Вернуться назад Распечатать

Многоцелевой вертолет Ка-60 «Касатка» (Россия)

Сначала июня 2011 г. стало понятно, что Министерство обороны Русской Федерации приняло на вооружение многоцелевой вертолет Ка-60 «Касатка» и выдало холдингу «Вертолеты России» заказ на поставку первых 100 вертолетов этого типа. Глава холдинга Д. Петров сказал, что предприятие АООТ «Камов» получило задание на постройку 2-ух прототипов Ка-60, которые пройдут программку летных испытаний в 2012 г. Планируется, что серийно Ка-60 будет выпускаться с 2015 г. Работы по проектированию Ка-60 были начаты АООТ «Камов» в деятельном порядке в 1990 г. Предпосылкой тому послужило моральное и физическое устаревание вертолетного парка русских вооруженных сил. И если в классе боевых ударных вертолетов ситуация была еще терпимой благодаря возникновению Ка-50 и Ми-28, то в классе многоцелевых машин подмены «старичкам» Ми-2, Ми-4 и Ми-8 не было. Такую ситуацию призвано было поправить возникновение новых многоцелевых машин, таких как Ка-60. Этот вертолет предназначен для использования вертолетными подразделениями авиации сухопутных войск в целях решения транспортных, поисково-спасательных, разведывательных и других задач, возникающих в процессе боевых действий. После установки соответственной аппаратуры он быть может применен для радиоэлектронной борьбы и выполнения особых операций, требующих завышенной скрытности и автономной навигации. Создатели все еще не оставили идею сотворения вертолета взаимодействия, потому Ка-60 может оснащаться соответственной аппаратурой. В 1997 г. был построен 1-ый опытнейший эталон вертолета Ка-60. В 1998 г. на опытно-исследовательском аэродроме конторы «Камов» свершилась презентация новейшей машины, получившей заглавие «Касатка». В 1999 г. состоялся 1-ый полет опытнейшего эталона. Ка-60 «Касатка» - достаточно рискованный проект в том плане, что «камовцы» изменили собственной неизменной традиции создавать машины двухвинтовой схемы.«Касатка» - одновинтовая машина. Выбор конкретно таковой конструкции разъясняется особенностью внедрения многоцелевых вертолетов. В отличие от противолодочных Ка-25 и Ка-27, транспортно-боевого Ка-29 и ударного Ка-50, способность длительно зависать на одном месте «Касатке» не так и нужна. Потому двухвинтовая соосная схема, более отлично реализующая режим зависания, заменена на более обычную - одновинтовую. Цельнометаллический фюзеляж вертолета типа «полумонокок» имеет в собственной фронтальной части закрытый радиопрозрачным обтекателем отсек бортовой РЛС, за которым размещается двухместная кабина экипажа. Тут установлены два комплекта органов управления, контрольные и навигационные приборы. Кабина снабжена откидывающимися на шарнирах наружу против потока боковыми дверями. Установленные в кабине кресла летчиков имеют энергоемкие рессоры, предохраняющие экипаж при грубой аварийной посадке. Для защиты экипажа в случае трагедии предусмотрен также доп (аварийный) ход амортизаторов шасси, также автоматическая уборка из небезопасной зоны ручек управления, общего шага и педалей, что исключает травмирование ими летчиков. Конструкция фюзеляжа в целом и размещение агрегатов исключают поражение экипажа и пассажиров элементами конструкций и оборудования при ударе о землю, обитаемая площадь рассчитана на деформацию, не угрожающую находящимся снутри вертолета людям. В размещенной за кабиной экипажа грузовой кабине размерами 3,3 х 1,75 х 1,3 м могут перевозиться 15-16 боец с вооружением, 6 покалеченых на носилках в сопровождении 3-х санитаров либо груз с соответственной массой. Доступ в грузовую кабину осуществляется через две сдвижные двери размерами 1,3 х 1,25 м. Под фюзеляжем вертолета имеется узел наружной подвески, рассчитанный на груз массой до 2750 кг. Грузы и вооружение могут быть расположены также на боковых держателях, устанавливаемых на обеих сторонах фюзеляжа. Фюзеляж завершается конусообразной хвостовой опорой, в концевой части которой установлено стреловидное вертикальное оперение с управляющим винтом типа «фенестрон». Стабилизатор прямоугольной формы в плане обеспечен концевыми шайбами. Вертолет Ка-60 «Касатка» имеет убирающееся в полете трехстоечное колесное шасси, телескопическая задняя стойка которого снабжена 2-мя пневматиками и выполнена самоориентирующейся. Главные стойки убираются в фюзеляж, задняя - в хвостовую опору. Для увеличения надежности и живучести вертолета на поле боя многие агрегаты и системы дублированы. Тяги системы управления и вала коробки выдерживают попадания пуль автоматического стрелкового орудия. Вертолет Ка-60 «Касатка» обустроен четырехлопастным несущим винтом поперечником 13,50 м. Предусмотрена возможность подмены его потом пятилопастным несущим винтом. Лопасти несущего винта сохраняют способность к работе при попадании в них снарядов калибром 23 мм, они снабжены противошумными законцовками, снижающими акустическую сигнатуру вертолета. На вертолете установлены два газотурбинных мотора РД-600 взлетной мощью 1300 л.с. Этой мощи достаточно для того, чтоб при одном работающем движке не только лишь продолжать горизонтальный полет, да и делать и взлет, и набор высоты. На движках установлены пылезащитные устройства, также устройства, снижающие их инфракрасное излучение. Припас горючего (1100 л) располагается в 4 мягеньких баках, установленных под полом кабины. Пуск движков силовой установки осуществляется при помощи бортовой вспомогательной силовой установки АИ-9, что позволяет эксплуатировать вертолет на необорудованных взлетно-посадочных площадках. Для обеспечения способности использования вертолета в хоть какое время суток и в сложных метеорологических критериях он оборудован нынешним пилотажно-навигационным комплексом, включающим в себя бортовую РЛС и систему ночного видения. Нужная пилотажная и навигационная информация выводится на два функциональных индикатора, установленных в кабинете летчиков. Ка-60 «Касатка» отвечает всем нынешним требованиям по ремонтопригодности, удобству, техническому обслуживанию и автономности эксплуатации. Установленная на нем бортовая система контроля и диагностики позволяет впору найти неисправности, при всем этом составная конструкция многих узлов и агрегатов, также их размещение по зонам обслуживания упрощают выполнение ремонтных работ и технического обслуживания. На базе вертолета Ка-60 сотворен его штатский вариант Ка-62. Спецы отмечают высшую экономичность новейшей машины. Приводятся последующие числа: эксплуатационные расходы вертолета Ка-60 в учебно-тренировочном варианте практически на 60% ниже, чем аналогичной модификации вертолета Ми-8. Ка-60 «Касатка» - 1-ый русский вертолет, спроектированный с учетом западных норм летной годности, что делает его достаточно симпатичным объектом на мировом рынке вооружений. Следует также добавить, что цена «Касатки» составляет всего 80% от цены забугорных аналогов. Вобщем, спецы АООТ «Камов» не испытывают по поводу забугорных рынков каких-либо особенных иллюзий: прорваться туда со собственной разработкой будет очень трудно. В мае 2011 г. издание «Aviation Week» со ссылкой на заявление генерального директора холдинга «Вертолеты России» Д. Петрова сказало, что Министерство обороны Русской Федерации заказало около 100 вертолетов Ка-60 «Касатка». Тактико-технические свойства Ка-60 «Касатка» Экипаж, чел. 1-2 Наибольшая взлетная масса, кг 6500 Размеры, м: - длина фюзеляжа 13,46 - высота вертолета 4,80 - поперечник несущего винта 13,80 Силовая установка: 2х 1300 л.с. Крейсерская скорость полета, км/ч 270 Наибольшая скорость полета, км/ч 300 Статический потолок без учета воздействия земли, м 2600 Дальность полета, км 770 Наибольшая масса перевозимого груза, кг: - в грузовой кабине 2770 - на наружной подвеске 2750 создатель статьи: Шунков В.Н. первоисточник: «Полная энциклопедия нынешнего вооружения России»