обыденных свободнопадающих бомб либо морских мин. В качестве приоритетных целей для новейшей машины назывались принципиальные объекты в приморских районах СССР, береговая инфраструктура русского флота, также новые русские артиллерийские крейсера типа «Свердлов», возникновение которых очень встревожило британских моряков.

Особенностью проекта Blackburn NA.39 стала мощная система управления пограничным слоем, в купе с крыльевой механизацией существенно улучшающая взлетно-посадочные свойства и позволяющая самолетам базироваться не только лишь на томных кораблях типа «Арк Ройал», да и на более легких авианосцах типа «Сентаур» (улучшенный проект «Колосус», четыре корабля этого типа, заложенные в 1944-45 гг). Штурмовик было решено оснастить 2-мя движками Havilland Gyron Junior  DGJ.1 (2 х 3170 кгс).

1-ый полет опытнейшего самолета S.Mk.1, получившего чисто морское имя «Buccaneer» состоялся 30 апреля 1958 года. 1-ый предсерийный штурмовик Buccaneer S.1 с ТРДэ Havilland Gyron Junior DGJ.1, выкрашенный в «противоатомный» белоснежный цвет, снижающий возможность поражения световым излучением ядерного взрыва, взлетел 23 января 1962 года. На вооружение строевых эскадрилий английского флота Buccaneer S.1 начали поступать в июле 1962 года. На борт авианосца «Арк Ройал» новые штурмовики переместились в феврале 1963-го. Всего флоту было передано 40 самолетов Buccaneer S.1 (в том числе 20 предсерийных машин). Царские ВМС получили эксклюзивный боевой самолет, превосходивший все забугорные аналоги по скорости у земли (М=0,85) с полной боевой нагрузкой (четыре ФАБ массой по 450 кг либо одна ядерная бомба, размещенные в грузоотсеке). Штурмовик мог сбрасывать бомбовое вооружение как с горизонтального полета, так и со сложных видов маневра.

17 мая 1963 года состоялся 1-ый полет улучшенного варианта самолета - Buccaneer S.2 - с более экономными и сильными двухконтурными движками Rolls-Royce Spey. Не считая того, модернизированные штурмовики комплектовались съемной штангой топливоприемника системы дозаправки в полете. Было улучшено, также, БРЭО. Усиленное крыло самолетов Buccaneer S.2 позволило прирастить общую массу боевой нагрузки до 7300 кг. Британский флот заполучил 84 схожих самолетов, поставки которых начались в 1964 году и завершились в 1968 году.

До конца 1960-х годов Buccaneer S.2 оставались главным авиационным ударным средством английских ВМС. Часть самолетов использовалась в качестве заправщиков (для этого под крылом подвешивался контейнер «Флайт рефьюлинг» Мк.20 с заправочным агрегатом, но большая дальность полета штурмовика позволяла ему делать долгие полеты и без дозаправки. Так, один из Buccaneer S.2, взлетев с борта авианосца «Викториес» в Ирландском море, сделал посадку в Гибралтаре, преодолев 3700 км.

Во 2-ой половине 1960-х годов в набор вооружения самолетов были введены южноамериканские ракеты «Булпап» с радиокомандным наведением (две либо четыре УР подвешивались под крылом), велись работы и над более совершенной английской самонаводящейся ПКР «Martel». Но 1966 год стал роковым для британского флота. Английское правительство под бременем непосильных оборонных трат решило о полной ликвидации авианосцев. Прекращались работы над ударными авианосцами нового проекта CVA-01.

Скоро большая часть поставленных ВМС к тому времени Buccaneer S.2 была передана военно-воздушным силам. 70 бывших палубных штурмовиков Buccaneer S.2, измененных в «сухопутный» вариант Buccaneer S.2A, поступили на вооружение ВВС в 1969-1972 гг. Не считая того, в 1968-1977 гг. ВВС заказали доп партию из 43 штурмовиков Buccaneer S.2B. В состав их вооружения включили новые управляемые ракеты «Martel» с телевизионным наведением, созданные для поражения морских и наземных целей. В предстоящем все воздушные суда Buccaneer S.2A также доработали до уровня Buccaneer S.2B.

Единственной забугорной государством, закупившей Buccaneer S.2, стала ЮАР, которая в 1966-1967 гг. заполучила 16 штурмовиков. Воздушные суда, являющиеся модификацией Buccaneer S.2, предназначались, сначала, для нанесения ударов по морским целям в Индийском и Атлантическом океанах. Применительно к условиям африканского климата в их конструкцию были внесены некие конфигурации. Так, для базирования на авиабазе Ватерклуф, находящейся на севере (т.е. поближе к экватору), на достаточно большой высоте над уровнем моря, воздушные суда оснастили 2-мя пороховыми стартовыми ускорителями BS 605, расположенными по обе стороны от тормозного гака. Хотя дальность полета Buccaneer S.2 полностью удовлетворяла ВВС и ВМС ЮАР, воздушные суда все таки имели набор оборудования для дозаправки в воздухе.

Массовое создание Buccaneer S.2 закончилось в 1974 году после постройки 2-ух опытнейших, 18 предсерийных и 182 серийных самолетов (в том числе 16 экспортных). Buccaneer S.2, остававшиеся в составе британских ВМС до конца 1970-х годов (они базировались уже не на кораблях, а не береговых аэродромах), были доработаны в варианты Buccaneer S.2C и Buccaneer S.2D (последние имели на вооружении ракеты «Мартел»), 42 самолета из состава Царских ВВС в 1987-1989 гг. прошли частичную модернизацию, в процессе которой было доработано их БРЭО. 28 марта 1991 года, сразу после окончания боевых действий в районе Персидского залива, последние Buccaneer S.2 были сняты с вооружения британских военно-воздушных сил. Четыре из них передали в авиационные музеи и для установки на постаменты, а один - фирме Атлас для использования в качестве летающей лаборатории.