Вернуться назад Распечатать

Ударный вертолёт EC665 Eurocopter Tiger (Франция-Германия)

Франко-германский EC665 «Eurocopter Tiger» стал первым европейским вертолетом, фактически на сто процентов сделанным из композитных материалов. При его разработке акцент был изготовлен в большей степени на понижении заметности и улучшении системы радиоэлектронной защиты, ежели на бронировании. Начало разработки EC665 «Eurocopter Tiger» пришлось на самые «морозные» годы конца прохладной войны. Стоит вспомнить, что численно бронетанковые войска государств Варшавского контракта существенно превосходили собственных западных конкурентов. Начало созданию вертолета EC665 «Eurocopter Tiger» было положено в 1984 году, когда французские и германские военные согласовали требования к новейшей боевой машине. Сначала задание, выданное создателям, предусматривало создание многоцелевого боевого вертолета. Для реализации этих планов был образован интернациональный консорциум, в который вошли французская вертолетостроительная компания «Аэроспасьяль» и германский авиаконцерн «Мессершмитт-Бельков-Блом». Скоро, но, выяснилось, что стоимость программки очень велика. Оценки проявили, что совместная разработка из-за неудачной организации обходится даже дороже, чем если б Германия и Франция делали два различных новых вертолета. Посреди 1986 года работы по новейшей машине приостановили. В ноябре 1987-го программка была перезапущена. Сейчас конструкторов нацелили на создание нового вертолета, способного сначала противостоять русской танковой армаде. Благодаря предыдущим наработкам в течение 2-ух лет проектирование, а потом и конструирование в главном окончили, и в конце 1989 года было принято решение о постройке 5 летных прототипов. В конце концов, усилия разработчиков принесли видимый итог: 27 апреля 1991 года 1-ый макет нового вертолета в первый раз оторвался от земли. С самого начала разработки EC665 «Eurocopter Tiger» создатели придерживались взглядов, что наилучшая защита для вертолета в бою - это малая заметность. Упор сделали на маневренность, понижение габаритов, уменьшение видимости в ИК и радиолокационном спектрах. Фюзеляж заполучил соответствующие граненые формы, обычные для стелс-техники. Для «обмана» неприятельских ракет в состав защиты входят автоматом отстреливаемые термические ловушки и радиолокационные отражатели. Корпус в районе кабины защищен броней и способен выдерживать не только лишь огнь автоматического орудия, но даже снарядов калибра до 23 мм. Увеличена живучесть несущего винта, а редуктор может продолжать работать 30 минут в случае повреждения и полной утраты масла! Благодаря специально разработанному несущему винту вертолет обладает исключительной маневренностью и даже делает петлю Нестерова! 8 состав его вооружения входят и ракеты «воздух - воздух», с которыми он способен вести активный оборонительный бой с самолетами и выступать в роли охотника на вертолеты неприятеля. Кабина экипажа двухместная с ударопоглощающими бронированными сидениями, расположенными тандемом на разном уровне: пилот впереди, а оператор сзади. Силовая установка состоит из 2-ух газотурбинных движков MTR390 мощью по 1285 л.с., установленных рядом. Коробка снабжена двухступенчатым редуктором, способным работать без смазки в течение 30 мин, лишная крепкость дает ему возможность противостоять ударам 12,7-мм пуль. Несущий винт четырехлопастный с полужестким креплением лопастей из композиционных материалов. Его конструкция обеспечивает завышенную маневренность на бреющем полете и в экстремальных критериях. Управляющий винт трехлопастный типа "сферифлекс", выполненный из КМ, установлен с правой стороны киля. Топливная система дублированная, снабжена протектированными баками объемом в 1360 л. Шасси неубирающееся, трехопорное с хвостовым колесом. Его конструкция обеспечивает посадку с вертикальной скоростью 6 м/с. Вертолёт EC665 Eurocopter Tiger имеет гидравлическую автоматическую систему управления и автостабилизации CSAS (Control and Stability Augmentation System) по каналам тангажа, наклона и рыскания, объединенную с автопилотом. Электросистема включает два генератора переменного тока по 20 кВА и пару трансформаторно-выпрямительных блоков (300А/29В), также аккумуляторные батареи. В состав радиоэлектронного оборудования, общего для всех вариантов вертолета, входят две БЦВМ. Полетная информация для летчика дублируется также обыкновенными устройствами. Навигационная подсистема содержит в себе доплеровскую РЛС, радиолокационный высотомер, магнитометр, указатели скорости, азимута и сноса. Она обеспечивает автономное определение характеристик полета и выдает нужные данные для CSAS и системы управления орудием. Вертолет обустроен комбинированной системой оповещения об опасности, работающей как в лазерном, так и в радиолокационном спектрах. Для ударов по бронированным целям экипаж располагает обзорной ИК-системой ночного видения у летчика, нашлемными прицелами и индикаторами обстановки, отображающими информацию на лобовом стекле. Надвтулочный прицел для оператора имеет оптический и ИК-каналы с разными зонами обзора. В состав РЭО заходит также лазерный дальномер-целеуказатель. Силовая установка состоит из 2-ух газотурбинных движков MTR390 мощью по 1285 л.с., установленных рядом. Коробка снабжена двухступенчатым редуктором, способным работать без смазки в течение 30 мин, лишная крепкость дает ему возможность противостоять ударам 12,7-мм пуль. Топливная система дублированная, снабжена протектированными баками объемом в 1360 л. Различия в германских и французских требованиях к вооружению и оборудованию привели к развитию 2-ух вариантов EC665 «Eurocopter Tiger»: бундесвер получает Tiger UHT (Unterstutzungshubschrauber Tiger), а французская армия - Tiger HAP (Helicoptere d’Appuit et de Protection). Серийный выпуск начался в 2002 году. Tiger HAP - многоцелевой боевой вертолет. Вооружен 30-мм пушкой GIAT на подвижном лафете под фюзеляжем, 8 противотанковыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр» либо 2 блоками НУРС SNEB калибра 68 мм, еще 2 подобными блоками НУРС либо 2 ракетами «воздух - воздух» «Mistral». Заместо AGM-114 можно подвесить 2 пушечных 20-мм контейнера. Tiger UHT - многоцелевой боевой вертолет огневой поддержки. Заказано 57 штук. Французскую 30-мм пушку немцы решили не ставить из-за большой отдачи, но подразумевают по мере надобности подвешивать контейнеры с 12,7-мм пулеметами. Tiger UHT вооружен 8 противотанковыми ракетами HOT-3 (либо PARS 3 LR) либо 2 блоками НУРС «Гидра» калибра 70 мм, еще 2 подобными блоками НУРС такого же калибра и 4 ракетами «воздух - воздух» AIM-92 «Stinger». Скоро Tiger UHT попал в жаркие точки. В июле 2009 года французские машины оказались в Афганистане. В 2011 году несколько французских машин участвовало в военной интервенции в Ливии. В конце 2012 года в Афганистан попали и германские Tiger UHT, а всего через месяц, в январе 2013 года, французские вертолеты начали боевые вылеты в Мали. Технические свойства Eurocopter Tiger Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения) Длина: 15,8 м Длина фюзеляжа: 15,0 м (с пушкой) Поперечник несущего винта: 13,0 м Поперечник управляющего винта: 2,7 м Наибольшая ширина фюзеляжа: 4,53 м (с пилонами) Высота: 4,32 м (с хвостовым винтом) Масса пустого: 3060 кг Обычная взлётная масса: 5100-6000 кг (зависимо от миссии) Наибольшая взлётная масса: 6000 кг Масса горючего во внутренних баках: 1080 кг (+ 555 кг в ПТБ) Объём топливных баков: 1360 л (+ 2 х 350 л ПТБ) Силовая установка: 2 х турбовальных MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR390 Мощность движков: 2 х 1303 л. с. (2 × 958 кВт (взлётная)) Очень допустимая скорость: 322 км/ч Наибольшая скорость: 278 км/ч Крейсерская скорость: 230 км/ч Практическая дальность: 800 км Перегоночная дальность: 1280 км (с ПТБ) Длительность полёта: 2 ч 50 мин с наибольшим припасом горючего: 3 ч 25 мин Практический потолок: 4000 м Скороподъёмность: 10,7 м/с Вооружение Стрелково-пушечное: 1 х 30-мм пушка Giat AM-30781 с боезапасом в 450 выстрелов 30х113 мм Точки подвески: 4 Управляемые ракеты: ракеты «воздух-земля»: 4 х HOT либо 4 х PARS 3 LR либо 4 х AGM-114 либо 4 х Spike-ER на внутренних узлах ракеты «воздух-воздух»: по 2 х Mistral либо Stinger на наружных узлах Неуправляемые ракеты: блоки по 22 на внутренних и по 12 ракет на наружных узлах Дополнительное вооружение: 12,7-мм пулемёты с 250 патронами либо ПТБ на внутренних узлах