На базе Су-34 был разработан корабельный бомбовоз Су-34К для оснащения авианесущего крейсера (1993 г.).
Самолёт выполнен по обычной схеме, с высокорасположенным крылом и добавлением фронтального горизонтального оперения (такая схема известна под заглавием «интегральный продольный триплан»). При сохранении начальной сборки и конструкции большинства агрегатов, Су-34 отличается от Су-27 модифицированными обводами головной части фюзеляжа и фронтального отсека фюзеляжа, повышением объемов внутренних топливных баков, конфигурацией фронтальной и основной опор шасси под увеличенную взлетную массу, установкой всережимного нерегулируемого воздухопоглотителя, повышением объемов бортового радиоэлектронного оборудования, модифицированной (из-за размещения радиолокатора заднего обзора) хвостовой центральной опорой.
Планер самолёта выполнен по интегральной аэродинамической схеме, при которой крыло и фюзеляж образуют единый несущий корпус. Носовой обтекатель самолета имеет сплющенную форму с развитыми боковыми наплывами и заостренными кромками. Снутри обтекателя располагается РЛС с малоразмерной антенной. Планер выполнен из алюминиево-литиевых сплавов с ограниченным применением титана и нержавеющих сталей. Фронтальное горизонтальное оперение, установленное на Су-34, наращивает несущие характеристики самолета, улучшает свойства стойкости и маневренности на огромных углах атаки.
Для понижения радиолокационной заметности корпус рассчитан так, чтоб свести к минимуму вторичное облучение, вызванное работой радаров. С той же целью фюзеляж и крыло имеют покрытие, поглощающее либо ослабляющее радиоволны.
Су-34 имеет свободнонесущее механизированное крыло, двухкилевое вертикальное и фронтальное горизонтальное оперение, цельноповоротный стабилизатор, трехопорное шасси. Кабина выполнена двухместной, с расположением пилотов рядом, что существенно понижает их утомляемость и улучшает взаимодействие. Кабина представляет собой очень бронированную капсулу с применением титанового сппава шириной 17 мм и бронестекла, им прикрыты движки и топливные баки (общая масса бронезащиты добивается 1,5 т). В самой кабине давление регулируется автоматом: на высоте 10000 м оно соответствует атмосферному на уровне 2500 м над землей. Имеются туалет и шкаф для разогрева еды. Доступ летчиков в кабину осуществляется по трапу через нишу фронтального шасси.
Силовая установка самолета включает два двухконтурных турбореактивных мотора АЛ-31ФМ. Ограничение наибольшей скорости полета позволило установить всережимные нерегулируемые воздухопоглотители. Для защиты движков от попадания (на земле и в полете) сторонних предметов в канале установлена роторная защита. Горючее находится в 4 фюзеляжных и 2-ух крыльевых топливных баках. По мере надобности можно расположить 3 навесных топливных бака объемом по 3000 л.
Повышение взлетной и посадочной массы повлекло установку нового усиленного шасси со спаркой колес на фронтальной опоре и с тандемной телегой на главных.
Бортовое радиоэлектронное оборудование решает последующие задачки: поиск, обнаружение и определение наземных и надводных объектов, выдача целеуказания, прицеливание и применение средств поражения в обычных и сложных метеоусловиях; обнаружение, опознавание и определение координат самолетов и ракет противника, атакующих в фронтальной и задней полусферах, с выдачей целеуказания системе наведения ракет класса «воздух-воздух»; обеспечение совместных групповых действий самолетов; противодействие радиоэлектронным средствам управления орудием наземных систем ПВО противника, истребителям-перехватчикам и ракетам класса «земля-воздух» и «воздух-воздух»; ведение помехозащищенной засекреченной телефонной и телекодовой связи самолетов с пт управления АСУ фронтовой авиации и меж собой; выдача инфы на индикаторах системы отображения инфы о параметрах полета, работе агрегатов и систем самолета, также о тактической обстановке; регистрация данных беспристрастного контроля.
Система активной безопасности автоматом предутверждает выход на недопустимые полетные режимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Самолет обустроен навигационным комплексом, включающим инерциальную систему, средства радионавигации и сателлитную навигационную систему с точностью определения координат 1 м. Установленная на борту многорежимная БРЛС с ФАР позволяет обнаруживать малоразмерные наземные цели, осуществляя одновременное сопровождение «на проходе» нескольких воздушных целей. Дальность обнаружения воздушных целей 200-250 км. На борту имеется РЛС заднего обзора, которая создана для обнаружения противника и обеспечения управления ракетами «воздух-воздух» в задней полусфере.
При борьбе с подводными лодками бортовой радиоэлектронный комплекс может производить поиск целей при получении подготовительного целеуказания от других средств, в том числе и галлактических. Все поисково-прицельные операции реализуются в автоматическом режиме. Главными средствами обнаружения подводных лодок на борту самолета является БРЛС в комплексе с радиогидроакустическими буями (РГБ), также сенсор магнитных аномалий, размещенный в хвостовой опоре. Самолет способен брать на борт до семидесяти 2-ух РГБ, в состав которых заходит несколько пассивных пеленгаторов, работающих в широком спектре частот, активные РГБ и средства взрывного генерирования волн.
В состав БРЭО заходит цифровая ЭДСУ, система активной безопасности, система гашения упругих колебаний фюзеляжа в плоскости тангажа при полете в турбулентной атмосфере, РЛС фронтального и заднего обзора, оптико-электронная прицельно-навигационная аппаратура (интегрированная и на наружных узлах подвески), контейнеры с разведывательным оборудованием и средствами РЭП. В кабине установлены функциональные цветные экранные индикаторы.
Вооружение самолёта Су-34 включает УР «воздух-воздух» средней дальности К-77 и ракеты малой дальности Р-73, «воздух-поверхность» - Х-25, Х-29, Х-31, Х-58, Х-59, Х-59М, «воздух-корабль» Х-31 А и Х-35, «воздух-РЛС», управляемые и корректируемые авиационные бомбы, широкую номенклатуру неуправляемого бомбардировочного и ракетного вооружения. На самолёте установлена недвижная пушечная установка на базе пушки ГШ-301 калибра 30 мм с темпом стрельбы 1500 выстр./мин и боекомплектом 180 патронов.
1-ые 2 Су-34 были официально переданы в состав ВВС Рф 15 декабря 2006. До конца 2010 планируется приобрести 32 самолёта. Всего, согласно ГПВ-2015, до 2015 года будет куплено 48 самолётов Су-34. В общей трудности ВВС Рф хотят приобрести 400 самолетов этого типа, вполне заменив парк фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Цена 1-го самолёта Су-34 составляет около 1 млрд рублей.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Экипаж,чел. 2 Скорость, км/ч: наибольшая на высоте около 10 км 1900 наибольшая на высоте до 3 км 1400 крейсерская 800—950 Практический потолок, м 14000 Дальность, км: перегоночная 4500 действия 900 Масса, кг: наибольшая взлетная 44360 обычная взлетная 2000 Наибольшая боевая нагрузка, кг 8000 Длина разбега (при обычной взлетной массе), м 1260 Длина пробега (при обычной посадочной массе), м 950 Габариты самолета, м: размах крыла 14,05 длина с ПВД 23,34 высота 6.36 Движок: ТРДДФ АЛ-35ФМ, кгс 2 по 9100/13300