Вернуться назад Распечатать

Самолет-заправщик ИЛ-78М (СССР)

Самолет-заправщик ИЛ-78М (код НАТО — «Midas») предназначен для дозаправки томных бомбардировщиков, базисных патрульных самолетов, самолетов ДРЛО и самолетов тактической авиации (МиГ-31, Су-24, Су-27 и др.). Самолет Ил-78 способен наносить удары по удаленным стратегическим объектам либо противодействовать средствам воздушного нападения противника на сверхдальних подступах к местности страны. Может употребляться также в качестве наземного топливозаправщика при срочной переброске горючего на аэродром маневра и как транспортный самолет.

Разработан на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД. Самолет Ил-78 начал поступать на вооружение строевых частей далекой авиации в 1987 г. На его базе сотворен улучшенный вариант самолета-заправщика Ил-78М.

Самолет обустроен 4-мя турбореактивными движками Д-ЗОКП с тягой по 12300 кгс каждый. В фюзеляже установлены 2 съемных топливных бака, вмещающие по 14000 кг горючего каждый. Под фюзеляжем и под крылом расположены навесные унифицированные заправочные агрегаты УПАЗ-1А, обеспечивающие дозаправку системой «шланг-конус». Допускается одновременная дозаправка 1-го самолета (класса тяжкий бомбовоз) с подфюзеляжного заправочного агрегата либо 2-ух самолетов класса

МиГ-31, либо Су-24 с подкрыльных заправочных агрегатов. Количество отдаваемого горючего при использовании только крыльевых и фюзеляжных баков - 85720 кг, производительность при раздаче топлива - 900-2200 л/мин (зависимо от избранного режима дозаправки).

В хвостовой части самолета размещено рабочее место оператора дозаправки, снаряженное оптической системой заднего обзора. На самолете установлено дополнительное светотехническое оборудование, обеспечивающее поиск и сближение самолетов при дозаправке, также оборудование для обеспечения видимости контура самолета-заправщика и агрегата заправки при всех вариантах их установки. Проведены также работы по размещению доп блоков аппаратуры радиосистемы ближней навигации РСБН-7С для обеспечения режима «Встреча».

После снятия фюзеляжных топливных баков самолет может трансформироваться в транспортный. Для этого на нем имеются грузовые лебедки ЛПГ-3000А (2 шт.) для погрузки техники и грузов с тянущим усилием 3000 кг, тельферное оборудование для погрузки грузов без ходовой части грузоподъемностью до 10000 кг, рольганговое оборудование для погрузки и крепления контейнеров, поддонов, швартовочно-такелажное оборудование для погрузки и крепления грузов к полу самолета. Длина грузового отсека - 20 м (24,5 м с рампой), ширина грузового отсека - 3,4 м, высота грузового отсека - 3,46 м.

Ил-78М в транспортный вариант не конвертируется. Находится на вооружении ВВС Рф и Украины.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ Свойства Экипаж.чел. 7 Скорость, км/ч: максимальная 850 крейсерская 750-800 спектр скоростей при дозаправке 400-600 Высота крейсерского полета, м 12000 Спектр высот при дозаправке, м 2000-9000 Дальность, км: перегоночная 9500-10000 наибольшая дальность полета с полезной нагрузкой 20000 кг - 7300 наибольшая дальность полета с полезной нагрузкой 50000 кг - 3650 Масса, кг: наибольшая взлетная 190000 наибольшая взлетная для Ил-78М 210000 обычная взлетная 170000 пустого самолета 98000 наибольшая посадочная 151500 горючего в крыльевых баках 90000 горючего в фюзеляжных баках 28000 Длина разбега (при обычной взлетной массе), м 1700 Длина пробега (при обычной посадочной массе), м 450—850 Габариты самолета, м: размах крыла 50,5 длина 46,59 высота 14,76 Движок: ТРДД Д-ЗОКП-2, кгс 4 по 12000 ВСУ ТА-12А, л.с. 500