Вернуться назад Распечатать

Беспилотный летательный аппарат Bayraktar Kizilelma (Турция)

14 декабря 2022 г. состоялся 1-ый полет нового турецкого реактивного боевого беспилотного летательного аппарата Bayraktar Kizilelma, сделанного компанией Baykar Technologies, которая уже отлично известна по поставляемым во многие страны мира разведывательно-ударным дронам Bayraktar TB2 (имеют взлетную массу 650 кг и комплектуются одним поршневым движком) и не так давно начавшим поступать в вооруженные силы Турции существенно более большим 5,5-тонным двухмоторным турбовинтовым Bayraktar Akinci. О начале полномасштабных работ над проектом реактивного боевого беспилотника было объявлено исключительно в 2021 г., выход на летные тесты макета Bayraktar Kizilelma (читается «Кызылэльма», в переводе с турецкого - «Красное яблоко») ожидался в 2023-м, но практически взлететь он сумел даже ранее сначало планировавшихся сроков. Подразумевается, что за дозвуковым Bayraktar Kizilelma-A, способным в его сегодняшней конфигурации с движком АИ-25ТЛТ летать со скоростью до М=0,9, должен последовать сверхзвуковой Bayraktar Kizilelma-B с форсажным двухконтурным турбореактивным движком АИ-322Ф (а потом, может быть, с турецким TF6000), в дальнейшем может показаться и еще больше большой двухмоторный вариант (Bayraktar Kizilelma-C). Считается, что такие аппараты дадут принципно новые боевые способности ВВС Турции, подразумевается также их применение при базировании на палубе всеприменимых десантных кораблей (легких авианосцев) турецких ВМС типа Anadolu. Ну а беря во внимание экспортные успехи Bayraktar TB2 и готовящиеся поставки за предел Bayraktar Akinci, можно предугадать суровый энтузиазм к турецкому «Красному яблоку» и в других странах. Разработка боевого реактивного беспилотника осуществлялась турецкой личной компанией Baykar в рамках программки: MIUS (Muharip Insansiz Ufak Sistemi, в переводе с турецкого - «Боевая беспилотная авиационная система»; само заглавие компании - это сочетание первых слогов от Bayraktar Kardesler - «Братья Байрактары»). 1-ые концептуальные проработки грядущего боевого дрона турецкие инженеры сделали еще в 2013 г., но общественная информация о проекте вкупе с первыми иллюстрациями появилась исключительно в июле 2021-го, когда она была расположена компанией Baykar на собственной странице в твиттере. 12 марта 2022 г. создатель объявил о присвоении новенькому боевому реактивному БЛА наименования Bayraktar Kizilelma, тогда же технический директор и совладелец компании Baykar Сельчук Байрактар сказал, что макет беспилотника уже находится на конечной сборке. Премьерный показ первого эталона нового БЛА состоялся в рамках 5-й авиационно-технологической выставки-фестиваля Teknofest, организованной Турецким фондом T3 Foundation и Министерством индустрии и технологий Турции и проходившей с 30 августа по 4 сентября 2022 г. в аэровокзалу Чаршамба в г. Самсун на черноморском побережье на севере страны. 1-ый пуск мотора на летном экземпляре Bayraktar Kizilelma был выполнен 19 сентября 2022 г., а спустя два месяца, 20 ноября, на местности летно-испытательного и учебного центра Akinci Flight Training and Test Center в Чорлу (провинция Текирдаг на северо-западе Турции) состоялись 1-ые рулежки и пробежки аппарата. 3 декабря беспилотник в первый раз выполнил подлеты над ВПП, и, в конце концов, 14 декабря - сделал собственный 1-ый полет. Он длился 18 минут и прошел стопроцентно удачно. 1-ый летный экземпляр Bayraktar Kizilelma назван в память об основоположнике компании Baykar Оздемире Байрактаре - скончавшемся 18 октября 2021 г. отце сегодняшних управляющих и совладельцев Baykar Technologies - ее генерального директора Халука Байрактара и технического директора Сельчука Байрактара. Его имя отражено и в условном бортовом регистрационном номере, наложеном на поверхности вертикального оперения аппарата - TC-OZB (стоит увидеть, что все зарегистрированные авиационными властями Турции штатские воздушные суда и вертолеты имеют префикс TC, но их регистрационный номер должен включать только буковкы латинского алфавита, в данном же случае применена специфичная турецкая буковка O, с которой начиналось имя Оздемира Байрактара). Летные тесты Bayraktar Kizilelma продолжились после Нового года - 2-ой полет в Чорлу состоялся 23 января 2023 г., он был более долгим и ставил задачей отработку стойкости и маневренности аппарата в воздухе, калибровку системы управления и другого бортового оборудования. БПЛА Bayraktar Kizilelma представляет собой боевой неприметный реактивный беспилотный летательный аппарат, выполненный по схеме «утка» с широким внедрением композиционных материалов. Он комплектуется трапециевидным в плане крылом с наплывом, цельноповоротным фронтальным горизонтальным оперением и двухкилевым вертикальным оперением с двухсекционными рулями направления (кили установлены с развалом около 30° от вертикали). Угол стреловидности консолей крыла и ПГО по фронтальной кромке - около 45°. По задней кромке каждой консоли крыла имеется 5 секцией элевонов (флаперонов). Воздухопоглотители мотора - боковые, плоские. Шасси - трехопорное, убирающееся, с телескопическими стойками и одним колесом на фронтальной и каждой из главных опор (для первых полетов шасси фиксировалось в выпущенном положении, а его ниши в фюзеляже запирались заместо створок сплошными «зашивками»). Фюзеляж имеет свойственное оребрение и плоские нижнюю и боковые поверхности. Длина аппарата составляет 14,7 м, размах крыла - 10 м, высота - 3,3 м. Наибольшая взлетная масса беспилотника, по данным создателя, добивается 6000 кг. В состав силовой установки заходит один двухконтурный турбореактивный движок АИ-25ТЛТ - соответственное соглашение меж компанией Baykar и ГП «Ивченко-Прогресс», ранее уже поставлявшем ей турбовинтовые АИ-450Т для БЛА Bayraktar Akinci, было подписано в ноябре 2021 г. Движок АИ-25ТЛТ является приспособленным для внедрения на турецком БЛА вариантом серийного русского АИ-25ТЛ тягой 1720 кгс, более полвека применяемого на чешских учебно-тренировочных воздушных судах L-39 (в модификации АИ-25ТЛК такие ТРДД поставлялись также в КНР для установки на учебно-тренировочные самолета: Hongdu JL-8 и некие экспортные варианта: К-8; версия АИ-25ТЛШ с увеличенной до 1850 кгс тягой использовалась на модернизированных воздушных судах L-39M1). Масса базисного мотора АИ-25ТЛ составляет около 350 кг, удельный расход горючего на взлетном режиме - 0,6 кг/(кгс-ч), на крейсерском - 0,815 кг/(кгс-ч). По официальным данным компании, БПЛА Bayraktar Kizilelma будет способен развивать скорость, подобающую числу М=0,9 (около 960 км/ч) и совершать крейсерский полет с М=0,6 (около 640 км/ч) на высоте 10 700 м, а его практический потолок составляет порядка 13 700 м. Радиус деяния БЛА оценивается создателем более чем в 900 км (500 морских миль), а очень вероятная длительность полета - в 5 часов. Различительными особенностями нового турецкого боевого беспилотника, по заявлениям создателя, станут вполне автоматическое выполнение взлета и посадки, малая заметность в радиолокационном спектре, высочайшие скорость и маневренность, значимые боевая нагрузка и боевой радиус деяния, способность обмена данными с оператором как в зоне прямой видимости, так и за ее пределами, возможность базирования на маленьких взлетно-посадочных полосах, включая полетную палубу всеприменимых десантных кораблей (легких авианосцев). В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования дрона планируется включить РЛС с активной фазированной антенной решеткой разработки 1-го из компаний турецкого военно-промышленного комплекса, оптико-электронную обзорно-прицельную систему - аппаратуру «целеуказания и наведения на цель с общей апертурой» CATS (Common Aperture Targeting System) турецкой компании Aselsan, также навесной контейнер РЭБ, модуль радиотехнической разведки (также государственной разработки) и другую аппаратуру. Базисный вариант Bayraktar Kizilelma-A сумеет брать на борт различную боевую нагрузку общей массой до 1500 кг. В состав комплекса вооружения планируется включить широкий диапазон авиационных средств поражения, в т.ч. крылатые ракеты SOM-J с дальностью запуска 250 км, управляемые ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», корректируемые и свободнопадающие авиабомбы различных калибров, неуправляемые ракеты, также другие боеприпасы и спец контейнеры, которые он сумеет нести на 6 точках подвески под крылом и во внутренних отсеках в фюзеляже. Еще сначала реализации программки MIUS технический директор Baykar Сельчук Байрактар отмечал, что если 1-ый вариант их реактивного боевого беспилотного летательного аппарата будет иметь высшую дозвуковую скорость, то в предстоящем подразумевается создание его сверхзвуковой версии, получившей рабочее обозначение Kizilelma-B. В согласовании с соглашением с ГП «Ивченко-Прогресс», подписанным 11 ноября 2021 г. в рамках работа: выставки Saha Expo (проводилась в Стамбуле 10-13 ноября 2021 г. турецкой ассоциацией оборонной и аэрокосмической индустрии SAHA Istanbul), сверхзвуковой вариант БЛА Bayraktar Kizilelma будет оснащаться двухконтурным турбореактивным движком с форсажной камерой АИ-322Ф. АИ-322Ф представляет собой форсажную версию ТРДД типа АИ-322 -так с некоторых пор стал именоваться вариант мотора АИ-222-25, полный цикл серийного производства которого (без использования русских девайсов) был освоен в Запорожье. Бесфорсажные движки АИ-322 (АИ-222К-25) в текущие годы в огромных количествах поставлялись Украиной в КНР, где ими комплектуются реактивные учебно-боевые воздушные суда L-15 (JL-10), состоящие на вооружении ВВС и ВМС НОАК, а с 2016 г. - и ВВС Замбии. Опытнейший движок АИ-222-25Ф с форсажной камерой прошел стендовые тесты в Запорожье в июне 2007-го, а 26 октября 2010 г. в Китае состоялся 1-ый полет опытнейшего экземпляра сверхзвукового учебно-боевого самолета завышенной подготовки L-15 LIFT (6-ой экземпляр L-15) с 2-мя движками АИ-222К-25Ф, способного развивать скорость, подобающую числу М=1,4. Позже, в декабре 2017 г., в КНР начались тесты опытнейшего легкого сверхзвукового боевого самолета L-15B с 2-мя движками АИ-322Ф (АИ-222К-25Ф). ТРДДФ типа АИ-322Ф имеет тягу на режиме «полный форсаж» 4200 кгс (на наивысшем бесфорсажном режиме - 2500 кгс) при сухой массе мотора 560 кг (у бесфорсажного АИ-322 - 440 кг). Удельный расход горючего на наивысшем режиме составляет 0,66 кг/(кгс-ч), на полном форсаже - 1,9 кг/(кгс-ч). Выпуск движков АИ-322Ф в Запорожье для оснащения турецких боевых беспилотных летательных аппаратов планировалось производить в рамках совместного предприятия Black Sea Shield, основанного в 2019 г. в Стамбуле компанией Baykar и «Укрспецэкспортом» с целью более действенной организации работ по разным программкам беспилотной авиации, реализуемым в Турции. Вобщем, в свете последних событий поставка сколько-либо важного количества запорожских движков для турецких беспилотников представляется маловероятной. Не исключено, что компании Baykar придется ожидать возникновения создаваемого в Турции двухконтурного турбореактивного мотора TF6000, разработку которого ведут спецы компании Tusas Engine Industries (TEI). Полноразмерный макет мотора со степенью двухконтурности 1,08, который обязан иметь тягу около 2700 кгс на наивысшем режиме, был в первый раз представлен в конце прошедшего лета на выставке Teknofest 2022. Как сказал тогда агентству «Анадолу», начало испытаний опытнейшего эталона TF6000 запланировано на 2023 г. Движок длиной 2250 мм и поперечными размерами 860х1100 мм имеет двухступенчатый вентилятор, шестиступный компрессор высочайшего давления и одноступенчатые турбины высочайшего и низкого давления. Сообщается, что удельный расход горючего у него составит 0,7 кг/(кгс-ч). В предстоящем подразумевается разработка модификации TF6000 с форсажной камерой тягой порядка 4500 кгс на режиме «полный форсаж». На Teknofest 2022 стало также понятно, что в компании Baykar прорабатывается очередной вариант БЛА Bayraktar Kizilelma - двухдвигательный Kizilelma-C, который подразумевается оснащать парой АИ-322Ф, либо TF6000. Но больше никакой инфы по этой модификации боевого дрона пока не обнародовалось. Поставки боевых беспилотных летательных аппаратов Bayraktar Kizilelma планируется производить как в Военно-воздушные, так и в Военно-морские силы Турции. В первом случае идет речь приемущественно о сверхзвуковых Bayraktar Kizilelma-B, которые будут действовать в совместном строю с истребителями, в т.ч. с многообещающими турецкими самолетами 5-ого поколения TF-X. В ВМС же подобные беспилотники сумеют базироваться не только лишь на береговых аэродромах, да и на борту нового турецкого всеприменимого десантного корабля «Анадолу» (TCG Anadolu, L-400), который вышел на ходовые тесты в июне прошедшего года и, как ожидается, должен войти в состав флота в 2023 г. Еще в июле 2021 г. компания Baykar опубликовала иллюстрации, на которых разрабатываемый ею по программке MIUS боевой беспилотник показан на подъемнике и полетной палубе УДК типа «Анадолу», также делает взлет с нее. Технический директор Baykar Сельчук Байрактар тогда подтвердил эту информацию турецким журналистам. В отличие от других БЛА подобного класса, более принципиальным нюансом нашего проекта будет то, что он сумеет совершать посадку и взлет с авианесущих кораблей. MIUS будет способен летать с палубы таких кораблей, как УДК «Анадолу». Он будет владеть возможностью делать взлет без помощи катапульты и совершать посадку на корабль при помощи тормозного гака. В марте 2021 г. официальные лица Турции заявляли журналистам, что УДК «Анадолу» будет в перспективе переоборудован в «авианосец дронов» - корабль, одной из главных задач которого станет обеспечение базирования на его борту большой группировки разведывательно-ударных и боевых беспилотных летательных аппаратов различных типов. Тогда же глава Управления оборонной индустрии Турции Исмаил Демир отмечал, что «Анадолу» сумеет нести на борту от 30 до 50 новых разведывательно-ударных дронов типа Bayraktar TB3, при этом сразу экипаж корабля сумеет обеспечивать оперативное применение более 10 вооруженных беспилотников, управление которыми будет осуществляться спецами, находящимися в корабельном командном центре. После чего заявления управление компании Baykar распространило фото- и видеоматериалы, на которых показывались элементы совместного базирования на борту «Анадолу» разведывательно-ударных дронов Bayraktar TB3 и многообещающих боевых аппаратов MIUS. «Bayraktar Kizilelma совершит революцию в авиации, он сумеет применяться в воздушном бою против традиционных боевых самолетов, - приводят слова технического директора компании Baykar Сельчука Байрактара турецкие СМИ. - Может быть, после первого полета нашего нового беспилотника его было бы некорректно ассоциировать с самолетами, которые употребляются в почти всех странах, но когда он будет вполне готов, то по ряду характеристик затмит тот же F-35». Вобщем, приверженность управления компании идее пришествия в обозримом будущем эры господства в воздухе механизированных комплексов уже издавна отлично известна. После возникновения истребителей 5-ого поколения в мире наступит конец эпохи пилотируемых истребителей. Больше не будет сотворено ни 1-го нового пилотируемого боевого самолета. Беспилотные системы стремительно станут главным элементом на поле боя грядущего. Но, пока таковой прогноз, как представляется, является очень уж оптимистичным. Беспилотные летательные аппараты даже самые совершенные, еще длительно не сумеют на сто процентов поменять в боевом строю собственных пилотируемых братьев, приятное доказательство чему - ведущиеся на данный момент в различных странах программки сотворения боевых авиационных комплексов последующего поколения. Но это никак не преуменьшает тех достижений, которые все более уверенно показывает компания Baykar. Лётно-технические свойства Bayraktar Kizilelma Макс. взлетная масса - 6000 кг. Масса полезной нагрузки - до 1500 кг. Движок - Турбореактивный движок Метод старта - автоматическая, с палубы либо полосы взлета Метод посадки - автоматическая посадка Воздушная крейсерская скорость - 740 км/ч Макс. длительность полета - 5 ч. Радиус деяния - 926 км. Оперативная высота - 10,668 м. Наибольшая высота - 12 000 м.