В 1998 году самолёт L-159 Alca проходил тесты в Венесуэле и Южной Африке. В 1999 году были проведены тесты L-159 Alca в Норвегии по программке Nordic Sea Test Range и он участвовал в аэрошоу в Париже. Самолёт предназначен на экспорт в бывшие страны Варшавского контракта, страны Балтии и Юго-Восточной Азии. Принят на вооружение чешских ВВС в 1999 году. Планируется окончить поставки всех 72 заказанных самолетов в 2002 году. Так же планируется создание двухместного варианта L-159B.
Самолёт L-159 Alca быть может выполнен как в двухместном (учебно-тренировочном), так и одноместном (боевом) вариантах. Одноместный самолёт имеет внутренний припас горючего, увеличенный на 297 кг по сопоставлению с УТС L-59. Его главными назначениями являются: конкретная авиационная поддержка, решение задач маловысотной ПВО, тактическая разведка, противопартизанские деяния, патрулирование границ, борьба с надводными целями. Двухместный самолёт L-159 Alca может употребляться для углубленной подготовки летчиков-истребителей (а именно, для самолетов класса F-5 и F-16), отработки частей боевого внедрения (при ведении воздушного боя и атаки наземных целей). Самолёт L-159 Alca может эксплуатироваться с плохо приготовленных аэродромов. Конструкция планера L-159 Alca подобна конструкции самолета L-59. Кабина летчика защищена лёгкой противопульной броней. Катапультное кресло VS-2B обеспечивает возможность покидания самолета на нулевых скорости и высоте.
Оборудование. В состав стандартного оборудования ударного варианта заходит функциональная импульсно-доплеровская БРЛС FIAR «Грифо», спутниково-инерциальная (на лазерных гироскопах) прицельно-навигационная система Хонеуэлл H-746G, ИЛС Флайт Вижн FV-3000, два функциональных цветных экранных индикатора на водянистых кристаллах Бендикс/Кинг (формат 102 х 102 мм), система РЭБ CMAv «Скай Гард»2000. Цифровая мультиплексная шина данных соответствует эталону MIL-STD- 1553. Имеется бортовая система генерирования кислорода. На самолёте установлено БРЭО компании Boeing, позволяющее ему делать разные миссии, такие как: в роли лёгкого штурмовика, лёгкого истребителя охраны аэродромов, патрулирование границ, наводчика истребителей, тактического лазутчика, противокорабельного ударного самолета и самолета для тренировки внедрения орудия.
Силовая установка. Самолёт L-159 Alca обустроен одним ТРДД AlliedSignal/ITEC F124-GA-100 (1 х 2860 кгс, степень двухконтурности 0,474) и ВСУ. Вооружение. На крыле размещено 6 узлов наружной подвески, очередной узел подвески имеется под фюзеляжем. В состав вооружения входят УР класса «воздух-воздух» AIM-9M Sidewinder и «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick, свободнопадающие бомбы массой до 500 кг, НАР либо контейнеры с пушечным вооружением. Под фюзеляжем может располагаться контейнер с оптоэлектронной прицельной системой либо разведывательным оборудованием. В отличие от учебно-боевых самолетов L-39ZA и L-59, встроенное пушечное вооружение отсутствует.
Лётно-технические свойства самолета L-159 Alca Размах крыла, м 9.54 Длина самолета,м 12.73 Высота самолета,м 4.77 Площадь крыла,м2 19.20 Масса, кг пустого самолета 4160 обычная взлетная 6810 наибольшая взлетная 8000 Горючее, кг внутренние топливо 1551 ПТБ 1382 (4 x 350 либо 2 x 525 л) Тип двигателя 1 ТРДД ITEC (AlliedSignal) F124-GA-100 Тяга, кгс 1 х 28.0 Наибольшая скорость, км/ч у земли 930 на высоте 5000 м 912 Крейсерская скорость, км/ч 786 Практическая дальность, км с 2-мя ПТБ 2530 без ПТБ 1570 Боевой радиус деяния, км 500-705 Наибольшая скороподъемность, м/мин 2820 Практический потолок, м 13200 Макс. эксплуатационная перегрузка 8 Экипаж, чел 1-2 Вооружение: Боевая нагрузка до 2340 кг на 7 узлах подвески: До 4 УР воздух-воздух AIM-9M Sidewinder, До 4 УР воздух-земля AGM-65 Maverick, 2-4 контейнера Plamen GPU-20 с 20-мм пушкой, Легкие обыкновенные и кассетные бомбы, до 6 ПУ CRV-7 НУР, контейнеры с разведывательной и РЭБ аппаратурой